Подписаться
Курс ЦБ на 25.01
98,26
103,18

Кейс: «Прямиком к пермякам»

Один из ведущих продавцов компании хочет уволиться. Выясняется, что она скопировала клиентскую базу «Любо-Дорого & Ко», чтобы продать пермским конкурентам. Переговоры уже идут. досье «Любо-Доро

Один из ведущих продавцов компании хочет уволиться. Выясняется, что она скопировала клиентскую базу «Любо-Дорого & Ко», чтобы продать пермским конкурентам. Переговоры уже идут.
досье
«Любо-Дорого & Ко» — компания численностью 100 человек на стадии бурного роста. Недавно открыла свое производство, сбыт включает оптовый отдел и розницу (два собственных магазина). У компании есть сервисный центр, обслуживающий основной продукт — ТОВУС.
ТОВУС — универсальный продукт (название образовано от сокращения «товар-услуга»), спозиционированный как на частного, так и на корпоративного клиента.
 
решение предыдущей серии
Николай Сходняк пришел к выводу, что игнорировать предложения чиновников не стоит. Он делегировал Наталье Карпатской полномочия решать вопросы о финансировании городских мероприятий в пределах определенной суммы. В более сложных ситуациях переговоры с представителями администрации будет вести он сам, подходя к их просьбам как к деловым предложениям: если выгодно — идти навстречу, если нет — отказывать.
Самым популярным решением предыдущей серии, по результатам голосования на интернет-портале «Деловой квартал», стало предложение Юрия Гарбузова, директора аптечной сети «Йодлик». Его поддержали 50% всех проголосовавших на сайте.

действующие лица
Николай Сходняк
генеральный директор
Игорь Семеряков
эксперт по продажам
Жанна Швецова
менеджер по продажам
Павел Куприянов
менеджер по продажам
Алексей Носырев
коммерческий директор

Генеральный директор «Любо-Дорого & Ко» Николай Сходняк вдумчиво разглядывал подаренный на 23 Февраля хвостатый кожаный хлыст. Когда отдел продаж во главе с Игорем Семеряковым одаривал его этим глубокомысленным сувениром, у всех как-то нехорошо поблескивали глаза.

— Это чтобы я за кем-нибудь ухлестывал? — попытался пошутить Сходняк.

— Нет, Николай Евгеньич, это чтобы у вас был повод нам в ответ пряники вручать, — почти хором радостно выдали сотрудники явно домашнюю заготовку.

Конечно, это был банальный сувенир, какой частенько подчиненные вручали своим боссам, дабы польстить и задать символическую иерархию. Но Сходняк относил себя к либералам. И в ситуации реформирования СОТ продавцов, вызвавшей бурю недовольства, такой толстый намек его не радовал.

Неделю назад у Сходняка был неприятный разговор с Жанной Швецовой, самой ярой оппозиционеркой новой системы оплаты. Узнав, что со следующего месяца изменения уже вступят в силу, она перешла в лобовую атаку. Полчаса кабинет Сходняка наполнялся воззваниями к справедливости, любви к ближнему и Трудовому кодексу. Всплакнув и высморкавшись напоследок, Жанна вылетела вон.

Пару дней она митинговала: опаздывала, демонстративно бездельничала, обсуждала с коллегами возможности своего трудоустройства. После выходных ударилась в глухую оборону — затихла. А потом выложила директору на стол, словно роял-флэш, заявление об уходе. И пафосно заявила, что уж она-то найдет себе работу получше и начальника поумнее. Сходняк не привык торговаться с женщинами, хотя понимал, что заменить ее пока некем.

Поигрывая ребристой рукояткой плетки, он раздумывал, нужно ли было приложить больше усилий, чтобы удержать эффективного продавца.

В поисках ответа Сходняк вышел из кабинета и приступил к обходу своих владений. Но не успел он пройти и несколько метров, как на его пути возник Павел Куприянов. Менеджер по продажам опасливо покосился на плеть и, переминаясь, сказал, что у него важный разговор к директору. Оба заперлись в комнате переговоров.

— Николай Евгеньич, — полушепотом начал Куприянов. — Мне кажется, Жанна взяла с собой нашу клиентскую базу... То есть я это видел... Случайно... Записала на диск...

Куприянов раскраснелся. Он стыдился выступать, как ему казалось, в роли сексота. Но заработать очки у босса хотелось.

— Дело в том, что там все наши контакты, планы и т. д. А Жанна прозрачно намекнула как-то раз, что месть — это блюдо, которое едят холодным.

— Ага. Ингредиенты блюда она не уточнила?

— Нет. Но их легко просчитать, — вздохнул Куприянов. В скопированной базе были в том числе выстраданные им лично клиенты.

Отпустив наблюдательного Павла, Сходняк испытал острую необходимость в общении с комдиром.

Тем временем Алексей Носырев сидел за пластиковым столом кафе «Кошки-Мышки» и брезгливо удерживал двумя пальцами чашку с похожим на кофе напитком. Он и сам не понял, почему его угораздило назначить встречу в этом крайне непритязательном заведении. Думал, что здесь он будет незаметнее. Но теперь было предельно ясно, что Rolex выдавал его с потрохами в контексте экономичного интерьера забегаловки. По­этому Носыреву казалось, что он стоит во весь рост на идеально простреливаемой территории.

Наконец его визави явился.

— Ну что? — вполголоса спросил Алексей.

— Она сегодня приходила, — кивнул собеседник. — Долго сидела у директора, Таня сказала, что они смотрели что-то на компьютере и обсуждали детали сделки. И он ее в ресторан пригласил.

— Таню???

— Да нет, эту — вашу

— А сумму сделки она не слышала?

— Не-е-е, и это-то краем уха.

— Спасибо, Макс, я твой должник.

— «Спасибо» не булькает, — намекнул агент.

— Организуем, — заверил Носырев и распрощался.

На пути в офис он прикинул, не установить ли за объектом слежку, но одумался: это выглядело уж слишком по-кинош­ному. Информации от жены приятеля, которая совершенно случайно оказалась секретаршей в пермской «ТОВ Технолоджи», было вполне достаточно.

— Диспозиция такова, — Носырев чеканил шаг по сходняковскому кабинету. — Наша Жанна, как мы и подозревали, решила уйти, хлопнув дверью. Да так, что штукатурка посыпалась. Вчера она встречалась с директором «ТОВ Технолоджи» и обсуждала детали какой-то сделки. Видимо, решила загнать им нашу базу. Не исключено, что и на работу к ним устроится. Ситуация осложняется тем, — продолжал он, заложив руки за спину, — что вся эта каша замешана, видимо, на жен­ских чаяниях Швецовой. Пермский директор за ней вроде ухлестывает, в ресторан пригласил, — пояснил он Сходняку, который пытался одолеть застрявший в горле крекер. — Да, ставки высоки.

Прихваченный предприимчивой дамой актив содержал не только полную базу екатеринбургских клиентов «Любо-Дорого & Ко», но и список разработанных для ТОВУСа покупателей в регионах. Если все это богатство попадет в руки пермяков, последствия даже сложно просчитать — рассуждал Сходняк. Как минимум грозит потеря каких-то клиентов, как максимум — провал региональной экспансии.

— Может, перекупить у нее базу? — спросил Носырев. — Интересно, почем продает

— Я бы на месте пермяка не то что в ресторан — на канарские пляжи ее прокатил за такой подарочек, — мрачновато заметил Сходняк. — И утопил, — процедил он сквозь зубы, вспомнив, что в базе была вся информация о подробностях намечающейся сделки с эксклюзивным челябинским клиентом, даже слабости их генерального директора были расписаны. Будь она неладна, эта CRM, довнедрялись, блин, так, что стало возможно выкрасть базу!

— Я не сомневаюсь в лояльности наших базовых покупателей, — Носырев не унывал. — Слабое место — новые, с которыми еще ничего не подписано, но они подробно разработаны. Если посчитать в деньгах возможные сделки, это примерно 11 млн руб. Плюс затраты времени на отработку новых возможностей, перегруппировку и т. д. Мы теряем кучу денег и времени.

— Ну не можем же мы выкрасть и изолировать Швецову на несколько лет, пока не закрепимся в регионах, — неохотно признал Сходняк. — Надо срочно усилить работу по намечающимся сделкам, бросить на них лучших людей, снизить цены За давних партнеров они вряд ли возьмутся — тут особый подход нужен. Поэтому все силы на Челябинск.

— Кто, кстати, наиболее близко с ней общался? — спросил он у Носырева уже в машине. Стратегические решения они оба предпочитали принимать на сытый желудок, поэтому направлялись ужинать. — Подключаем. Пусть неформально с Жанной побеседует, вытянет подробности.

Когда два стратега сели за столик, Носырев вдруг пригнулся и спрятался за салфетницей. Почти напротив них сидела Жанна Швецова и мило улыбалась своему спутнику.

— Это они! — прохрипел Алексей куда-то в гущу салфеток. — Надо уходить...

— Ну и что? — не понял Сходняк.

— Они не должны знать, что мы в курсе их делишек, лучше уйти незамеченными.

По стеночкам, прячась за встречную мебель и втянув головы в пиджаки, они выскользнули в холл. Неугомонный Носырев решил дождаться, когда «объекты» покинут ресторан, и проследить. Он даже извлек из багажника полевой бинокль и теперь сидел в машине, пожевывая сэндвич и мониторя в окуляры ресторанную дверь. Сходняк ощущал себя участником какого-то безвкусного фарса. Он дал задание Носыреву подумать, а сам пошел ловить такси до дома.

Как предотвратить попадание клиентской базы к конкурентам? Стоит ли возвращать Швецову?

Виктор Курочкин
коммерческий директор ПС «ОДНО.КАСАНИЕ» (Самара)
Проблема попадания клиентской базы к конкурентам — ситуация, конечно, неприятная. Но шила в мешке не утаишь, особенно в условиях жесткой конкуренции. На мой взгляд, предотвращать разглашение клиентской базы нужно было задолго до возникновения описанной ситуации. К примеру, улучшением сервиса клиента, индивидуальным подходом к каждому клиенту и, конечно же, качеством самого ТОВУСа. В этом случае основная масса клиентов смене поставщика предпочтет продолжение работы с «Любо-Дорого & Ко». Надежность поставщика предпочтительнее зачастую даже предложения по снижению цены. В данном случае Сходняк должен принять меры не по предотвращению попадания клиентской базы к конкурентам, а по удержанию клиентов. Каким образом? Смотрите выше. Клиентами, точнее, надежными партнерскими отношениями нужно гордиться, а не прятать их от конкурентов!

Пытаться возвращать Швецову в компанию не стоит. Если у человека отсутствует понятие элементарной этики, то пусть она лучше работает у конкурентов. Жанна предала не столько компанию в лице ее директора, сколько свой коллектив. В данной ситуации и Сходняк выглядел не лучшим образом: четко отлаженная работа отдела продаж и сплоченный коллектив дорогого стоят. Сейчас ему гораздо важнее задуматься не о попадании клиентской базы к конкурентам, а об урегулировании разлада в отделе продаж.

Ольга Старикова
директор самарского филиала компании Ancor
Сходняку нужно задуматься о системе информационной безопасности, которая в его компании или не предусмотрена, или слаба.

Разобраться в ситуации поможет ответ на вопрос: а что так не устроило г-жу Швецову в компании? Очевидно, что Сходняк был тоталитарным руководителем — новая СОТ была изначально навязана подчиненным и вызвала бурю негатива. На этом этапе ему нужно было задуматься о том, чтобы грамотно компенсировать этот факт каким-либо мотивационным инструментом.

Швецова явно не была лояльна к компании. Во многих фирмах на собеседовании кандидату предлагают пройти тесты, по результатам которых будущий руководитель может оценить все риски и возможности, связанные с особенностями персональных качеств потенциального сотрудника.

В сложившейся ситуации следует подсчитать все убытки и риски, которые будет нести компания в дальнейшем. Необходимо разработать антикризисную политику взаимодействия с клиентами: инициировать встречи с ними, где обсуждать дальнейшие пути сотрудничества. Разговаривать со Швецовой нужно в любом случае. Но я считаю, что сотрудник, который так поступил, вряд ли нужен компании и вряд ли может рассчитывать на трудоустройство к конкуренту. Информация о подобных ситуациях быстро распространяется по рынку.

Максим Шенцев
генеральный директор компании «Лидер АйТи»
Из описанной ситуации видно, что в компании «Любо Дорого & Ко» изначально не были расставлены приоритеты IT-безопасности. Наличие любых активов, таких как клиентская база либо ноу-хау, подразумевает под собой как минимум ограничение исходящих каналов — флэшек, дискет, CD/DVD-дисков. Конкурирующее предприятие в данном случае пошло очень сложным путем, обхаживая ключевого сотрудника с соответствующим уровнем заработной платы, когда можно было договориться с уборщицей, имеющей доступ ко всем помещениям, и за гораздо меньшие деньги. Я считаю, что руководству «Любо Дорого & Ко» необходимо срочно заняться разработкой стратегии IT-безопасности, чтобы предотвратить подобные ситуации в будущем.

Возвращение Швецовой Данный сотрудник — вор. Он стал вором не тогда, когда пришел на сделку с конкурентом, и не тогда, когда получит деньги за слив информации или когда произойдет факт его ухода из компании. Жанна стала вором в тот самый момент, когда взяла в руки диск для того, чтобы записать на него клиентскую базу. Нужен такой сотрудник компании? На мой взгляд, только как агент для дезинформации. И оставшееся время работы Швецовой можно использовать, незаметно снабжая ее той информацией, которую руководство «Любо-Дорго & Ко» хочет преподнести конкурентам.

Самое читаемое
  • «Двигать тему». Как уральский предприниматель развивает Федерацию хапкидо в регионе«Двигать тему». Как уральский предприниматель развивает Федерацию хапкидо в регионе
  • Что происходит с Ирбитским молзаводом, который постепенно передают в частную собственностьЧто происходит с Ирбитским молзаводом, который постепенно передают в частную собственность
  • «Сухой закон» в Вологодской области привел к закрытию алкомаркетов«Сухой закон» в Вологодской области привел к закрытию алкомаркетов
  • Без сыра и хамона снова: запрещен ввоз в Россию продукции ЕС для личного использованияБез сыра и хамона снова: запрещен ввоз в Россию продукции ЕС для личного использования
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.