Йонас Риддерстрале: "Вцепляться в ногу олигарха надо дружелюбно"
Изучая тенденции глобального бизнеса в Стокгольмской школе экономики, Йонас Риддерстрале и его коллега Кьелл Нордстром написали книги, сделавшие их живыми классиками. В один из своих приездов в Рос
ДОСЬЕ
Йонас Риддерстрале
Профессор Стокгольмской школы экономики, ведет Advanced Management Program СШЭ и работает в Центре углубленного изучения лидерства.
Образование: Имеет степень МВА и доктора философии.
Достижения: Йонас является советником, преподавателем и консультантом ряда международных компаний.
Хобби: В свободное время Йонас занимается коллекционированием предметов искусства и поддерживает одну из самых «прикольных» галерей в Швеции. Йонас Риддерстрале
Почему максимизация эффективности в бизнесе сегодня не гарантирует успеха
Как выжить в эпоху экономического дарвинизма
Что позволяет существовать в симбиозе с олигархами
Его называют гуру «фанки-бизнеса». Он соавтор «развлекательных по форме и смертельно серьезных по сути» произведений. Business Week включил его в пятерку лучших в рейтинге International Guru League Table. Читает лекции по всему миру за гонорары с пятью нулями. Знакомьтесь: Йонас Риддерстрале, соавтор «Бизнеса в стиле фанк» и «Караоке-капитализма».
Хотя феномен «бизнес-гуру» явление относительно новое, уже оформилось несколько правил, которым должен удовлетворять любой нормальный гуру. Во-первых, он не должен отличаться от своих последователей стандартная, как у среднестатистического бизнесмена, прическа, хороший деловой костюм, дистанцированность от тех, кто ниже тебя по статусу. В этом смысле Йонас Риддерстрале совершенно ненормальный гуру. Лысый, с перстнями в форме черепов и прочей ерунды («этот сделали зэки на Кубе из алюминиевой ложки»), в легкомысленном casual он выглядит так, как и должен выглядеть гуру «фанки-бизнеса». Какая книга, такой и писатель. И провокационные «фанки-вопросы» его только радуют.
Меня это не беспокоит. Я не вписываюсь в рамки «шведского идеала», главной добродетелью которого является «нормальность». У нас в Швеции есть только два социально приемлемых способа разбогатеть, при которых сограждане не будут смотреть на тебя волком. У нас никогда не осудят выдающихся спортсменов, зарабатывающих $10 млн в год, даже если они сбегут от налогов в Монако. Еще можно выиграть в лотерею, это тоже будет «нормально».
Мне не важно, нормальная я «звезда» или нет в моей жизни меня обзывали и худшими словами. Может быть, вы обратили внимание, как на входе в здание «Абак-пресс» я открыл дверь, чтобы пропустить вперед пожилую женщину. Так вот это важно, чтобы понять мое отношение к институту нормальных бизнес-гуру.
В прошлом году я выступал на Украине перед большой аудиторией, довольно разношерстной. Я был собой доволен и считал, что отлично справился. Но после выступления наткнулся на кислые мины организаторов. «Ваши идеи, конечно, интересны, сказали они, но гостям вы показались слишком скромным». Я мысленно себя еще раз похвалил и сказал: «Скромный? Так это же замечательно!». «Не всегда», последовал уклончивый ответ. Выяснилось, что незадолго до меня перед ними выступал американский «гуру», который и просветил их, как определить, «настоящая» ли перед ними «звезда» менеджмента. Не поверите, но одним из признаков было то, что «звезда» не должна самостоятельно открывать двери. Для меня это определение не «звезды» и не гуру, а полного идиота. Думаю, что единственным гуру был покойный Питер Друкер. Но и тот как-то сказал, что «гуру» это слово, привнесенное в оборот журналистами, потому что «шарлатан» пишется длиннее и подчас не помещается в заголовки.
...а ненормальным быть необходимо Ваша ключевая идея необходимость отличаться в бизнесе. В Швеции этот тезис неоспорим. Другое дело российский бизнес, которому, наоборот, нужно осваивать базовые, стандартные для шведов бизнес-технологии, без которых дальнейшее развитие просто невозможно.Да, некоторые приводят такой аргумент, что нужно научиться ползать, прежде чем учиться ходить, и научиться ходить, прежде чем начать бегать. Но я с этим не согласен, потому что такой подход не учитывает одной проблемы: окружающий мир развивается с огромной скоростью и не будет ждать, пока вы научитесь всем необходимым базовым вещам. Вторая опасность массового внедрения основ менеджмента в пробелах этих самых основ. История традиционного менеджмента не подтверждает его эффективности. В «Караоке-капитализме» приведены такие данные: из 100 лучших компаний в рейтинге «Форбса» с 1917 по 1997 гг. только одна компания сохранила в нем свое присутствие сейчас американская General Electric. То есть в 1% случаев традиционный менеджмент с его неизменными постулатами побеждает рынок.
Внедрять основы нужно, но в них пора по-другому расставить акценты. Менеджмент прошлого века был искусством избавления от отклонений, так как был сфокусирован на эффективности, а для ее достижения нужна как раз «нормальность». Но битва за эффективность уже давно находится не на первом месте. В условиях постоянных перемен намного лучше бороться за свою «уместность» в текущей обстановке, не имеющей порой ничего общего с «нормальностью», которая неизбежно отстает от изменяющихся обстоятельств. Отсутствие уместности, на самом деле, куда большая проблема.
Если в конкурентной борьбе вы стараетесь больше стать похожим на других, то неизбежно превратитесь в того, кого никогда не замечают! Нужны инновации и эксперименты, которые смогут подчеркнуть вашу уникальность. Здесь уже концепции традиционного менеджмента не сработают. Но это не такая уж и проблема создать свои концепции: если посмотреть, как многим компаниям удается разрабатывать новые продукты и услуги, то нельзя не признать у них это неплохо получается. Если мы можем экспериментировать на уровне технологии, почему мы не можем таким же образом рассматривать стратегические инновации, организационные и управленческие?
Каждый человек уникален по своей сути и, соответственно, обладает конкурентными преимуществами по определению. Нормальными и одинаковыми людей делает именно общество, планомерно воспитывая в этом направлении с детских лет.
Я предлагаю понять, что мы на самом деле свободны в выборе того, что нам делать. Нужно не быть нормальным, как все, а собрать вместе свои маленькие и большие плюсы и сосредоточиться на их выращивании. В плюсы мы включаем не только то, к чему человек способен, но и то, что он по-настоящему любит делать. Иначе вы не достигнете пика своего развития и вас ожидают трудные времена. Это закон экономического дарвинизма.
Как экономический дарвинизм выглядит в Швеции? Ведь молодые шведы, для которых безопасность и средний уровень жизни гарантированы, часто не видят смысла в борьбе за карьерный рост. Почему в такой «правильной» стране, где все обустроено, появилась книга, призывающая экспериментировать и рисковать?
Так сложилось, что контроль над всеми сферами бизнеса у нас сосредоточился в руках нескольких семей владельцев крупных шведских компаний, вроде Валленбергов. И доступа к ресурсам капиталу и сырью внутри страны для массы предпринимателей не стало. Да еще рынок отрегулировали так, что нельзя было получить доступ к капиталу за пределами Швеции. Идеи и креатив в Швеции «повисли в воздухе». Свою роль сыграла и Социал-демократическая партия партия рабочих, не способствующая развитию предпринимательства. И высокие налоги подоходный налог сейчас 57%. Только в 90-е годы ситуация в Швеции изменилась, кредитный рынок отрегулировали, появился доступ к капиталу и произошел просто взрыв предпринимательства.
Швеция в этом плане похожа на Россию, просто наши олигархи постарше. Они ошибутся, если так и не захотят «допустить» новое поколение к активам. Это в конце концов приведет к уменьшению ценности того, чем они владеют. Но молодым людям не обязательно ждать, пока олигархи до этого додумаются. Цепочка создания материальной ценности длинная, а доступ к ресурсам нужен только на начальных этапах. Чем ближе к потребителю, тем важнее знания и нематериальные активы. Соответственно, молодым людям следует занимать свое место на последней стадии создания товаров и услуг и достигать всего самим. Другой вариант не самим бегать быстрее всех, а посмотреть вокруг, выбрать того, кто бегает очень быстро, и «вцепиться ему в ногу».
Позволит. Вцепляться в ногу олигарха нужно дружелюбно, добиваясь симбиоза как это происходит в природе. Надо предложить им то, чего им не хватает: блестящий ум, бесконечное обаяние и восхищение.
Проблемы возникли бы, если бы я говорил и писал в книгах менеджерам, что конкретно им делать. Как в основном это делается в американских книгах, полных ответов, исчерпывающих списков рекомендаций на все случаи жизни. Так писать нельзя! В этом случае ты передаешь читателю чувство, что у тебя есть ответы на его вопросы. Да даже если бы они и были, с коммерческой точки зрения они стали бы бесполезными: один день консультант работает с Nokia, другой с Motorola и снабжает их одними и теми же ответами. Мы же фокусируемся на вопросах и добиваемся иной ситуации: предоставляем людям возможность думать креативно.
«Бизнес в стиле фанк» отражал дух времени. «Караоке-капитализм» была написана уже после массовых протестов против глобализации, против рыночной экономики. И несколько глав в книге ставят под вопрос базовые основы современного капитализма. У нее даже обложка задумывалась как более интеллектуальная. Она должна заставлять задумываться, что мы просто караоке-копии друг друга, и вызывать вопрос а кто из этих копий настоящая версия? Мы понимаем, что должны двигаться дальше и ставить новые вопросы. Сейчас нас очень занимает «европейская модель управления». Мы работаем над двумя книгами, одна из которых обобщит опыт самых успешных европейских компаний и покажет, что же ведет к успеху в эпоху караоке-капитализма.
цитата
Молодым людям следует занимать свое место на последней стадии создания товаров и услуг и достигать всего самим. Другой вариант бегать быстрее всех не самим, а выбрать того, кто бегает очень быстро, и «вцепиться ему в ногу».
цитата
Менеджмент прошлого века был искусством избавления от отклонений, так как он был сфокусирован на эффективности. Но мы пришли к выводу, что битва за эффективность уже давно находится не на первом месте.