Инвестиции в регионы от мировых компаний – это реально
Microsoft инвестирует в России порядка $100 млн ежегодно. Николай Прянишников, президент Microsoft в России, рассказывает, как привлекать зарубежные инвестиции, в том числе и в регионы.
Для Microsoft Россия – стратегический рынок. Российское представительство Microsoft продолжает подтверждать важность и перспективность этого рынка для всей корпорации. Например, принято решение создать в России Research&Development-центр в Сколково. Такие центры Microsoft открывает отнюдь не во всех странах. Убеждая инвестировать в Россию, мы приводим головному офису следующие аргументы: здесь много высококвалифицированных программистов и у страны огромный потенциал - более 630 тысяч IT профессионалов, более 1.7 миллионов разработчиков.
В рамках направления поддержки инновационных стартапов мы уже предоставили наше ПО, курсы обучения, помощь в выходе на международный рынок 2,5 тыс. компаний, а в ноябре прошлого года основали Фонд посевного финансирования Microsoft, начали выдавать гранты российским стартапам в области программного обеспечения и интернет-услуг. Наши инвестиции в 300 региональных IT-академий – это рекорд среди стран BRIC. Мы открыли также 11 центров инноваций в ведущих ВУЗах страны.
Поскольку Microsoft - один из крупнейших инвесторов в российскую экономику, хочу дать несколько советов, как привлечь инвестиции – как частным компаниям, так и регионам.
Мы вполне определенно говорим, что можем заинтересоваться какой-то из существующих российских региональных компаний, или стартапом. Кто же нам интересен в наибольшей степени? Во-первых, бизнесмены с новыми идеями, которые реализуются впервые, это должен быть инновационный замысел или технология, которые можно быстро преобразовать в продукт или решение. Во-вторых, для нас важны перспективы этого бизнеса – продукт или сервис должны быть масштабируемыми. Но точно такое же требование выскажет и любой другой инвестор, будь то IT-компания или инвестфонд. Наконец, важна команда, способная реализовать идею. Не стоит опасаться поглощения со стороны крупной компании, наоборот, последовательный запуск на полученные средства все новых проектов и позволит создать в России инновационную экономику, так, как это происходило в Силиконовой долине. Но на месте предпринимателей-стартаперов или инвесторов в старт-апы я бы сейчас в первую очередь сосредоточился не на мысли, как поскорее продать свой бизнес, а на поиске идей, создании команд и работающих бизнесов – а потом покупатель на эти бизнесы обязательно найдется. Главное – не держать идеи в себе, а начинать претворять их в бизнес-проекты.
Несколько комментариев о наших «региональных» предпочтениях. Наибольшие шансы заинтересовать любую транснациональную компанию у того региона, где запущена программа подготовки молодых кадров для инновационных отраслей. Как правило, речь идет о программах в рамках технических вузов – IT-академиях, центрах инноваций, в которых студент сможет попробовать реализовать свою идею. Второе – наличие технопарков, бизнес-инкубаторов, где создана возможность простого доступа к инфраструктуре. Третье – созданная экосистема: множество IT-компаний, на разных уровнях проявляющих свою активность – и через создание R&D-центров, и через организацию лекций гуру технологий. И, разумеется, открытость властей, готовность поддерживать бизнес не словом, но делом.
Можно достичь очень хорошего результата через сотрудничеств с местными правительствами при условии понимания реальных потребностей и приоритетов региона. На мой взгляд, один из наиболее впечатляющих примеров – позиция властей в Татарстане. Там не просто создали IT-парк, но и пересадили в него руководство IT-сферы республики, так, чтобы резидентам парка из числа высокотехнологичных компаний было очень просто взаимодействовать с чиновниками. В парке хорошая инфраструктура – надежный дата-центр, невысокая аренда. Когда нам предложили разместить там офис, мы согласились на переезд, хотя обычно предпочитаем оставаться в уже обжитых помещениях.
И наконец, крайне важна личная заинтересованность руководителя региона. Рецепт калужского губернатора, дающего личный мобильный номер инвесторам, размещающим свои производства в области – реально работает. Когда чиновник высокого уровня говорит «обращайтесь, я помогу» - это действует на других чиновников, отвечающих за выбор – помочь или запретить. Надеюсь, что звонить на личный номер как раз не будут, т.к. стремиться нужно именно к тому, чтобы система работала сама по себе без подталкивания сверху. Но в сегодняшних условиях сознание самой возможности позвонить и попросить помощи у первого лица вселяет большую уверенность и увеличивает энтузиазм молодых предпринимателей.