Как в России не попасть под удар налоговиков?
Даже, если предприниматель считает, что совершенно чист перед налоговой, его может ожидать сюрприз в виде проблем у контрагентов, которые могут ударить по его компании.
Не все российские организации знают о том, как на самом деле работает налоговая служба. Издание Forbes рассказало о некоторых секретах этой системы, которые нужно знать предпринимателям, чтобы внезапная проверка не застала врасплох.
Во время анализа работы компании запрашиваются выписки в банках по счетам налогоплательщика и его контрагентов, изучается бухгалтерская и налоговая отчетность контрагентов для того, чтобы понять – настоящий ли контрагент. Иногда налоговики изучают саму компанию-контрагента: проверяется наличие сотрудников, начисление зарплаты, наличие складов, автопарк, ежемесячные платежи за аренду офиса, канцтовары, связь. Затем такой анализ проводится по контрагентам второго звена и далее. В поисках доказательств вывода денег и отсутствия реальных хозяйственных операций налоговики проверяют бизнес-связи на три-четыре звена.
Компания, которую проверяют по преданализу, может не знать о существовании у своего контрагента сомнительных контрагентов.
Как защитить себя в таком случае?
- Не отправлять деньги просто по реквизитам, которые дает другая сторона, и начать проверять контрагентов по доступным источникам.
- Проверять по доступным базам типа СПАРК или «Контур-Фокус» директоров контрагента на массовость. Если он возглавляет слишком много организаций, то это плохой знак.
- Платеж должен совпадать по назначению с основным видом деятельности контрагента.
- Выбирать таких контрагентов, которые будут правдиво отражать операции по счетам в отчетности и платить налоги, а также обязательно сдавать в ИФНС книги покупок и продаж и отражать в них сделки с вашей компанией.
- Проверять показатели своей деятельности на соответствие 12 критериям самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков:
- Налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли.
- Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
- Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
- Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров или услуг.
- Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ.
- Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
- Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
- Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
- Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.
- Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами).
- Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
- Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.
«Та картина развития российского бизнеса, которую мы видим с нашей позиции, проводя экспертную оценку компаний и работая с проблемными долгами, показывает, что время «понятийного» бизнеса уходит, он уже является единственным эффективным путем развития. В регионах картина, конечно, еще другая, но и там положительные тенденции мы уже видим. Бизнес начинает полноценно подходить к оценке своих рисков, выстраивает системы и критерии оценки дебиторов. Однако задача эта весьма сложная и не всегда выполнимая силами собственных специалистов по ряду причин», - говорит специалист в кредитном страховании генеральный директор компании «Кофас» по России и СНГ Полина Гуща.
По мнению ФНС России, использование «фирм-однодневок» является одним из самых распространенных способов уклонения от уплаты налогов и получения необоснованной налоговой выгоды.
Налоговики выделяют два основных направления получения необоснованной налоговой выгоды с использованием фирм – «однодневок».
Первое: «однодневки» позволяют создавать фиктивные расходы и получать вычеты по косвенным налогам (НДС) без соответствующего движения товара или услуг. В этом случае организация заключает хозяйственные договоры с лицом, не исполняющим свои налоговые обязательства перечисляет ему определенную договором сумму. Со стороны контрагента условия договора фактически не исполняются, представляются только необходимые первичные документы, подтверждающие совершение операций. А второе: «однодневки» позволяют перенести налоговую нагрузку налогоплательщика на лица, не исполняющие налоговые обязательства. В обоих случаях бюджет недополучает налоговые поступления, а налогоплательщик, затеявший игру с государством, вроде как остается не причем.