Как правильно строить диалог с разработчиками сайта
«Деловой квартал» попросил аккаунт-директоров интерактивного агентства AGIMA Юрия Колчина и Петра Федюшкина назвать самые распространенные грабли, на которые наступают заказчики сайтов
Первый разговор заказчика и подрядчика обычно происходит по телефону, на этом этапе делать выводы о профессионализме той или иной стороны достаточно сложно. Поэтому веб-разработчики всегда предлагают заказчику заполнить бриф, который позволит узнать как можно больше подробностей о будущем проекте, даст базовое представление о клиенте, его целях и задачах.
«Показать этому Дурову»: как избежать ошибок на старте
ЮРИЙ КОЛЧИН: На начальном этапе заказчики нередко допускают стандартные ошибки. Например, игнорируют ряд вопросов брифа. Это происходит по разным причинам: клиенты не понимают вопросов, не хотят раскрывать информацию малознакомым людям, тратить время на заполнение анкет. При этом они требуют подробной оценки стоимости и сроков, хотя сами предоставили минимум информации. С большой частотой мы получаем письма с единственной строчкой: «А сколько времени займет разработка сайта магазина/ресторана/отеля?». Не говоря уже про регулярные обращения тех, кто хочет сделать свой «Яндекс», «ВКонтакте» и Google и «показать этому Дурову, как надо правильно сайты делать». Обращаясь в агентство, вы должны действовать так же, как в строительно-ремонтной компании: предоставить будущим подрядчикам максимум информации о проекте. Это позволит адекватно оценить вашу задачу.
Обращаться во все студии, которые удалось найти через поиск Яндекса, – еще одна распространенная ошибка, которую допускают заказчики. На российском рынке работает несколько тысяч студий и агентств. Они отличаются друг от друга спектром предоставляемых услуг, стоимостью, направленностью и подходом к разработке. Для сужения круга поиска самое главное – определиться с бюджетом, который вы готовы потратить на разработку вашего проекта, и выбрать, агентство из какой категории вам подходит.
Российский рынок веб-разработки можно условно разделить на три категории:
1. Крупные столичные агентства со сметами, начинающимися от 700-800 тыс. руб. за проект. С большой вероятностью вы получите здесь хороший сервис, уникальный креатив, качественный дизайн и вовремя запущенный проект. Посмотреть актуальный список ведущих веб-разработчиков можно на многочисленных сайтах-рейтингах от Tagline, CMS Magazine и Ruward.
2. Крупные студии, расположенные в крупных региональных центрах, таких как Казань, Екатеринбург, Нижний Новгород, Ульяновск, Краснодар. Здесь вы получите удовлетворительный сервис, хороший дизайн и качественную разработку, располагая бюджетом от 300 тысяч рублей.
3. Тысячи мелких агентств по всем городам России с маленьким штатом и непрозрачной судьбой. Шанс найти здесь хорошего подрядчика примерно равен уровню ваших знаний в области веб-разработки. Если вы в этом ничего не понимаете, то и шанс ошибиться очень высок. Бюджет на разработку: до 100 тысяч рублей.
После того, как заказчик определился с бюджетом, ему необходимо ознакомиться с портфолио потенциальных подрядчиков и выбрать из агентств те, которые делали работы, наиболее релевантные будущему проекту. Сузив круг до 5-10 агентств, заказчик существенно упростит жизнь себе, и у него хватит сил предоставить разработчику всю необходимую информацию.
ПЕТР ФЕДЮШКИН: Если вы не в первый раз заказываете разработку сайта и осознаете, что стандартного цикла «дизайн-разработка» не достаточно, понимаете, что сайт должен приносить деньги, то стоит обратиться к специалистам по юзабилити и аналитике. На рынке не так много компаний, предоставляющих подобные услуги, и сделать выбор обычно не составляет особого труда. Лучше всего обратиться к полносервисным агентствам, оказывающим весь спектр услуг по разработке сайта – от предпроектной аналитики и предварительных исследований до последующей поддержки и продвижения. В этом случае команды аналитиков и разработчиков смогут взаимодействовать гораздо быстрее и эффективнее, что положительно скажется не только на сроках разработки проекта, но и на качестве итогового продукта.
Дизайн сайта: красота – в эффективности
ЮРИЙ КОЛЧИН: Разработка сайта должна быть направлена исключительно на решение конкретных бизнес-задач. Поэтому агентство проводит ряд исследований, включая интервью с бизнес-структурами заказчика и представителями различных сегментов целевой аудитории. На основе этих данных формируется понимание, каким должен быть сайт. Полученная в ходе исследований информация фиксируется в виде отчета, на базе которого составляются рекомендации по созданию интерфейсов будущего сайта. Отчет включает в себя все ожидания пользователей, барьеры, информационную структуру сайта, сценарии, а также перечень проблем на текущем сайте с рекомендациями по их решению.
Нередко заказчик руководствуется в вопросах дизайна исключительно собственным мнением и пытается управлять проектом. Это приводит к тому, что сайт продает не благодаря, а вопреки.
ПЕТР ФЕДЮШКИН: Не так давно мы проводили сплит-тестирование для крупной страховой компании – тестировали страховой калькулятор. В одном случае подробная информация о тарифе была свернута и доступна по клику, в другом сразу открыта. Заказчику казалось, что не стоит перегружать страницу большим объемом информации, ведь при необходимости ее можно прочитать по клику. Тест показал, что воронка продаж во втором варианте больше на 2,5%. Если вы представляете уровень оборота страховой компании, то поймете, что 2,5% – это огромные деньги. Таким образом, регулярное проведение сплит-тестов поможет компании значительно поднять конверсию, постепенно избавиться от субъективного мнения о существовании хорошего и плохого дизайна.
Универсального решения относительно того, какой функционал должен остаться на главной странице, не существует. Все зависит от специфики бизнеса, аудитории. Решение должен вынести разработчик на этапе проектирования сайта, аргументировав его результатами исследования аудитории.
ЮРИЙ КОЛЧИН: Один крупный картографический сервис долго предоставлял доступ к картам через ссылку на главной странице. Исследования показали, что часть пользователей уходят с сайта, так и не найдя ссылки, часть новых пользователей предполагала, что сервис платный из-за двояко сформулированного текста ссылки, часть просто добавила страницу карты в закладку, минуя главную страницу. Рекомендация – избавиться от главной страницы и сразу предоставлять прямой доступ к карте.
Проверить алгеброй гармонию: оценка привлекательности сайта
ЮРИЙ КОЛЧИН: Результат проведенной работы необходимо проверить путем проведения юзабилити-тестирования, сплит-тестирования и количественным достижениям, обозначенным ранее KPI. Когда продукт готов, проводится полноценное юзабилити-тестирование на релевантных группах. Тестирование происходит на готовых сценариях и задачах в рамках этих сценариев. Фиксируются стандартные метрики: удовлетворенность от интерфейса, продуктивность и результативность. По итогам этих работ фиксируется список изменений, которые необходимо внести в ближайшее время.
В определенный момент в реальном времени запускается старый и новый интерфейс сервиса. С помощью механизмов веб-аналитики трафик распределяется между двумя версиями, зафиксировав в качестве успеха эксперимента какой-либо KPI, например, количество продаж определенного продукта на сайте. По итогам эксперимента мы получаем статистически достоверное подтверждение, насколько вырос тот или иной показатель, либо в случае падения, точное понимание, что именно не сработало. Главное, чтобы по итогам ваш сайт был коммерчески успешным и функционировал как полноценный бизнес-инструмент. Это задача достижима, если с самого начала вы будете полагаться не на интуицию, а на конкретные цифры и результаты экспериментов.
Дизайн сайта должен отвечать следующим требованиям:
1. Решать поставленные бизнес-цели.
2. Соответствовать фирменному стилю компании и в наиболее современном и выгодном свете представлять компанию.
3. Постоянно совершенствоваться путем проведения регулярного сплит-тестирования (маркетинговое исследование, которое позволяет оценить количественные показатели работы нескольких вариантов одной и той же веб-страницы, сравнить их эффективность и показатели конверсии).