Как будет работать закон об амнистии капиталов?
Госдума приняла в третьем чтении закон об амнистии капиталов. Авторы считают, что для предпринимателей это шанс "выйти из тени". Бизнесмены в этом пока не уверены.
Согласно новому закону, с 1 июля 2015 до 31 декабря 2015 года любое физлицо может раскрыть принадлежащее ему имущество, включая ценные бумаги, недвижимость, транспорт и счета в зарубежных банках (все имущество декларировать не нужно). Те, кто решат выйти из оффшоров, получат иммунитет от налоговой и уголовной ответственности по активам, приобретенным до 1 января 2015 года.
Как говорил первый вице-премьер Игорь Шувалов в марте этого года, цель закона состоит в том, «чтобы люди, допустившие какие-либо ошибки в процессе своей предпринимательской деятельности, могли бы, продекларировав это имущество, знать точно, что к ним никто никогда не придет, не спросит, откуда это, и они могли бы в дальнейшем быть абсолютно законопослушными гражданами». Использовать данные из деклараций для уголовного преследования или проведения налоговых проверок декларантов закон запрещает.
Кроме этого, закон об амнистии вероятнее всего позволит предпринимателям избежать уплаты налога в 13% при переходе от номинального владельца к фактическому. Нынешним законодательством такой налог предусмотрен, и для многих это серьезное препятствие. Однако предполагается, что в Налоговый кодекс будут внесены поправки, которые сделают возможным безналоговый перевод.
Декларанты освобождаются от ответственности не по всем статьям. Под амнистию попадут уклонение от налогов, таможенных пошлин и нарушение валютного законодательства. Амнистия не будет распространяться на финансирование терроризма, торговлю людьми и понуждение к отдельным видам деятельности.
Воспользоваться законом смогут и чиновники, заявлял Шувалов, но им не простят нарушение закона о госслужбе: если у чиновника обнаружится имущество за рубежом, ему грозит увольнение. Коррупционные доходы также амнистированию не подлежат.
В Госдуме уверены в успехе амнистии. Как заявлял ранее председатель налогового комитета Госдумы Андрей Макаров, «мир становится все более прозрачным»: с 2018 года страны перейдут на автоматический обмен налоговыми данными, и амнистия, по мнению Макарова, шанс «начать жизнь с чистого листа».
Однако, как указывает РБК, предприниматели недостаточно доверяют российской юрисдикции для того, чтобы выводить капиталы из тени: при желании любую сделку можно квалифицировать как мошенничество, а депутаты отказались освобождать декларантов от ответственности по этой статье. Кроме этого, в российской юрисдикции отобрать бизнес можно не путем арбитражных исков, а через уголовные дела против владельцев, говорит изданию неназванный топ-менеджер финансовой компании. Оффшоры дают российским бизнесменам не только снижение налогов, но и более надежную защиту активов.