IT-компании задумались об аутсорсинге
В ближайшее время многие IT-компании Самары могут создать подразделения по сервисному обслуживанию компьютерного оборудования и сетей. Спрос на услугу растет из-за недостатка системных администрато
Чем выгоден IT-аутсорсинг?
Что влияет на развитие рынка IT-аутсорсинга?
Как будет выглядеть рынок через 2 года?
эксперты
Нил Ахметбаев
директор компании MDC Control-Service
Сергей Бабинцев
директор компании «Железная Логика»
Андрей Мусинов
директор компании Mira Studio
Георгий Ованесян
руководитель направления аутсорсинга компании «КРОК» (г. Москва)
Эдуард Погребняк
коммерческий директор компании «Имплозия-Софт»
Александр Сова
директор филиала компании «Айти»
Вячеслав Тишин
директор компании 3Dit
Павел Шмелев
начальник отдела «К» ГУВД Самарской области
детали
Аутсорсинг выбирают ради экономии
Источник: компания 3Dit
1 В среднем по Самаре, по данным кадрового агентства HeadHunter
VPN-технологии (Virtual Private Network) позволяют компании объединить географически удаленные офисы в единую сеть, используя для связи защищенный канал Интернет.
За
1Возможность сэкономить на системном администраторе: средняя зарплата сисадмина 10-12 тыс. руб.1 плюс рабочее место, налоги, страховка. Услуги аутсорсера в среднем 5-10 тыс. руб.
2Квалификация аутсорсера, как правило, выше штатного сисадмина. За те же деньги он может обслуживать более сложное оборудование.
3Аутсорсер может оперативно заменить вышедшего в отпуск, заболевшего или уволившегося сотрудника.
Против
1 Аутсорсер получает доступ к конфиденциальной информации фирмы.
2 Ответственность аутсорсера за своевременное устранение инцидента ограничена размерами абонентской платы за 1 месяц.
3 Сотрудник аутсорсера не находится в офисе постоянно.
Согласно опросу, участников рынка можно разделить на 3 категории по размеру IT-инфраструктуры, за обслуживание которой они готовы браться. Масса ЧП и небольших компаний без бренда работают с домашними компьютерами и организациями, где установлено менее 5 компьютеров, занимаются заправкой картриджей для принтеров, мелким ремонтом и попутным обучением пользователей.
Аутсорсингом сетей среднего размера из 5-40 рабочих станций и нескольких серверов занимаются «Железная Логика», IT Doctor, 3Dit, Mira Studio, MDC Control-Service и другие, всего около 10 компаний. В этом секторе активно услугу почти никто не продвигал сегодня у большинства опрошенных «ДК» фирм по 7-10, иногда 20 клиентов. Средний клиент компания с 10-15 рабочими станциями и одним сервером, с абонентской платой в 5-8 тыс. руб. в месяц. По словам директора MDC Control-Service Нила Ахметбаева, большинство клиентов местные офисы иностранных и федеральных компаний, менеджеры которых привыкли к аутсорсингу и быстрее соглашаются на него перейти.
Массивную IT-инфраструктуру холдингов и госструктур со множеством региональных отделений обслуживают в основном федеральные компании, такие как «Айти», «КРОК», IBS, «Сибинтек» и др. По словам директора филиала компании «Айти» Александра Совы, крупные заказы разыгрываются в Москве на тендерах. Это консалтинговые проекты разработка IT-стратегии холдинга и структуры отдела АСУ (автоматизированных систем управления), подбор программных продуктов для автоматизации и исполнителей. Сумма контракта за такой заказ может составить 5-30 млн руб. До местного рынка часть этих денег доходит в виде субподрядов на выполнение работ «на местах». «Айти» для этого привлекает свой филиал, а «КРОК» работает со своим партнером компанией «Мультисистемы». Нил Ахметбаев: «Один заказ московских подрядчиков может составить 200 тыс. руб. и более».
По словам Александра Совы, в Москве идет жесткая борьба за федеральные заказы. Но конкуренцию в регионе опрошенные «ДК» эксперты оценили как слабую. Она проявляется в том, что грамотные клиенты диктуют условия работы с аутсорсерами, угрожая воспользоваться услугами другой компании. Александр Сова заявляет, что для заказчиков важны цена, квалификация специалистов и возможность обслуживания всей IT-инфраструктуры предприятия в комплексе: «Крупные заказчики предпочитают заключить договор с одной организацией по всем видам работ, даже если это дороже, чем набрать несколько аутсорсеров для отдельных процессов. Ведь каждый новый партнер получает доступ к коммерческой информации».
Самарский рынок аутсорсинга эксперты считают пока не сформированным и затрудняются оценить его оборот. По словам руководителя направления техподдержки и аутсорсинга компании «КРОК» (г. Москва) Георгия Ованесяна, самарский рынок это пока только единичные проекты.
Но скоро ситуация может кардинально поменяться, полагает директор «Железной Логики» Сергей Бабинцев: «Рынок сервисных услуг сегодня «чистое поле» для бизнеса, но уже через пару лет он может стать высококонкурентным, а его оборот составит несколько миллионов долларов. Сейчас есть предпосылки для того, чтобы направление «прорвалось». И я готовлю компанию к ситуации, когда о «буме» аутсорсинга можно будет говорить с уверенностью». По словам г-на Бабинцева, «Железная Логика» прорабатывает IT-решения, которые позволят ей заниматься круглосуточным обслуживанием и мониторингом структур с филиалами в нескольких регионах с помощью продуктов LANDESK и партнерской сети в ассоциации Business Computer Group.
По словам г-на Бабинцева, быстрое развитие может начаться из-за постепенного отказа бизнеса от традиционной схемы серверной комнаты и отдела АСУ в каждой компании в пользу услуг сторонних организаций. Другая предпосылка всеобщая автоматизация государственных и муниципальных структур по программе «Электронная Россия». Компьютеры, закупленные по бюджетным подрядам в 2005-2006 г., требуют обслуживания. По словам Александра Совы, при формировании бюджетов госструктуры уже закладывают расходы на сервисное обслуживание. К примеру, 22 января прошел тендер на годовой заказ по сопровождению информационной системы одного из департаментов областного минэкономразвития с начальной стоимостью контракта в 250 тыс. руб.
Назревающее расширение рынка стали осознавать различные компьютерные фирмы города. Например, в августе 2006 г. отдел аутсорсинга появился в Mira Studio, ранее специализировавшейся только на web-услугах. «В этом году мы вплотную займемся аутсорсингом. Если пользоваться прямыми продажами, можно набирать по 2 клиента в месяц», заявил директор Mira Studio Андрей Мусинов. MDC Control-Service в декабре вдвое увеличил штат своего отдела аутсорсинга. Нил Ахметбаев: «Мы сократим основное направление работы сервисный центр, оно стало малорентабельным. Производители устанавливают низкие цены на готовую продукцию и высокие на запчасти, поэтому организации не ремонтируют оргтехнику, а покупают новую. Сервисом заниматься уже не так выгодно, и мы постепенно перейдем на аутсорсинг».
По мнению Сергея Бабинцева, если появится выраженный спрос, примерно 50 компьютерных компаний заведут подразделения сервисного обслуживания. Но пока самарский бизнес не готов к «буму». Есть угроза, что какая-либо иногородняя специализированная компания зайдет на рынок и сразу займет на нем крупнейшую долю.
Своеобразной мини-революцией в сервисном обслуживании сетей стало распространение VPN-технологий и программ удаленного доступа, позволяющих администратору со своего компьютера подключаться к терминалу клиента, видеть, что у него происходит на экране, и даже управлять компьютером через защищенный канал Интернет. Если раньше консультации осуществлялись по телефону, а для решения серьезной проблемы требовался выезд, то теперь специалист-аутсорсер может произвести большинство действий, не выходя из своего офиса. Для IT-компании это означает, что отдел сервисного обслуживания требует меньше специалистов и может «потянуть» больше клиентов. По словам директора 3Dit Вячеслава Тишина, без VPN один специалист может обслуживать 3 крупные сети, с применением этой технологии 5-6. По мнению Сергея Бабинцева, распространение технологии удаленного доступа новый этап развития услуги сервисного обслуживания.
По мнению Георгия Ованесяна, актуальная тенденция московского рынка, которая обязательно придет и в регионы, «переход от работы с IT-специалистами на условиях аутсорсинга к передаче на поддержку аутсорсеру IT-услуги целиком или всей IT-инфраструктуры». Вячеслав Тишин называет это «полным аутсорсингом». По его словам, клиенты переходят на полную поддержку постепенно, отдают все больше процессов по мере роста доверия к аутсорсеру. «У нас так работает уже четверть клиентов, и их процент продолжает расти», отметил директор 3Dit.
Совсем новая для Самары услуга аутсорсинг персонала, когда компания передает клиенту своего специалиста на определенный срок. Это выгодно столичным компаниям, которым дешевле работать с региональными специалистами на условиях аутсорсинга, чем нанимать собственных, а также крупным предприятиям и госструктурам, которым проще воспользоваться услугами «арендованного» специалиста на время реализации проекта, чем открывать вакансию и заниматься подбором персонала. В этом году 4 таких проекта было в «Имплозии-Софт», как заявил коммерческий директор компанииЭдуард Погребняк, специалистов вызывали в другие города Москву, Санкт-Петербург и Томск. Длились выезды от 14 до 30 дней, и чтобы снизить риск переманивания, подбирались сотрудники, содержащие семью. Агентские отчисления «Имплозии-Софт» за аутсорсинг персонала составили 25-45% без учета налогов при зарплате специалистов в $700-1000 в месяц. По словам Александра Совы, передача персонала стала востребована только в 2006 г., наряду с «быстрым аутсорсингом», когда для устранения инцидентов устанавливаются жесткие сроки (6 часов и менее).
Развитие аутсорсинга в Самаре может замедлить повсеместное распространение пиратского программного обеспечения (ПО) и подтолкнет директоров переходить на лицензионное ПО. Приобретение лицензионного ПО как минимум удваивает стоимость одного рабочего места: в среднем по Самаре офисный компьютер с монитором стоит 13-15 тыс. руб., операционая система Windows около 2 тыс. руб., MS Office 10 тыс. Специализированные программы, например ArchiCAD, могут стоить 200 тыс. руб. за одно рабочее место и более.
Как рассказал «ДК» начальник отдела «К» ГУВД Самарской области ПАВЕЛ ШМЕЛЕВ, ответственность по закону об авторском праве несут те, кто установил нелицензионное ПО или пользовался им, в том числе и аутсорсер, если его вина будет доказана. По статье УК 146 ч. 3 правонарушителям грозит наказание до 6 лет лишения свободы. По словам Павла Шмелева, количество возбужденных дел с каждым годом растет, в 2006 г. по результатам работы отдела «К» их было 80. Кроме того, раскрытием преступлений по закону «Об авторском праве» занимается УБЭП.
Участники рынка отмечают, что за последние 1,5 года проверки милиции участились и ее политика в отношении нарушителей закона об авторском праве стала особенно жесткой. Кампания по борьбе с «пиратским софтом» продолжает набирать обороты. В Самаре одна компания-аутсорсер недавно перепрофилировалась. Ее директор, пожелавший остаться неназванным, объяснил свое решение все возрастающими рисками, связанными с обслуживанием клиентов с нелицензионным ПО.
В других фирмах не опасаются угрозы ответственности за использование пиратского ПО клиентами. Директор Mira Studio Андрей Мусинов: «Чтобы обезопасить себя, мы прописываем в договоре аутсорсинга, что применяем в обслуживании компьютеров только программы, предоставленные клиентом». Сейчас продажи лицензионного ПО в Самаре начинают расти: за 2006 г., к примеру, «Имплозия-Софт» продала более 100 программных продуктов Microsoft, что в 10 раз больше, чем в прошлом году. Однако в общем объеме эти цифры пока ничтожно малы.