Подписаться
Курс ЦБ на 21.11
100,21
105,80

Кейс: "Назад из декрета"

Год назад маркетолог компании ушла в декретный отпуск. На ее место взяли новую сотрудницу, которая весьма успешно проявила себя в этой должности, более того, сравнение явно не в пользу ее предшеств

Год назад маркетолог компании ушла в декретный отпуск. На ее место взяли новую сотрудницу, которая весьма успешно проявила себя в этой должности, более того, сравнение явно не в пользу ее предшественницы. Но молодая мать решила вернуться на работу — основания законны. Надо решить, кого выбрать, поскольку двух маркетологов фирме не нужно.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Татьяна Шумилина - заместитель директора по работе с персоналом

Светлана Петляева - экс-маркетолог

Алексей Носырев - коммерческий директор

Юлия Белоусова - маркетолог

Николай Сходняк - генеральный директор

Игорь Семеряков - эксперт по продажам

ДОСЬЕ

«Любо-Дорого & Ко» — компания численностью 100 человек на стадии бурного роста. Недавно открыла свое производство, сбыт включает оптовый отдел и розницу (два собственных магазина). У компании есть сервисный центр, обслуживающий основной продукт — ТОВУС.

ТОВУС — универсальный продукт (название образовано от сокращения «товар-услуга»), спозиционированный как на частного, так и на корпоративного клиента.

************************************************************************************************************************************************

Решение предыдущей серии

Николай Сходняк проводит с начальником производства «воспитательную» беседу. Они решают воспользоваться левой системой сбыта, организованной Залесовым, для продаж настоящего ТОВУСа. Степан Залесов начинает готовить производство к выпуску ТОВУС-премиум.

 **********************************************************************************************************************************************

«Так, все, хватит, а то я сама скоро так же кудахтать начну!» — выдохнула Татьяна Шумилина, спуская вниз монитора страницы «мамско-детских» интернет-ресурсов. Полтора дня она убила на чтение этих сайтов и прекратить смогла только усилием воли, да и то потому, что стало стыдно: дескать, такая карьеристка, как она, и так непрофессионально тратит рабочее время. По правде сказать, ее очень захватили все эти материнские разговоры, а главное — как женщины могут без оглядки растворяться в своих детях. Шумилина полтора года назад родила дочку, но через три месяца после родов уже вышла на работу. Ей казалось, что в компании, где она работала до «Любо-Дорого & Ко», без нее все развалится, она потеряет квалификацию, да и вообще активная деятельность вызывала в ней почти физиологическую зависимость, и Татьяна внутренне не могла принять ту жизнь, которая свалилась на нее с рождением ребенка. Но в результате получилось, что вскоре с работы она уволилась — сказалась нагрузка, которую она сама на себя взвалила, и внутреннее разочарование в собственной незаменимости. К тому же сильно испортились отношения с мужем, которого не устраивало, какая из Татьяны мать («Сам он… тот еще отец!»), и они вступили в затяжную, выматывающую полосу ссор и упреков, которые легко могли привести к разводу.

Впрочем, на сайты для мамашек Шумилину залезть заставила не жалость к себе и не желание посоветоваться с «опытными детоводами» (все это накрыло ее позже, через полдня), а опять-таки производственная необходимость. Накануне из приемной ей перевели звонок Светланы Петляевой — бывшего маркетолога «Любо-Дорого & Ко», которая год назад ушла в декрет, а теперь хочет восстановиться в должности. Когда Татьяна решила выяснить роль и заслуги Петляевой в фирме, Алексей Носырев, удивленно подняв брови и собрав лоб в зигзагообразную складку, сказал: «Света?! Она что, вернуться хочет?! Ну не знаю… Она тут у нас такой муар вокруг своей персоны разводила, корчила из себя невесть что, концепции дикие клепала, а когда конкретные вопросы надо было решать, так ее пинать все время приходилось. Короче, когда Юля Белоусова на ее место пришла, мы поняли, что такое небо и земля». Шумилина осознавала, что второй маркетолог «Любо-Дорого & Ко» не требуется, по крайней мере сейчас. По трудовому законодательству получалось, что фирма обязана взять Петляеву взамен Белоусовой. Но после работы, которую Юля проделала для изучения региональных рынков и запуска ТОВУС-премиум, обмен казался явно невыгодным. К тому же Шумилина испытала приступ женской зависти вперемежку со злобой: одним приходится жертвовать семьей ради карьеры, а другие норовят успеть на «две ярмарки».

Изучение «мамских» сайтов, а точнее, подразделов «Работа, карьера» показало, что легкого разговора со Светланой ожидать не приходится: под ником ***_** Шумилина по профессиональной привычке натолкнулась на реальное имя Петляевой: та была активной участницей форумов, где специализировалась на консультациях товарищей по счастью в вопросах трудоустройства в пред— и постдекретный период, и, стоит заметить, весьма грамотных. Кроме того, в свободное от стирки пеленок и варки каши время Петляева вела несколько рекламных проектов для не последних в городе фирм… Ну или говорила, что вела. Шумилина предположила, что Света наблюдала за развитием «Любо-Дорого & Ко» и, проследив траекторию роста фирмы, прикинула, что возвращение в штат будет повыгоднее случайных заработков.

Татьяна набрала внутренний номер Носырева. «Ну что, идем?» — напомнила она о совещании со Сходняком на тему возвращения маркетолога. Получив утвердительный ответ, зам по кадрам поправила съехавшую набок юбку и твердой походкой направилась в кабинет шефа. Мужчины молча поглядели на Шумилину — было ясно, что оба были в курсе, и это их не радовало.

— Юлю-то позовем? — с грустью спросил Сходняк.

— Давайте попозже, сперва все обсудим, — бодро парировала Татьяна и передвинула стул так, чтобы собравшиеся образовали равнобедренный треугольник.

После краткого обмена мнениями у Шумилиной сложилось двоякое впечатление: хоть Света в свою бытность маркетологом и была не подарком, но кое-какие успехи за ней числились. Работая в связке со сбытом, она очень помогла продвинуть ТОВУС среди оптовиков Екатеринбурга, с ее подачи приняли несколько «докруток» к продукту, чтобы выделить его из массы аналогов, да и просто долгое время она была неотъемлемой частью «Любо-Дорого & Ко» — любимой, к слову, многими сотрудниками, с которыми поддерживала контакт во время отпуска. Ощущение было такое, что Сходняк и Носырев скорее за Юлю, чем против Светы. Основные претензии к Петляевой были в том, что она никакой исполнитель (а именно этого требовали от нее полтора года назад), в то время как тогдашние ее идеи сейчас могли показаться здравыми.

— Но Юля-то объективно лучше — она закрывает весь объем работ, которые нам сейчас нужны в маркетинге, — Носырев внезапно сделался резким и категоричным. — Она пашет, она растет, она хочет большего, и у нее получается. Скажем, Света смогла бы придумать ТОВУС-премиум, но подготовить его к выпуску… Сомневаюсь. А сейчас она с ребенком — это ее надо будет отпускать постоянно… И потом, Татьяна говорит, что она с форума не вылазит… Что вы думаете, она тут не будет в нем зависать? Напрасно! Кроме того, у Юли с Игорем Семеряковым роман серьезный наклевывается, если мы ее обижать начнем, он так взовьется…

— Так мы, значит, женщину с дитем обижать будем, — улыбнулся горячности подчиненного Сходняк. — Леша, сейчас не то время, да и я не такой человек, чтобы так поступать.

Сходняк предвидел такую ситуацию еще полгода назад. Когда в коллективе все были молодыми да рьяными и ничего, кроме денег и карьеры, никого не интересовало, подобных проблем не возникало. Однако постепенно коллектив обновлялся, в том числе и за счет женщин, которые оказывались в естественном положении и принимали естественные решения.

— Нам, Леша, нужно возвести эти материнские дела в ранг стратегии. Прикинь, вернется Люся-бухгалтер, Вера, которая раньше начальника сбыта замещала, Ольга Петровна, после которой Женя Банько стал магазином управлять… Мы что, по каждому поводу чрезвычайку будем устраивать?

— Николай Евгеньевич, решать, конечно, вам, — Шумилина опустила уголки губ и стала похожа на охлажденную рыбу в супермаркете, — но второго маркетолога не нужно. Повода для угрызений совести нет — многие женщины после родов начинают с нуля и на работу выходят гораздо раньше, взять хотя бы меня… С другой стороны, если мы неаккуратно откажем Светлане, она, я уверена, доведет до суда и скорее всего выиграет. Сами понимаете, национальный демографический проект, новый Трудовой кодекс — в подобных спорах судьи всегда на стороне работника.

— Может, мы аттестацию проведем Свете?.. — задумчиво протянул Носырев. — И ей, и Юле. Покажем, что сравнение не в пользу Петляевой, объясним, что от паровоза она отстала и нам нужен совсем другой человек и т. д.

— Сейчас мы нафантазируем! — пожурил Алексея шеф. — Давай их еще на остров в Баренцевом море забросим! Леш, у нас тут не спецназ — мы с людьми работаем. Короче, вызывай Юлю, посмотрим, что она думает, а вы, Татьяна, свяжитесь со Светой — пусть приходит. Поговорим, поймем, чего она хочет, может, на другую должность сможем ее определить.

Вернувшись в свой кабинет, Шумилина очень сухо поговорила с Петляевой и назначила ей на понедельник. Через пару часов, не удержавшись, она развернула окошко браузера и увидела новое сообщение от ***_**: «Народ, иду в понедельник к бывшему шефу, чтоб он снова стал будущим, ругните меня добрым словом». Через пару минут пришел первый ответ форумчанки: «Давай, Свет, растряси там этих куркулей — мы с тобой!»

Как поступить руководству «Любо-Дорого & Ко»?

************************************************************************************************************************************************

Андрей Дунин

директор компании ITSpec
 Уход сотрудников в вынужденные отпуска всегда плохо сказывается на рабочем процессе — представьте: из рабочего механизма вынимают нужную, притершуюся деталь и на ее место находят новую. Все это не может не повлиять на скорость движения. При возвращении сотрудника ситуация повторяется с точностью до наоборот.

Решение кадровой задачи должно оставаться в правовом поле: сотрудник имеет полное право вернуться, и руководитель не имеет права его не принять. Более того, решение должно быть продиктовано интересами фирмы и опираться на человеческие нормы. Оно должно устроить не только начальство, но и большинство людей в коллективе, чтобы не разбить его на два лагеря.

Идеальное решение, на мой взгляд, — совместная работа двух специалистов. Юлия — «ломовая лошадь», а Света — креативщик. Найти эти качества в одном человеке невозможно, и объединение их в команду может дать отличные результаты, тем более что желание женщины работать после декретного отпуска похоже по силе на Ниагарский водопад, и я бы не упустил возможности использовать его силу для развития компании. Старшей в группе я бы назначил Юлию, придумал бы для них сложную задачу на ближайшие два месяца, которую невозможно было бы выполнить в одиночку, это в конечном итоге сплотило бы их в одну рабочую единицу.

Елена Филатова
менеджер по развитию персонала Senat Consulting Services
 Г-н Сходняк предложил верное направление: узнать у Светланы, чего она ждет от работы и функционала, прежде всего. Взять тайм-аут. Сравнить эти ожидания с тем, что ее действительно будет ожидать на рабочем месте. Провести вторую встречу и рассказать Светлане, в чем сходятся и в чем расходятся ожидания обеих сторон — постараться «снизить стоимость» этого рабочего места для Светланы. Поставить жесткое условие, что требовать от нее будут именно тех результатов, которые необходимы компании (будет замечательно, если также будут приведены и числовые показатели ожиданий от ее работы). И далее предложить Светлане принять решение: насколько она готова выполнять такую работу (можно сказать, что работа будет носить рутинный характер, креативу и «полету мысли» в ней места почти не будет), также стоит отметить, что в случае ее нежелания возвратиться на рабочее место, руководство готово будет дать ей исключительно положительные рекомендации.

Велика вероятность, что Светлана все же будет настаивать на возвращении. Тогда решение должно быть принято в ее пользу: законодательство находится на стороне Петляевой, и в случае судебного разбирательства она, скорее всего, окажется победителем, в то время как компания понесет издержки, и это отрицательно скажется на имидже (как внешнем, так и внутреннем) фирмы.

Наталья Скирута
руководитель отдела рекрутмента компании «АНКОР»
 Нужно поговорить и с Юлией Белоусовой, и со Светланой. Возможно, Светлане сейчас важен просто сам факт выхода на работу после декрета, и она готова выйти не на должность маркетолога компании, а, к примеру, в отдел сбыта, тем более что некоторые успехи за ней в этом направлении числились. Юля Белоусова должна четко понимать, что к моменту выхода Петляевой на работу действие ее срочного трудового контракта подойдет к концу. Закон всегда на стороне женщины-матери, поэтому отказывать Светлане в работе на основании того, что Юлия — более ценный сотрудник, нельзя.

Сходняку можно ввести новую штатную единицу, к примеру, директора по маркетингу, и предложить эту должность Юлии, учитывая ее заслуги перед компанией и качественную, результативную работу. Светлана возвращается на должность маркетолога, ее права нигде не ущемляются, а Юлия становится ее непосредственным руководителем. Здесь возможны два варианта развития событий. При первом варианте амбиции Светланы Петляевой будут ущемлены, и она сама захочет уйти из компании. При втором варианте Светлана открыто не выразит своего недовольства, но начнет тихо саботировать рабочий процесс. Юлия должна жестко и пошагово контролировать работу Светланы, и если ситуация станет критичной, то Петляеву можно будет уволить за фактическое невыполнение своих должностных обязанностей.

Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • Уральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженогоУральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженого
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.