Подписаться
Курс ЦБ на 23.11
102,57
107,42

Как в России не попасть под удар налоговиков?

Даже, если предприниматель считает, что совершенно чист перед налоговой, его может ожидать сюрприз в виде проблем у контрагентов, которые могут ударить по его компании.

Не все российские организации знают о том, как на самом деле работает налоговая служба. Издание Forbes рассказало о некоторых секретах этой системы, которые нужно знать предпринимателям, чтобы внезапная проверка не застала врасплох.

Во время анализа работы компании запрашиваются выписки в банках по счетам налогоплательщика и его контрагентов, изучается бухгалтерская и налоговая отчетность контрагентов для того, чтобы понять – настоящий ли контрагент. Иногда налоговики изучают саму компанию-контрагента: проверяется наличие сотрудников, начисление зарплаты, наличие складов, автопарк, ежемесячные платежи за аренду офиса, канцтовары, связь. Затем такой анализ проводится по контрагентам второго звена и далее. В поисках доказательств вывода денег и отсутствия реальных хозяйственных операций налоговики проверяют бизнес-связи на три-четыре звена.

Компания, которую проверяют по преданализу, может не знать о существовании у своего контрагента сомнительных контрагентов.

Как защитить себя в таком случае?

  • Не отправлять деньги просто по реквизитам, которые дает другая сторона, и начать проверять контрагентов по доступным источникам.
  • Проверять по доступным базам типа СПАРК или «Контур-Фокус» директоров контрагента на массовость. Если он возглавляет слишком много организаций, то это плохой знак.
  • Платеж должен совпадать по назначению с основным видом деятельности контрагента.
  • Выбирать таких контрагентов, которые будут правдиво отражать операции по счетам в отчетности и платить налоги, а также обязательно сдавать в ИФНС книги покупок и продаж и отражать в них сделки с вашей компанией. 
  • Проверять показатели своей деятельности на соответствие 12 критериям самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков: 
  1. Налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли.
  2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
  3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
  4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров или услуг.
  5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ.
  6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
  7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
  8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
  9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.
  10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами).
  11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
  12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

«Та картина развития российского бизнеса, которую мы видим с нашей позиции, проводя экспертную оценку компаний и работая с проблемными долгами, показывает, что время «понятийного» бизнеса уходит, он уже является единственным эффективным путем развития. В регионах картина, конечно, еще другая, но и там положительные тенденции мы уже видим. Бизнес начинает полноценно подходить к оценке своих рисков, выстраивает системы и критерии оценки дебиторов. Однако задача эта весьма сложная и не всегда выполнимая силами собственных специалистов по ряду причин», - говорит специалист в кредитном страховании генеральный директор компании «Кофас» по России и СНГ Полина Гуща.

По мнению ФНС России, использование «фирм-однодневок» является одним из самых распространенных способов уклонения от уплаты налогов и получения необоснованной налоговой выгоды.

Налоговики выделяют два основных направления получения необоснованной налоговой выгоды с использованием фирм – «однодневок».

Первое: «однодневки» позволяют создавать фиктивные расходы и получать вычеты по косвенным налогам (НДС) без соответствующего движения товара или услуг. В этом случае организация заключает хозяйственные договоры с лицом, не исполняющим свои налоговые обязательства перечисляет ему определенную договором сумму. Со стороны контрагента условия договора фактически не исполняются, представляются только необходимые первичные документы, подтверждающие совершение операций. А второе: «однодневки» позволяют перенести налоговую нагрузку налогоплательщика на лица, не исполняющие налоговые обязательства.  В обоих случаях бюджет недополучает налоговые поступления, а налогоплательщик, затеявший игру с государством, вроде как остается не причем. 

Самое читаемое
  • «Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»«Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»
  • Правительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставкиПравительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставки
  • «Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?«Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?
  • «Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»«Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.