То, что сделали специалисты по продвижению СКБ-банка, можно назвать настоящим прорывом в сфере банковской рекламы. Поначалу они шокировали публику тем, что предложили клиентам «рубить капусту», а п
эксперты
Диана Вишневская
исполнительный директор КА «Кэшэлот»
Валентина Гофенберг
начальник Управления рекламы и связей с общественностью СКБ-банка
Владислав Ермолаев
креативный директор бюро 7pt (Seven Point Visual Branding) (Москва)
Владимир Пухов
председатель правления СКБ-банка
Какими должны быть сувениры, чтобы запасть в душу?
Уместен ли мат в продвижении банка?
На тропу тотального рекламного креатива СКБ-банк вышел два года назад, когда совет директоров поставил перед всеми подразделениями банка казавшиеся малоосуществимыми на тот момент планы — двукратный рост по всем основным финансовым показателям, в том числе резкое наращивание филиальной сети за пределами Уральского региона. «Мы прекрасно понимали, что достичь поставленных целей можно было только каким-то небанальным способом, — вспоминает Валентина Гофенберг, начальник Управления рекламы и связей с общественностью СКБ-банка. — Банковский рынок очень конкурентный, при этом продуктовые линейки у всех банков схожи, уникальных предложений никто не делает. Выхода было два: либо демпинговать, но на этой стратегии долго не продержишься, либо основательно переработать прежнюю традиционную коммуникационную концепцию и предложить такой образ, который бы люди посчитали своим, родным. Необходимо было выделиться среди прочих финансовых учреждений, но при этом без скандальности — репутация все-таки превыше всего».
Задача стояла не из простых: сделать что-то небанальное и при этом близкое к целевой аудитории. Последнее условие представляло собой особую сложность, поскольку СКБ к тому времени позиционировал себя как универсальный банк, в равной степени ориентированный как на юридических лиц, так и на частных клиентов. Это должно было отразиться в рекламной кампании.
Первая нестандартная реклама СКБ — макеты с капустой — родилась как шутка. Во время обсуждения нового корпоративного сайта руководитель пресс-службы банка Илья Лопарев выдал слоган: «Вклады и кредиты — круговорот капусты». Коллеги из отдела рекламы решили сделать шуточный макет, мало веря, что из этого может вырасти что-то серьезное. Но первые же принты оказались настолько удачными, что их рискнули показать председателю правления Владимиру Пухову.
«Если честно, мы немного боялись: все-таки руководство за такой креатив могло по головке и не погладить, — признается Валентина Гофенберг. — Но председатель правления воспринял наше предложение очень позитивно. Хотя мы до последнего дня не верили, что наша идея будет утверждена. Он тоже долго взвешивал все «за» и «против», советовался с коллегами — было все-таки рискованно выпускать такую концепцию на рынок».
Но решили рискнуть. «Когда мы выходили с таким нестандартным внешним представлением банка в рекламе, в первую очередь хотели продемонстрировать изменение своих подходов к ритейлу. Новый визуальный образ был рассчитан на массового потребителя, — поясняет свой выбор Владимир Пухов. — К тому же самая первая нестандартная «проба» — акция «Плюс один — плюс автомобиль», где клиентам предлагались дополнительный процент по вкладам и розыгрыш автомобиля, — оказалась довольно эффективной. Простой, бросающийся в глаза плакат, большую часть которого занимал огромный знак «плюс», сыграл свою роль — мы получили хороший отклик аудитории. Поэтому решили рискнуть и с капустой».
Масштаб акции был уже куда более серьезным — под этим образом стали продвигать целый ряд банковских продуктов. Рекламные макеты с «участием» капусты получились креативными: «Экспресс-кредиты быстрого приготовления», «Вклады — храните свои деньги в банке», «Кредиты в любой нарезке», «Кредиты малому и среднему бизнесу — приготовлено со вкусом» и так далее.
«Круговорот капусты» стартовал в январе 2006 г. с наружной рекламы в городах присутствия, а уже по итогам месяца, который по уровню деловой активности традиционно считается «мертвым», банк собрал по вкладам около 100 млн руб. Тогда уж одобрили «капусту» и акционеры, до этого относившиеся к игривой рекламе настороженно.
Некоторые рекламисты упрекали банк в излишней увлеченности жаргоном. «Но ведь никто в жизни не говорит «наличные денежные средства», — объясняет Валентина Гофенберг. — Народ активно использует слова «капуста», «бабки», «бабло». Конечно, не нужно скатываться в пошлость, но общеизвестно правило: будь проще — и народ потянется. Когда мы по-простому научились объяснять сложные вещи, люди нас поняли».
«Отклик массового потребителя был весьма существенным, собственно, на это мы и рассчитывали, — добавляет Владимир Пухов. — В 2005 г. мы выросли в объемах бизнеса в 2 раза, в 2006 г. — почти еще в 2 раза».
Однако любая, даже суперудачная идея рано или поздно себя исчерпывает. «Срок жизни любой концепции — год. Потом образы приедаются, аудитория перестает их воспринимать, и деньги, вложенные в такую рекламу, уже не отрабатываются с максимальной эффективностью», — констатирует г-жа Гофенберг. В банке шутят, что сохранить капусту навечно можно было, только введя ее в логотип банка, а сам банк переименовав в Свердловский капустный, но это в планы учреждения не входило.
В августе 2006-го стали придумывать новый образ, который по силе воздействия и заражения смог бы превзойти всем полюбившуюся капусту. Далеко ходить не пришлось. Продвинувшись чуть дальше по ряду «денежных» эвфемизмов, наткнулись на слово «бабки».
Бабки не просто явились логичным продолжением «капустной» тематики. Как признают в банке, не будь «Круговорота капусты» и его успешной финансовой «отбивки», куда более смелый образ бабок вряд ли бы вообще увидел свет — не пропустила бы внутренняя цензура. Но мятежный капустный дух уже витал в воздухе, а потому бабки прижились в банке гораздо легче, чем их предшественница.
«Поначалу на идею сделать главными героинями новой рекламной кампании бабок руководство отреагировало так: «Вы нас в гроб загоните!», — рассказывает Валентина Гофенберг. — Но потом признало, что идея неплохая и попытаться реализовать ее стоит. Мало того, что бабки — это те же деньги, так это еще и что-то близкое по восприятию, юморное, воплощение народной мудрости».
Дизайнер креативной компании Ample Алексей Каратаев нарисовал более 50 вариантов бабок: худые и толстые, добродушные и зловредные, бой-бабы и скромницы, в очках и платьях различных конфигураций. Самых симпатичных бабок отбирали всем миром. Проводили специальное правление банка, опрашивали друзей и знакомых.
Выбрали двух — тех, что сейчас присутствуют на всех рекламных макетах. Третью бабку — моложавую подтянутую старуху в спортивном костюме — после первых выходов в свет больше использовать не стали: слишком уж она напоминала вредную соседку. Забраковали и медведя, который появлялся в паре макетов, но уже из соображений политкорректности. «Медведь — образ близкий, народный, а в свете бурного развития блогов с их «олбанским» языком («Превед, медвед!») очень стебный. Но поскольку медведь — еще и символ партии «Единая Россия», руководство решило, что его присутствие в рекламе банка не совсем уместно. К тому же когда слишком много образов — внимание рассеивается, поэтому эффекта узнавания и запоминания уже нет. А если мы используем двух бабок, то к ним уже возникает почти личная привязанность. Их люди уже ждут и узнают», — поясняет г-жа Гофенберг.
Имидж двух главных бабок со временем тоже претерпел изменения. Поначалу старушки были зубастые и грудастые. Но женщины-сотрудницы настояли, что «ушки спаниеля» в области живота и прореженная улыбка прелести бабушкам не добавляют, а вот оскорбить потенциальных клиенток могут. Так бабки лишились и зубов, и вторичных половых признаков.
Новый образ помимо своей простоты и эмоциональности оказался очень удобным для продвижения всей продуктовой линейки. «Быстрые бабки» стали рекламировать потребительские кредиты, «Бешеные бабки» — новые ставки по вкладам, «Оборотистые бабки» — кредиты малому бизнесу, «Бабки на авто» — программу кредитования подержанных автомобилей, а денежные переводы отправились в народ под слоганом «Пошли бабок».
В СКБ-банке сознательно не последовали сложившейся в банковской среде практике, согласно которой креативить уместно только в рекламе, ориентированной на физлиц, а обращение к корпоративным клиентам должно соответствовать классическим канонам. «Никаких занудных рекламных статей в деловой прессе про успехи банка в тридесятом году», — решили в СКБ. Услуги для юридических лиц точно так же не заумно и с юморком продвигают бабки. Например, в рекламном макете «Легкий лизинг» бабки сидят в летнем кафе и лижут мороженое. Хохоток, неизменно вызываемый этой рекламой у топ-менеджеров многих предприятий, — верный индикатор того, что реклама нравится.
Имиджевую рекламу канонам вопреки тоже отдали на откуп бабкам. Так появились слоганы «Бабки работают» и «Бабок много не бывает». «Мы не стремимся для каждого продукта — кредитов или вкладов — создавать свой образ и отдельную кампанию. Реклама должна продавать не продукт, а банк в целом как место, где можно при необходимости найти все возможные услуги, — замечает г-жа Гофенберг. — На мой взгляд, имиджевая реклама по притоку средств гораздо эффективнее, поскольку условия, предлагаемые банками, сегодня практически одинаковы, и люди выбирают то учреждение, про которое уже где-то слышали, видели, чей образ запомнили».
Валентина Гофенберг признает, что помимо очевидной узнаваемости и отличности от конкурентов «Говорим «бабки» — подразумеваем СКБ-банк» забавные анимированные старушки создали банку френдли-имидж, без которого финансовому учреждению, ориентированному на массовый рынок, просто невозможно завоевать доверие клиентов. «Банки многими людьми до сих пор воспринимаются как нечто чужеродное, напыщенное, ориентированное на избранных. Этому способствует и реклама многих кредитных учреждений, где часто тиражируется образ успешного молодого человека в обрамлении соответствующих атрибутов — костюм известной марки, дорогие часы. А наши бабки, как фольклор, понятны и доступны каждому», — заключает она.
Некоторые клиенты стали даже коллекционировать рекламные буклеты с изображением бабок, настолько эти персонажи оказались популярными.
Стереотипный образ банка как учреждения консервативно-официозного разрушали и с помощью нестандартных сувениров. Теплый образ бабок удачно вписался в последнюю тенденцию сувенирного рынка: в Европе сейчас большинство подарков, изготавливаемых корпорациями, носят неофисный характер, так как во многих компаниях не рекомендуется пользоваться предметами с символикой других предприятий. СКБ-банк, следуя этой тенденции, сделал акцент на «домашние» сувениры — скатерти с бабками, доски «для шинкования капусты», термосы и термокружки, измерительные ленты, освежители воздуха для автомобилей «Наши бабки хорошо пахнут». «Термосы и скатерти с бабками мы дарили даже первым лицам области на 23 февраля и 8 Марта, — рассказывает г-жа Гофенберг. — Поначалу опасались, что крупные начальники воспримут наши нестандартные сувениры как неудачную шутку. Но восприняли «на ура».
Благодаря бабкам узнаваемость СКБ-банка за год, по словам Валентины Гофенберг, выросла на 12%. Они даже потеснили логотип банка во всех рекламных макетах, оставив для него не более 10% от общего пространства. Однако, как утверждает г-жа Гофенберг, использование только стандартных рекламных носителей — уличных билбордов, растяжек, модулей в прессе, роликов в интернете — не позволило бы достичь такого эффекта. По-настоящему народным банком можно было стать, только в буквальном смысле слова выйдя в народ с помощью event-маркетинга.
Первой такой «вылазкой» стал бронепробег по центральным улицам Екатеринбурга «Быстрые бабки». Во главе праздничной колонны из 7 мотоциклов поставили бронемашину. Всей техникой управляли ряженые бабки. Еще с десяток «бабок», поставленных на ролики, отвечали за BTL-составляющую акции: они носились по улицам, раздавали флаеры и кричали в рупоры речевки про СКБ-банк. Акция, на которую были затрачены сущие пустяки, имела впечатляющий резонанс. За пару часов работы бабки раздали прохожим более 4 тыс. флаеров, а свидетелями яркого шоу стали около 20 тыс. екатеринбуржцев. Быстрые бабки на безвозмездной основе также попали в ленты многих информ- агентств и новостные выпуски нескольких местных телеканалов.
«В том, что BTL-мероприятия эффективны для продвижения банковских услуг, мы убедились одними из первых среди финансовых учреждений нашего региона. Еще пять лет назад мы начали раздавать людям апельсины и шарики с нашим логотипом. А потом этим занялись почти все банки без исключения. По части организации масштабных уличных шоу мы тоже стали первопроходцами», — подчеркивает Валентина Гофенберг.
Тему уличных шоу продолжила серия больших праздников «Капустные гуляния», центральной забавой которых стал «Открытый чемпионат по метанию капусты». Акция прошла в четырех городах — Екатеринбурге, Челябинске, Нижневартовске и Тюмени. На нее истратили 4 тонны капусты и $1200 на призовой фонд (4 главных приза по $300). Рекорд России был поставлен в Тюмени — победитель метнул свой кочан на 56 метров. Каждый последующий праздник собирал все больше людей, приобретая характер настоящих народных гуляний.
С чемпионатами по метанию капусты СКБ-банк попал в новости федеральных радиостанций и Первого канала, а также в популярное утреннее шоу Бачинского и Стиллавина на радио Maximum. «С помощью таких небанальных PR-инструментов мы не только сэкономили деньги, но отбили во много раз больше, чем могли рассчитывать», — подводит итог Валентина Гофенберг.
«Хождение в народ» одними только уличными акциями и массовыми праздниками не ограничилось. Для интернет-пользователей в банке создали незамысловатую flash-игру «Бабки и капуста», суть которой — управляя бабками, за ограниченный промежуток времени собрать как можно больший урожай капусты.
Но, пожалуй, самой «народной» акцией стал запущенный банком конкурс частушек. Первый этап провели в 10 крупнейших городах Свердловской области, задействовав в качестве партнеров местные районные газеты. Участники присылали частушки с обязательным упоминанием слов «СКБ», «бабки» и «капуста». В каждом городе выбиралась тройка победителей, которые в награду получали телевизоры, цифровые фотоаппараты и электрочайники.
«Нам прислали несколько тысяч этих частушек — добрых, ернических, некоторые с крепким словцом, — рассказывает Валентина. — Мы допускали использование ненормативной лексики, потому что народная мудрость без крепкого словца не бывает. Аудитория оказалась всех возрастов — от 10 и до 80 лет».
Поднявшуюся волну народного творчества остановить было невозможно. Пришлось проводить второй этап конкурса, уже всероссийский. Частушки теперь приходят из самых дальних городов через интернет и размещаются на сайте банка. Итоги второго этапа в СКБ планируют подвести к концу года.
Заслуги бабок перед СКБ-банком, как и полагается финансовому учреждению, оценили в цифрах. Кроме стабильно высокого присутствия в медийном пространстве (2 тыс. некоммерческих упоминаний в СМИ за полгода), бабки обеспечили еще и небывалый доселе прорыв: СКБ-банк первый среди кредитных организаций Свердловской области попал в тридцатку российских банков, наиболее удачно представленных в СМИ2. Ранее в этом рейтинге СКБ-банк занимал места в лучшем случае в третьем десятке, а в апреле 2007 г. поднялся до максимального 14-го места, уступив таким монстрам финансового рынка, как Сбербанк России, ВТБ, Альфа-Банк, Газпромбанк, Райффайзенбанк и опередив более крупных Русь-банк, Связь-банк, Ханты-Мансийский банк, Юниаструм Банк и др.
«Наших бабок «на ура» восприняли даже в новых городах присутствия банка, за которые мы больше всего беспокоились, — делится Валентина Гофенберг. — Все-таки в Екатеринбурге и Свердловской области у нас есть определенный запас прочности, и даже в случае неуспешной концепции мы могли бы какое-то время развиваться по инерции. На новых территориях — в северных городах Тюменской области и в южных Волгограде и Ростове-на-Дону — положение было из разряда «пан или пропал». Мы сделали ставку на креатив и не проиграли — в этих городах у нас уже по нескольку офисов».
Бабкам же во многом приписывают и финансовые показатели, которых достиг банк по итогам трех кварталов 2007 г. За девять месяцев чистые активы увеличились на 9,8 млрд руб. — столько же банк прирастил за 2006 г., а чистая прибыль выросла на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. На 1 октября 2007 г. СКБ-банк вышел на 1-е место в Свердловской области по продаже потребительских кредитов. «Два с половиной года назад объем выданных кредитов составлял около 300 млн руб., а сейчас мы приближаемся к отметке в 10 млрд руб., — констатирует Владимир Пухов. — Понятно, что этот эффект был достигнут не только отработкой внутренних процессов и постановкой технологий массовых продаж, но и маркетинговой позицией, системой продвижения продукта. Бабки — это продолжение той веселой темы в рекламе, которая успешно привлекает внимание».
Сейчас в СКБ-банке разрабатывают новую рекламную концепцию. Ее идею по понятным причинам не раскрывают, но говорят, что она будет не похожа на предыдущую. Общим останется лишь простой и понятный широким массам язык общения. Чересчур традиционные макеты вновь отметены. За бортом остался и анимированный персонаж Старичка-банковичка — после бабок он выглядел повторением старой темы. Как признают в банке, превзойти прежнюю рекламную кампанию по всем показателям будет непросто — слишком уж высокую планку задали бабки.
мнение
Реклама СКБ-банка напоминает холст без красивой рамы
Владислав Ермолаев1
креативный директор бюро 7pt (Seven Point Visual Branding):
— Российский финансовый рынок давно перенасыщен традиционной рекламой. Потребитель не реагирует на изображения людей, которые «успешны, потому что взяли кредит». Консервативный образ банка отпугивает частных клиентов, за которых сейчас идет борьба.
Поэтому банки начали использовать непривычные для этого сектора маркетинговые приемы. Последняя тенденция — воздействие на людей на эмоциональном уровне, в основном через юмор.
Несколько финансовых организаций уже использовало юмористические жанры – мультики, комиксы и карикатуры – для формирования своего нового имиджа: для своей рекламы Банк Москвы заказывал художнику Андрею Бильжо серию карикатур с Петровичем, «Альфа-Капитал» на своем сайте для будущих пенсионеров разместил развлекательно-познавательный мультик с двумя героями — молодой офисной сотрудницей Ксюшей и ее боссом Жоржем Ивановичем. Мультфильм с бычком и медведем, весело и в доступной форме рассказывающий о работе фондового рынка, придумали в «Атоне». Один из годовых отчетов банка «Зенит» наполовину состоял из комикса «Один год из жизни клиента», где предприниматель брал кредит на открытие сети пекарен. УРАЛСИБ обыграл идею «Деньги должны работать»: в ролике актеры, переодетые в денежные купюры, клали кирпичи на стройке, пекли кондитерские изделия, открывали газопровод и занимались прочим общественно полезным трудом.
Так что рекламная кампания СКБ-банка не уникальна, хотя в принципе интересна.
Она изначально была запрограммирована на успех, и руководство банка сомневалось напрасно. Риска не было вообще, потому что сейчас на рынке время такой рекламы. Образы авторские, очень красиво нарисованные. Подобный подход позволил быстро отстроиться от конкурентов.
А вот сами макеты сделаны достаточно шаблонно. Наверху логотип и слоган, внизу полоска с телефоном и адресом сайта – этакий российский стандарт верстки билбордов и журнальной полосной рекламы. В результате получился холст без красивой рамы. Верстка идею не оформила. На макетах бабки потеснили логотип. Мне это говорит о том, что корпоративного стиля у СКБ нет, как нет пока и стратегии развития бренда. Если на этих бабок поставить логотип любого другого банка, СКБ уже и не вспомнится.
мнение
Оригинальный подход и креативные решения никогда не помешают
Диана Вишневская
исполнительный директор КА «Кэшэлот»:
— Сегодня многие банки поняли, что реклама белых воротничков, графиков, видов счастливых и довольных семейств от «вдруг-неожиданных-в-кредит-покупок» не работает, и ищут интересные сообщения, более креативные подходы в рекламе. СКБ, как банк региональный, оказался оперативнее, раньше почувствовал тенденцию «онароднивания» банковской рекламы. Столичные банки пока к этому только начинают приходить, потому что у них другая ЦА. В регионах же подобные вещи, их отсутствие чувствуются намного острее, потому как поголовному большинству счастливая европейская семья с голливудскими улыбками или человек из офиса кажутся чужеродными.
Идея бабок лично мне очень импонирует. Но в ее исполнении есть пробелы. На мой взгляд, бабки в рекламе какие-то нарочито неприглядные. Сами по себе они не запоминаются. Я бы как ЦА на них не отреагировала. Зато мне понравилось отношение руководства, которое согласилось на такую «авантюру».
В Самаре с идеями «веселых бабок» могла бы соперничать реклама Газбанка, которая не просто привлекла внимание и выстроила «народную» позицию, но и послужила стимулом для изменения фирменного стиля банка, репозиционирования (вспомните, какой был Газбанк 4 года назад — весь в черном мраморе и золоте).
Чтобы соответствовать выбранным концепциям: «Легко!», «Просто!», «Быстро!», многие банки проводят промо-акции одна креативнее другой: «Ипотечный десант», «Дегустации вкладов и кредитных карт», участвуют в карнавалах. Это нормально, это тенденция, причем не только в финансовой сфере. Возможно, в скором времени станет опять модно быть солидными, серьезными, без заигрываний с клиентами. Когда акцент внимания сместится на сервис и простоту обслуживания, банки обратят больше внимания на удобство продуктов и перестанут искать лекарства в рекламных лозунгах. Хотя оригинальный подход и креативные решения никогда не помешают.