Как взыскать проблемный долг: Дмитрий Жданухин, Центр развития коллекторства
Проблемных долгов в бизнесе стало заметно больше. Гендиректор Центра развития коллекторства Дмитрий Жданухин рассказывает о приемах и хитростях при возврате долгов.
Сейчас в бизнесе сформировалась длинная цепочка неплатежей: крупные компании должны подрядчикам, они должны субподрядчикам, поставщикам материалов, работникам, и все думают как же взыскать положенное – кто-то вспоминает методы 90-х, кто-то идет в суды, кто-то машет рукой.
В целом, мы сталкиваемся уже с проблемными долгами, когда кредитор понимает, что юристы ему не помогут и идет к коллекторам. Получается решить проблему примерно в трети случаев, хотя это сильно зависит от отрасли и должника.
Самые проблемные отрасли – это строительство, особенно инфраструктурное. Много проблемных долгов, связанных с логистикой, перевозками, и, как ни странно, связанных с сельским хозяйством.
Самый распространенный способ взыскания – это обращение в суд. Но он занимает много времени и требует больших затрат.
Если доводить до этого вы пока не готовы, то есть простой и зарекомендовавший себя в период кризиса метод. Он достаточно необычный, но дает неплохие результаты. Это контекстная реклама по названию компании-должника с предложением о продаже долга, даже если этот долг еще судебно не подтвержден. Понятно, что это работает в первую очередь против тех должников, которые тесно связаны с интернетом, но по крайней мере адрес сайта размещают уже все компании.
Первый кто звонит по такому объявлению – это, конечно, сами должники: они понимают, что такое объявление может повредить их репутации и бизнесу. Потенциальный клиент, пытаясь найти адрес магазина, видит информацию о долгах и решает поискать другой магазин. Я уж не говорю о службе безопасности контрагентов, которая проверяет компании на наличие негативных отзывов, и для них это четкий сигнал о возможных проблемах.
При этом метод довольно мягок – это не приезд группы поддержки к офису оппонента и другие действия на грани фола.
В некоторых случаях достаточно использовать переговоры или методы корпоративного воздействия. Корпоративное коллекторство – это по сути расширенная претензионная переписка, когда вместо никому не страшной фразу «мы будем вынуждены обратиться в суд», идет информация о том, какие действия будут предприняты – например, запуск той же самой контекстной рекламы, обращение к контрагентам должников, обращение к объединениям предпринимателей, куда они входят.
Иногда можно пригрозить публичными мероприятиями, например, пресс-конференцией по долгам. Такая методика может быть названа «законным шантажом».
Если же ситуация переговорами не решается, то нужно оценить время и деньги, которые необходимы для судебного взыскания, в том числе, с использованием процедуры банкротства. Можно пойти в суд и параллельно использовать другие методы.
Например, один проблемный долг с сельскохозяйственного холдинга был взыскан так – мы пошли в суд с заявлением о банкротстве, но при этом понимали, что банкротство результатов скорее всего бы не дало, потому что на этой компании уже ничего не было – «все уже было украдено для нас», как говорили в «Операции Ы». Одновременно мы отправили информацию об возможном банкротстве организациям, важным для этого холдинга. Мы написали Россельхозбанку и местным органам власти, которые выделяют субсидии. При этом банкротство коснулось бы только одной компании в холдинге, но мы показывали, что это может повредить всему холдингу. Все вместе это позволило договориться о погашении задолженности.