Инновации – пока пустая трата денег налогоплательщиков
Елена Кавтаева: "Если кто-то и пользуется благами доктрины инноваций, то это не более 10%. Как у нас велись медицинский карты в каждой поликлинике от руки, так и ведутся".
В последние года новости о передовых разработках наноиндустрии и фондах инновационного развития просто заполонили эфир центральных СМИ. Однако в нашей-то повседневности ничего так и не изменилось.
Нам обещали информатизацию образования, медицины, ЖКХ. Ничего этого фактически не произошло. Если кто-то и пользуется благами доктрины инноваций, то это не более 10% от проведенных проектов и инновационных начинаний. Как у нас велись медицинский карты в каждой поликлинике от руки, так и ведутся. Как были у нас очереди с 6 утра за талонами к врачу, так и остаются.
Никто из моих близких и знакомых в российских медицинских учреждениях так и не воспользовался ни разу возможностями систем электронных очередей, никто не воспользовался системами электронной регистрации в нескончаемые очереди в паспортные столы. Все как было на уровне технического оснащения советских времен, так и остается, за исключением ряда точечных систем с минимумом функционала.
Люди все еще стоят часами в очередях в БТИ за справкой, которая тем временем лежит в соседнем отделе. Платят деньги многократно за получение одного и того же пакета документов. Очереди, нервы, критика бюрократии – все никуда из нашей жизни не ушло.
Все потому, что программы эти утверждаются людьми, которые сами никогда не пользовались полноценными информационными системами, у них нет понимания ценности новых технологий для простых людей, и они заполняют его точными знаниями о потребностях бюрократических органов.
Никто среди чиновников просто не изучает, каковы запросы граждан на получение документов, с каким вопросами они приходят в госучреждения, что нужно для быстрого выполнения их запросов. Соответственно, результат инновационной деятельности они получают только на бумаге: инновационное ИТ-решение внедрено, работы по ней закрыты.
На деле начинает выявляться куча изъянов системы, ее начинают пересматривать и перерабатывать, корректировки требуют дополнительного времени и новых затрат из казны. Как мы все знаем, все это делают на деньги налогоплательщиков. К сожалению, деньги выбрасываются на ветер.
Не так давно были отложены сроки ввода в использование единой электронной карты. Мало кто удивился тому, что сроки сдачи этого федерального проекта отложились и надолго. Из-за чего случился такой громкий провал проекта, инициированного на самом высоком уровне? Тот, кто задумал этот большой проект, не имел должного понимания и целостной картины: как делать, что делать, как лучше это реализовать, и какого результата ждать.
Каждое из сотен госучреждений получает какое-то задание, заказывает какие-то собственные проекты, каждый в них закрывает свои, локальные потребности и тянет одеяло на себя при разбирательствах, почему что-то не работает. В начале проекта никто точно не оценил, какой объем интеграции между каким количеством бюджетных и коммерческих учреждений требуется, чтобы человек смог пользоваться с помощью одной карты данными и о налогах, и о штрафах, и о медицинских документах, и о кредитах и т.д. Даже между госорганами нет никакой консолидации действий, поэтому вряд ли мы получим работающие единые электронные карты даже в новые сроки.
К огромному сожалению, люди из федеральных органов власти, все еще уверены в том, что баснословные денежные вливания в информационные и нанотехнологии гарантируют быстрое появление работающего качественного инструмента. Как показывают уже годы борьбы за инновации, информатизации общества мешает не столько недостаток финансирования, сколько безграмотность на всех уровнях госуправления. Об этом свидетельствует хотя бы отсутствие в государстве единой концепции развития IТ касаемо бюджетно-муниципальных учреждений.
Функцию разъяснения реальных возможностей и прикладного назначения технологий частично могут взять на себя поставщики и разработчики решений, однако даже их усилий недостаточно для изменения ситуации с грамотностью российских чиновников к лучшему.
Елена Кавтаева, директор представительства компании «Микротест» в Нижнем Новгороде