Ивао Охаси: учитесь учиться у японцев
Ивао Охаси, руководитель московского филиала Исследовательского института «Номура» (NRI), о том, чему Япония научилась у СССР и чему Россия может научиться у Вьетнама.
Три года назад Владимир Владимирович Путин приехал с визитом к нам в Японию. Тогда еще в ранге премьер-министра. С большим списком приехал. Мне кажется, Путин вообще любит списки. И чем длиннее, тем лучше. У нас его так и назвали — «список Путина». В нем — четыреста сорок российских инвестиционных проектов, в которые могли бы инвестировать японские бизнесмены. Огромный список, колоссальная работа вашего Министерства экономического развития.
Российская делегация этот список передала японскому бизнес-сообществу. И наше бизнес-сообщество сказало: «Спасибо вам, господин премьер-министр России, за этот великолепный список». И поскольку наше бизнес-сообщество — дотошное и внимательное, оно стало этот список внимательно читать. Все четыреста сорок пунктов списка прочитало.
И ничего не поняло.
Еще раз прочитало. И опять не поняло. Тут что такое? Это про что вообще? Это предложение о сотрудничестве? Или просто список желаний? В списке было: название компании, название инвестиционного проекта, отрасль — «строительство» или, допустим, «электростанция». Сумма — сколько конкретно десятков или сотен миллионов долларов. И срок окупаемости — например, три года. И все. А по какой схеме планируется реализовывать проект? А какова роль государственных институтов развития? А предполагается ли государственно-частное партнерство? В «списке Путина» ничего об этом не говорилось. Поэтому и не спешат японские бизнесмены инвестировать в российские проекты — прежде всего из-за некачественной их инвестиционной проработки. А вкладываются, например, во Вьетнаме. Там правительство предлагает очень интересные схемы государственно-частного партнерства при развитии инфраструктуры, например дорог, и в дорожную отрасль Вьетнама японские деньги идут.
Ключ успеха — именно в качестве инвестпроекта. В создании жизнеспособной схемы по международным стандартам. Разрабатывать их вполне можно научиться. Во Вьетнаме же научились. И в Китае. И в Японии. У нас вообще все экономическое развитие после Второй мировой войны было основано на заимствовании лучшего опыта из самых разных стран.
Например, систему маркетинга мы полностью импортировали из Соединенных Штатов Америки. И она замечательно работает до сих пор. Точно так же у американских компаний переняли систему управления эффективностью производства. И развили ее. Но не только у западных стран учились.
В СССР изучали методы экономического развития территорий. И перенесли их на нашу почву. Переняли все лучшее из практики советского планирования экономики. Советские разработки прижились у нас и отлично работают! Вот почему Японию иногда в шутку называют самой успешной социалистической страной.
И мы продолжаем перенимать все лучшее отовсюду и по сей день. Например, бурно развивается в Японии — в компаниях и в госсекторе — практика проектного менеджмента. При этом идет постоянная дискуссия, как управлять проектами еще эффективнее, быстрее, дешевле. Почему? Дело в том, что люди в Японии чувствуют: страна теряет самые высокие технологические позиции товаров и услуг, которые мы поставляем на экспорт. Мы уже не уверены, что японская экономика конкурентоспособна на мировом рынке. Раньше, скажем, лет двадцать назад мы твердо знали: Япония — номер один на мировом рынке с точки зрения технологий и качества. А сейчас кто? Может, уже не Япония, а Южная Корея? А через десять лет будет Китай?
Вот поэтому мы и продолжаем улучшать качество управления производством, а в последние годы — и в сфере research & development, прежде всего за счет расширения масштабов использования проектного менеджмента.
То же самое нужно делать и вам. Перенимать лучший международный опыт в менеджменте. Деньги внутри России без качественной подготовки инвестпроекта, наверное, привлечь и можно, но мировые — точно нет.
Колонка написана на основе выступления на Всероссийском форуме институтов развития