InSales.ru опубликовала исследование рынка интернет-торговли
Одна из немногих отраслей, которая продолжает расти в кризис - это интернет-торговля. К 2016 году объем рынка достигнет 1 трлн руб., а конкуренция станет более ожесточенной.
По данным аналитиков компании InSales.ru, общий объем рынка интернет-торговли в 2014 году составил 612 млрд руб., рост по отношению к прошлому году - 31%. Аналитики ждут, что продажи в интернете продолжат расти на 25-35% в год. В 2016 году объем рынка достигнет 1 трлн руб., а в 2017 году превысит 1,25 трлн руб.
Аналитики Data Insight добавляют, что рост числа онлайн-покупателей находится в самом расцвете, в ближайшее время покупать через интернет начнут те, кто начал осваивать интернет в 2008-2012 годах (в эти годы приток новых пользователей интернета достиг максимальных значений).
Опрошенные DK.RU игроки рынка также полагают, что пока нет причин для того, чтобы объемы продаж интернет-магазинов упали. Правда, PR-директор Е96.ru Дмитрий Иванов рассказывает, что из-за снижения покупательской активности по итогам первого квартала некоторые компании по объемам продаж вернулись на уровень 2012-2013 гг. Но дно уже пройдено. Благодаря тому, что курс рубля стабилизировался, а ЦБ РФ продолжает снижать ключевую ставку, рынок должен снова расти.
Что покупают чаще?
По данным InSales.ru, чаще всего жители России покупают в интернете электронику и бытовую технику (147 млрд руб.), одежду и обувь (93 млрд руб.), компьютеры, ноутбуки, комплектующие (68 млрд руб.), автозапчасти (38 млрд руб.) и мобильные телефоны (32 млрд руб.). Наиболее быстрорастущими по числу заказов в прошлом году стали категории одежды и обуви (за счет существенного роста числа дешевых заказов в зарубежных магазинах), стройматериалы, оборудование и в спортивные товары.
Объем рынка по товарным категориям за 2014 год, млрд. руб.:
В 2015 году ожидать рекордной динамики продаж электроники через интернет не стоит, уверены в компании «Связной». Руководитель пресс-службы ритейлера «Связной» Мария Заикина говорит, что рынок электроники (в e-commerce) долгое время демонстрировал позитивную динамику, и замедление темпов роста логично. Кроме того, в этом году покупатели стали более взвешенно подходить к покупкам гаджетов.
Оборот от продаж товаров через онлайн по итогам 2014 года у компании составил 22 млрд руб.. В 2015 году в компании рассчитывают, что доля онлайна превысит 25%.
Игроки будут объединяться
В InSales.ru отмечают, что в прошлом году выросло число больших магазинов, увеличились и их обороты. При этом около трети микро-магазинов практически не получали заказов. Тенденцией 2014 года стал уход слабых мелких игроков.
- Это те предприниматели, которые не были уверены в своих силах, для кого интернет-магазин не был основным бизнесом, кто был завязан на санкционные товары и чьи магазины были слишком чувствительны к изменению курса национальной валюты, - говорится в исследовании.
Число интернет-магазинов в Рунете в 2007-2014 годах:
Сейчас крупные игроки укрупняются и становятся мультикатегорийными, средние магазины вынуждены ожесточённее конкурировать, а мелкие магазины борются за выживание и рост. Одновременно с этим из оффлайн-ритейла приходят новые игроки, подчеркивают аналитики.
Кто вышел?
Генеральный директор Ozon.ru Дэнни Перекальски согласен, что консолидация на рынке будет идти, но предполагает, что новых игроков в этом году будет немного, так как порог входа на рынок очень высок.
Дмитрий Иванов полагает, что лидеры рынка сохранят свои позиции или даже упрочат их. Потребители доверяют известному бренду, к тому же крупные компании зачастую предлагают более низкие цены. Один из трендов ближайших лет - консолидация, крупные компании будут увеличивать свою рыночную долю за счет мелких. Недавний пример тому - объединение витрин «Сотмаркет», «Ютинет» и «Е96.ru».
- Магазины, которые обрабатывают меньше 150 заказов в день, скорее всего, не смогут удержаться, так как операционные затраты на обработку заказов, на маркетинг будут увеличиваться, а маржинальность выше не будет, - констатирует Иванов.
Впрочем, одинаково успешно продавать в оффлайне и онлайне удается не всем, говорит Дмитрий Иванов. Так, к примеру в прошлом году ушли с рынка «Белый Ветер - Цифровой» и Е5 (проект X5 Retail Group). Выручки компаний пошли на спад. К примеру, в третьем квартале 2014 года выручка E5 снизилась на 30% к уровню годичной давности, число покупок упало втрое. Ритейлер «Белый Ветер - Цифровой» и во все в середине августа 2014 года подал иск о банкротстве, оценив свои долги в 7,2 млрд руб.
Аналитик Data Insight Федор Вирин говорит, что консолидация крупных игроков неминуемо приведет к масштабному переделу рынка онлайн-торговли, но место для небольших компаний ещё есть.
Тег: Обзоры DK.RU