История ВЭБа глазами Bloomberg: чтобы спасти банк Путину потребуется $18 млрд
Издание считает, что правительство РФ слишком активно использовало ресурсы ВЭБа для «специальных проектов», поэтому теперь властям придется решать проблемы банка.
Издание Bloomberg опубликовало материал, в котором рассказывает о проблемах российского Внешэкономбанка.
В течение многих лет президент России Владимир Путин использовал Внешэкономбанк (ВЭБ), чтобы заплатить за «специальные проекты», такие как Олимпиада в Сочи. А теперь банку нужна помощь государства и спасение ВЭБа может оказаться дорогостоящим для Кремля.
После введения западных санкций в прошлом год, ВЭБ прекратил выдачу новых кредитов. Теперь стоимость его спасения оценивается в 1,3 трлн рублей ($ 18 млрд), сообщает издание со ссылкой на различные источники.
«Правительство не может просто оставить его один на один с проблемами, вызванными финансовой и экономической ситуацией в стране», - сказал на встрече совета ВЭБа, где обсуждались варианты спасения, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.
Последние восемь лет ВЭБ олицетворял гибридную систему Путина, он объединил элементы рыночного финансирования с жестким контролем Кремля, он также финансировал промышленные и инфраструктурные проекты в те дни, когда цены на нефть были высокими.
Но санкции США и ЕС отрезали доступ ВЭБа к международным финансовые рынки, оставив его без источника дешевого фондирования.
В то же время падение цен на нефть ускорило рецессию в России, загоняя многие из проектов ВЭБа в больший минус.
Путин ранее в этом месяце сказал, что многие агентства по развитию «превратились в свалки мусора по сомнительными долгами», и многие увидели в этом заявлении отсылку к ВЭБу.
ВЭБ был создан в качестве банка для финансирования внешней торговли.
«Путин считал, что он создал государственную корпорацию, которая станет институтом развития», как государственные кредиторы в Германии и Японии, - отметил Алексей Кудрин, который ранее занимал пост министра финансов.
Когда мировой финансовый кризис ударил в 2008 году, стал ВЭБ основным инструментом Путина. Он получил 1,25 трлн рублей (около $ 50 млрд на тот момент) от правительства и центрального банка, чтобы укрепить фондовый рынок, помочь банкам и выручить магнатов, которым грозила потеря компаний.
Во многом благодаря быстрому восстановлению цен на нефть, экономика России пришла в норму. Некоторые из спасительных инвестиций ВЭБа даже окупились. К концу 2009 года, его баланс был в три раза больше, чем начальный капитал.
В наследство от 2014 года и зимних Олимпийских игр в Сочи, которые обошлись примерно в $50 млрд, банку осталось самое большое бремя. ВЭБ взял под свой контроль убыточных отелей, горнолыжных курортов и других проектов на сумму более чем 200 млрд рублей.
«Шаг за шагом, контроль за выдачей кредитов был ослаблен», - сказал Кудрин, бывший министр финансов.
В настоящее время правительство рассматривает изменение оригинальной модели ВЭБа в рамках кризиса. Бюджетку, вероятно, придется взять на себя огромные потери «специальных проектов».