Как МГП сделали бизнес на удобных платежах
«Мобильные городские платежи — Екатеринбург» — первая в России региональная компания, построившая собственную сеть платежных терминалов на основе собственной же платежной системы (ПС). В компании в
эксперты
Сергей Кузнецов
генеральный директор ЗАО «Мобильные городские платежи — Екатеринбург» («МГП — Екатеринбург»)
Виктор Курочкин
коммерческий директор ПС «ОДНО.КАСАНИЕ» (Самара)
Евгений Соломатин
директор по развитию компании «Коминфо Консалтинг» (Москва)
Почему не стоит гнаться за эксклюзивным местом?
Как зарабатывать без комиссионных?
Первые платежные терминалы в нашей стране появились в конце 90-х, но в массы пошли в середине 2000-х параллельно с развитием сотовой телефонии. В то время как весь остальной цивилизованный мир использовал их в основном для моментальной оплаты услуг на парковках и автозаправках, в России из-за большого объема наличности они оказались востребованными в первую очередь для оплаты разговоров по мобильному. «Идея лежала на поверхности, — рассказывает Сергей Кузнецов, генеральный директор компании «Мобильные городские платежи — Екатеринбург». — Если оператор в салоне сотовой связи пополняет счет абонента несколькими нажатиями клавиш на компьютере, то почему бы не делать то же самое без участия оператора. Тем более что ничего принципиально нового и не требовалось изобретать: сенсорный монитор уже придумали, купюроприемники в кофематах и игровых автоматах были, принтер для чеков — тем более. Собрать все это в один ящик было несложно».
Поставлять такие «ящики» в Екатеринбурге первой додумалась компания «Дата-Центр», специализирующаяся на производстве банковского оборудования. Именно в этой фирме в начале 2005 г. МГП закупили первую опытную партию терминалов и начали их тестировать. Затем запустили сервер, разработали и инсталлировали программное обеспечение, провели тестовые платежи, и когда поняли, что система работает, то установили по городу первые 10 терминалов. Это был конец сентября 2005 г. и начало эры нового для Екатеринбурга способа оплаты сотовой связи. Правда, как рассказывает Кузнецов, потребовалось еще четыре месяца, чтобы «докрутить систему» — далеко не все граждане пользовались терминалами так, как на это рассчитывали программисты МГП. «Часто бывало так, что люди в ожидании чека держали палец в щели, из которой он выходит. Чек упирался в палец, принтер не мог его протянуть, зажевывал бумагу, и весь терминал останавливался. Тогда мы переделали щель так, что палец в ней в принципе не помещался. Или, например, некоторые пользователи додумались до того, что можно ввести номер, запихнуть денежку и в тот момент, когда она ползет в купюроприемник — это занимает всего секунду, — успеть нажать на кнопку «отменить». Пришлось менять софт таким образом, чтобы определенные кнопки блокировались».
В то время как другие региональные сети платежных терминалов работают с федеральными платежными системами — такими как ОСМП (Объединенная система моментальных платежей) или CyberPlat, в МГП сделали ставку на собственную ПС. Особенность стратегии МГП — принципиальный отказ от работы с дилерами: компания самостоятельно устанавливает и обслуживает терминалы. «К нам довольно часто приходят люди, у которых по 5-10 терминалов: «Хотим к вам подключиться». Но мы отказываем. Уверенным можно быть только за свои терминалы: если случится поломка, мы гарантируем, что платеж в любом случае дойдет. А если мы подключим к себе сторонние компании, ответственность все равно будет лежать на нас, но влиять на партнеров станет сложнее. Представьте, у человека 5 терминалов, и 2 из них кто-то крадет ночью вместе с деньгами. А платежи уже прошли к оператору через ПС. А владелец терминалов скажет: «Извините, мне платить нечем. Я сворачиваю бизнес», ну или что-нибудь в этом роде. Зачем нам это нужно? Проще строить собственную сеть», — объясняет свою позицию Сергей Кузнецов.
По такому же принципу (своя ПС плюс развитие собственной сети без участия дилеров) кроме МГП в России работает только одна компания — московская сеть платежных терминалов «Элекснет».
Платежная система МГП уступает федеральным операторам и по объему платежей, и по размеру договорной базы, но Сергей Кузнецов не считает это недостатками: «Конечно, та же ОСМП при заключении договора, например, с МТС получает более выгодные условия сотрудничества, чем мы, потому что ОСМП собирает для МТС чуть ли не 15% всех платежей, а мы в сравнении с ними — копейки. Но зато мы, являясь в одном лице и ПС, и владельцами терминалов, получаем от поставщиков услуг все составляющие агентского вознаграждения. Один из сотовых операторов, например, всем ПС платит 2,2% от суммы платежей. Обычно федеральные платежные системы откусывают в свою пользу 0,4-0,5%, остальные 1,7-1,8% идут в пользу дилера — владельца терминала. А мы все 2,2% кладем себе в карман».
Вторая особенность МГП — жесткая привязка ПС к локальному рынку. У федеральных систем договоров с поставщиками услуг в разы больше. Но этот минус МГП оборачивают в плюс: «Да, у ОСМП одних только интернет-провайдеров 63, а у нас их — 12. Но кому в Екатеринбурге нужны 60 московских, питерских, омских, новосибирских и еще каких-то там поставщиков IT-услуг?! Притом что местных интернет-провайдеров в их списке всего три». Платежная система МГП, напротив, настроена на тех поставщиков услуг, кто представлен на местном рынке. Интересны для компании даже мелкие интернет-провайдеры, имеющие по тысяче абонентов. «Это тот контингент, с которым вряд ли согласится работать любая из федеральных ПС. Для каждого нового поставщика услуг нужно писать протокол обмена, менять ПО, добавлять в интерфейс кнопки, платежи эти надо контролировать, каждый день делать платежку. Объем платежей от такого провайдера, занимающего, например, всего 5% екатеринбургского рынка, несравнимо меньше, чем, например, у «Голден Телекома», а объем работы для программистов почти одинаков. Мы же с такими провайдерами работаем, потому что в масштабах города 5% — какая-никакая доля».
Как рассказывает Кузнецов, поначалу, пока шла отладка технических моментов, терминалы МГП работали только с операторами сотовой связи. Но уже с февраля 2006 г., когда по городу стояло около полусотни терминалов, в компании стали целенаправленно расширять договорную базу с поставщиками услуг. К сотовой связи постепенно добавились интернет, платное ТВ, услуги Единой службы объявлений и охранных предприятий, коммунальные платежи и плата за детский сад. Сегодня через терминалы МГП екатеринбуржцы могут оплатить более 50 видов услуг.
Правда, путь к сердцу потребителя приходилось прокладывать через сопротивление тех, кто воспринял терминалы как угрозу собственному бизнесу. Первыми чинить препятствия стали салоны сотовой связи. «Поначалу с их стороны были мелкие диверсии: наклеивали на монитор терминала бумажки «Терминал не работает, ближайший салон связи за углом» или выдергивали вилку терминала из розетки, — вспоминает глава МГП. — Помогли договоренности с охраной торговых центров. Теперь даже наших техников без специальной разрешительной бумажки с печатью к терминалу не подпускают».
Настороженно к терминалам отнеслись и в Едином расчетном центре (ЕРЦ), в чьи функции входят расчет и сбор коммунальных платежей. К моменту появления терминалов ЕРЦ имел по городу около 70 пунктов по приему платежей и договоры практически со всеми екатеринбургскими банками, поэтому предложение неизвестной прежде компании организовать сбор платежей через какие-то «ящики» энтузиазма не вызвало. «Заключить с ЕРЦ договор помогло то, что мы — именно местная платежная система с собственными терминалами», — объясняет Кузнецов.
Правда, как признается Кузнецов, несмотря на простую процедуру оплаты — встроенный сканер просто считывает штрихкод с коммунальных квитанций, — привычка платить за квартиру через терминал у большинства людей появится еще нескоро. «Во многих семьях уже исторически так сложилось, что за квартиру платит бабушка-пенсионерка: свободного времени у нее много, очереди на почте большие, там для нее уже сложился настоящий клуб по интересам, и никакой терминал ей не нужен. Тем не менее сейчас у нас «коммуналка» составляет около 7% от общего объема платежей. А у федеральных платежных систем — не более 2%», — делится гендиректор МГП.
Удачное расположение терминала — залог его прибыльности. В МГП такие лакомые места поначалу искали буквально методом «тыка». Установив по городу полсотни терминалов, в компании стали отслеживать, какие точки дают наибольшую выручку. Первыми, рассказывает Сергей, «выстрелили» терминалы, установленные в офисных зданиях: новый способ оплаты быстрее всех оценили «белые воротнички», имеющие интерес к новинкам, но не имеющие свободного времени. Затем популярность набрали терминалы в продуктовых магазинах, где люди привыкли ежедневно делать покупки. В торговых центрах, напротив, долгое время с моментальными платежами все было кисло и глухо, притом что арендная плата, замечает Кузнецов, там была самая высокая. В МГП даже стали подумывать о том, чтобы убрать терминалы из ТЦ, но вскоре и там дела пошли в гору: «Когда почти все крупные магазины были нами заняты и встал вопрос, где ставить дальше, обнаружилось, что терминал на самой дальней окраине в каком-нибудь маленьком магазинчике приносит гораздо больше, чем в хорошем супермаркете в центре. Людям просто больше негде платить. И тогда мы пошли на окраины, и там действительно терминалы оказались востребованы».
Со временем в МГП выработали свои критерии выбора места под терминал, которые, как секрет кремонских мастеров, держат в глубокой тайне. Опасения компании можно понять: на профессиональных интернет-форумах уже появились объявления вроде «помогу найти место под терминал» — на этой информации кто-то уже делает бизнес. В компании только замечают, что ни проходимость места, ни товарооборот магазина не являются основными показателями при выборе точки. В каждом отдельном случае роль играет совокупность нескольких факторов, которые и приходится учитывать.
Сегодня около 80% терминалов МГП приходится на продуктовые магазины, в основном на крупные сети. У каждой из них, как отмечает Сергей, своя политика в отношении моментальных платежей. Сеть супермаркетов «Кировский», по словам Кузнецова, предпочитает не сталкивать владельцев терминалов на одной территории и каждому отводит конкретные магазины. «Звездный», наоборот, стремится, чтобы терминалы конкурентов в его супермаркетах стояли рядом. «У него позиция такова: один терминал сломается, другие работают. Зато его покупатели могут быть уверены, что в «Звездном» всегда есть возможность заплатить за сотовый или интернет», — объясняет Кузнецов. «Купец» долгое время собирался развивать собственную сеть терминалов, а «Монетка» предлагала МГП полностью эксклюзивное присутствие.
Но у МГП сложились свои принципы сотрудничества с ритейлерами. Во-первых, далеко не все магазины даже в крупных сетях интересны с точки зрения установки терминалов. «В том же «Купце» или «Монетке» кроме супермаркетов есть еще и дискаунтеры. Объем платежей через терминалы в них большой, а вот суммы платежей маленькие — по 10-20 руб. Такие условия нам не слишком интересны. В кассету купюроприемника в среднем помещается около тысячи купюр. Тысяча десятирублевок или тысяча соток — есть разница? А их инкассация и пересчет для меня стоят одинаково».
К единоличному присутствию в той или иной сети МГП тоже не стремятся. За эксклюзивность ритейлеры требуют повышенную арендную плату, но МГП и не против, чтобы рядом стояли терминалы других платежных систем. Все потому, что компания, в отличие от конкурентов, не берет комиссии за пользование терминалом. «Нас со всех сторон упрекают в демпинге, — разводит руками Кузнецов. — Но, во-первых, мы работаем через собственную ПС, и проценты, которые нам платят операторы, — полные, они не откушены федеральной ПС, как у дилеров. Во-вторых, имея по городу 100 терминалов, а не 10, как у большинства других, мы за каждый конкретный терминал несем гораздо меньшие накладные расходы. В-третьих, приходя в магазин, я говорю директору, что комиссию не беру, поэтому давайте вы не станете на мне зарабатывать, а будете с помощью моих терминалов себе дополнительных покупателей привлекать, а я за это буду арендную плату меньше платить. Многих такая логика убеждает. И, в-четвертых, если в моих терминалах нет комиссии, у меня и оборот больше, чем у тех, кто эту комиссию берет. Люди ведь все равно смотрят, сравнивают. Так что если я получаю с каждого платежа в среднем 2,5%, а все остальные владельцы терминалов за счет комиссии — 5-5,5%, это не значит, что я зарабатываю в два раза меньше».
Рынок платежных терминалов Екатеринбурга, по мнению Сергея Кузнецова, сейчас переживает последние дни фазы активного роста. Менее чем за два года количество терминалов в городе увеличилось в 10 раз — с 50 до 500. Конкуренты Кузнецова уверяют, что в городе можно установить еще 500 терминалов, однако в самой компании считают, что рынок почти насыщен. Во-первых, уже сейчас на 4 тыс. жителей приходится по одному терминалу. С учетом того, что в день один аппарат может обслужить 500-600 платежей, нынешнего количества, полагает глава МГП, вполне достаточно. Во-вторых, прибыльных мест под терминалы, признают в МГП, уже практически не осталось. Не так давно «Мобильные городские платежи» в качестве эксперимента поставили несколько терминалов на заправках. Сначала через них текли только скудные ручейки платежей за сотовую связь, и в компании уже с сожалением вздохнули: «Ошиблись!» Но платежи вдруг пошли — за сотовый, интернет, «коммуналку», — причем преимущественно в ночное время. «Работники на заправках даже укорять стали: приезжают не заправиться, а платеж внести, — смеется Кузнецов. — А все просто: круглосуточных магазинов вокруг нет, люди узнали, что на заправке есть терминал, вот и стали пользоваться. По объему платежей с магазинами не сравнить, конечно, но, когда все самые интересные места заняты, не стоит брезговать и менее прибыльными». В компании решили установить в городе еще порядка 20 терминалов и затем продолжить экспансию уже в области.
Обострение конкуренции среди владельцев терминалов в Екатеринбурге привело к увеличению арендной платы. Если год назад 1 кв. м, необходимый для установки терминала, стоил 1,5-2 тыс. руб., то сегодня средняя ставка по городу выросла до 3,5-5 тыс., а в некоторых торговых сетях аренда 1 кв. м уже и вовсе зашкаливает за 10 тыс. руб. «Такие ставки предлагают сами владельцы терминалов, желая вытеснить конкурентов. Но ведь завышенная в два раза аренда не означает, что человек будет в два раза больше платежей собирать. Нет. Скорее всего, он станет компенсировать повышенную ставку из кармана клиентов магазина за счет более высокой комиссии. А супермаркет в конечном итоге, заработав 5 тыс. на аренде 1 кв. м, может потерять гораздо больше за счет покупателей, которые предпочтут соседний магазин, где стоит терминал без комиссии. К слову, многие ритейлеры это уже понимают».
В компании «Мобильные городские платежи» убеждены, что платежные терминалы — не просто модный, но и вполне перспективный бизнес. В планах МГП — освоить Свердловскую область. Причем заходить в районы Сергей Кузнецов рассчитывает через торговые сети, с которыми компания тесно работает в Екатеринбурге. В ближайшее время в крупных областных городах — Нижнем Тагиле, Новоуральске, Первоуральске — МГП установят 50 терминалов.
Однако основное направление для развития МГП видят не в географической экспансии, а в расширении спектра услуг, которые можно оплатить через терминалы. «Дальше области идти не имеет смысла. Наша платежная система локальная, и основные ее преимущества заключаются именно в тесной привязке к региону и местным поставщикам услуг. Если идти в другие города, придется строить отдельные компании. Гораздо перспективнее развиваться не экстенсивным, а интенсивным путем».
Кузнецов по пальцам перечисляет, какие еще платежи он намерен в будущем принимать через свои терминалы: штрафы ГАИ, госпошлины, налоговые платежи, плата за такси, платежи в счет погашения банковских кредитов. Пока же, признается Кузнецов, основная проблема заключается в том, что оплата всех этих услуг через терминалы не предусмотрена российским законодательством.
Со следующего года МГП намерены оснастить терминалы карт-ридерами, чтобы можно было принимать платежи не только наличкой, но и с пластиковых карт. Это, по задумке Кузнецова, привлечет к терминалам новых клиентов.
мнение
МГП придется расти или продаваться федеральным платежным сетям
Евгений Соломатин
директор по развитию компании «Коминфо Консалтинг» (Москва):
— Компания «МГП — Екатеринбург» является типичным примером успешного нишевого игрока, сумевшего занять свое место на региональном рынке благодаря удачной бизнес-модели, оптимизации расходной части, использованию региональной специфики для продвижения и налаживания партнерских схем. Безусловно, компания способна генерировать достаточно стабильный денежный поток, однако возможности для органического роста ее бизнеса ограничены.
Для дальнейшего развития у МГП есть три варианта. Первый: компания находит инвестиции и скупает других мелких игроков, в том числе в других регионах, параллельно расширяя спектр услуг и сервисов, чтобы иметь конкурентное преимущество перед другими игроками регионального и федерального масштаба. Второй вариант: МГП в ближайшее время продается одной из федеральных платежных сетей либо банковской структуре. Третий путь схож со вторым: МГП развивается и потом все равно продается, но уже намного дороже. А акционеры компании инвестируют заработанные деньги в новый венчурный проект.
мнение
Иметь собственную ПС и не развивать агентскую сеть — путь неверный
Виктор Курочкин
коммерческий директор ПС «ОДНО.КАСАНИЕ» (Самара):
Могу заметить, что наша ПС развивалась подобным образом в Самарской области на начальной стадии. Был сложный процесс становления, улучшения, модернизации, мы отлаживали взаимодействие с местными получателями платежей.
В итоге мы получили колоссальный скачок в развитии: наши конкуренты стали нашими партнерами, а мы смогли сосредоточиться на более плотной работе с конечными получателями платежей (местными операторами) в вопросе улучшения качества и увеличения числа предоставляемых услуг. В качестве наших партнеров-агентов стали выступать не только розничные сети, но и банки, предоставляющие населению новые виды услуг при помощи платежных терминалов, а именно: платежи в счет погашения потребительских кредитов, коммунальные платежи, платежи и штрафы ГАИ, платежи в пользу государства.
Агентская схема способствует максимальному проникновению услуг, предоставляемых ПС конечному потребителю, а также дает неограниченные возможности освоения других регионов РФ.
Не развивая агентскую сеть, МГП рискуют потерять свою привлекательность местной ПС как для новых получателей платежей, так и для клиентов-плательщиков.