Как слабый рубль отразится на ценах в продуктовых магазинах
Слабый рубль «выгоняет» с розничного рынка слабых игроков, а продажи оставшихся на плаву ритейлеров растут медленно: аналитики отмечают возросшую склонность россиян к экономии.
По данным Росстата, потребительские цены в декабре 2015 года по сравнению с декабрем 2014-го максимально выросли за последние семь лет - на 12,9%. Продажи не растут теми же темпами, как до кризиса, потому что россияне начали заметно экономить.
«Под Новый год люди меньше тратили [чем в 2014-м], такое ощущение, что покупали только самое необходимое», — говорит финансовый директор «Магнита» Хачатур Помбухчан.
Весь год российские потребители «переключались на более дешевые товары, сокращали позиции в чеке, отказывались от деликатесных продуктов», отмечает Галимов.
«Потребитель избирателен и ищет лучшую цену, под этим флагом пройдет весь год. Любая рецессия, что мы видим в торговле, — это отличная возможность подчистить рынок от слабых игроков», — добавляет глава «Магнита» Сергей Галицкий.
Объем покупок остался прежним, но россияне теперь выбирают более дешевые продукты, считает он.
«Потребители экономны, следят за скидками и акциями. Сеть отвечает расширением линейки собственных торговых марок, товаров социальной группы, акционной активностью», — подтверждает представитель «Дикси» Екатерина Куманина.
О своих финансовых показателях за 2015 год рассказали три российских продуктовых ритейлера - «Магнит», «О'кей» и X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»). Чистая выручка «Магнита» выросла в на 24,27% по сравнению с 2014 годом и составила 947,8 млрд руб., хотя прогнозировался 25–26%-й рост. В 2014-м рост составлял 31,71%. По прогнозам на 2016-й, продажи сети могут вырасти лишь на 20,7%.
Рост чистой выручки «О'кей» также снизился: продажи в 2015 году выросли на 6,9%, до 160,3 млрд руб., хотя годом ранее рост достигал 8,9%. А у X5 Retail Group продажи по итогам 2015 года выросли на 27,3% и достигли до 804,13 млрд руб. Годом ранее рост продаж составлял 18,6%.
В магазинах продают все меньше импортных продуктов, цена которых зависит от валюты, сообщают в аналитической компании «INFOLine-Аналитика». Доля импорта в российских магазинах малого формата сегодня не превышает 10%, а в гипермаркетах она не выше 15%. В течение 2015 года ритейлеры искали замену импортной продукции среди отечественных аналогов. В частности, в «Ашане» рассказали, что увеличили долю российских томатов до 50%.
Текущее положение может способствовать консолидации продовольственной розницы, прогнозирует аналитик Sberbank CIB Артур Галимов. В этом году рыночная доля первой пятерки крупнейших ритейлеров России - топ-5 ретейлеров — «Магнита», X5, «Дикси», «Ленты» и «О'кей» — вырастет примерно до 24%. В 2015-м она была немного выше 20%.