Подписаться
Курс ЦБ на 30.01
98,01
102,40

«Китайцев» прикрепят к Самаре ценой и сервисом

Экспансия китайских грузовиков на российский рынок коснулась и Самары. За последний год местных дистрибуторов грузовой и спецтехники производства КНР стало почти вдвое больше. Сейчас им нужно созда

Экспансия китайских грузовиков на российский рынок коснулась и Самары. За последний год местных дистрибуторов грузовой и спецтехники производства КНР стало почти вдвое больше. Сейчас им нужно создать сервисную базу и наладить регулярные поставки автозапчастей. Ожидается, что компании, которые смогут набрать наибольшую клиентскую базу, к 2010 г. станут официальными дилерами и смогут получать у производителей большие скидки. Тогда остальные торговцы не смогут с ними конкурировать.

эксперты

Вячеслав Божков
заместитель директора по сбыту ООО «РБА-Самара» (филиал ГК «Русбизнесавто»)
Ирина Болотова
замдиректора ООО «Сфера-Моторс»
Владимир Кулаков
заместитель начальника отдела маркетинга ГК «Акоста»
Сергей Полынкин
директор компании «Сериал-Авто»
Константин Романов
аналитик авторынка ИК «Финам»
Андрей Тарасов
руководитель регионального подразделения ЗАО «Евросиб – Логистика»
Дмитрий Шинкин
директор «Мегатранса» 
Каковы темпы экспансии автотехники из КНР на самарский рынок?
Чем дилеры «китайцев» конкурируют между собой?
Кто в ближайшее время будет инвестировать в сервисные центры? 
Уже около двух лет действует в Самаре «китайская тенденция», но в последнее время развитие рынка пошло быстрее, так как больше компаний начали продавать грузовики и спецтехнику производства КНР. Например, два месяца назад крупная торговая компания «Акоста» создала обособленное подразделение ТД «Автомобили Китая» для того, чтобы продавать спецтехнику XCMG. В апреле в Самару зашла федеральная компания «Русбизнесавто», дистрибутор автобусов Higer, грузовиков CAMC и погрузчиков PowerCat (SDLJ). «Если в прошлом году XCMG занимались всего три заметные на рынке организации, то в этом – уже пять», – отмечает заместитель начальника отдела маркетинга ГК «Акоста» Владимир Кулаков. «Все компании ринулись в Китай, чтобы набрать обороты и стать официальным дилером с опережением конкурентов», – прокомментировал тенденцию директор «Мегатранса» Дмитрий Шинкин. Сейчас, по оценкам маркетингового отдела «Русбизнесавто», доля китайской техники на самарском рынке составляет около 1%. По прогнозам «Вехи» и «Акосты», за следующие три года она может увеличиться до 15%. По «пессимистическому» прогнозу «Вехи», «китайцы» могут занять до 50% рынка.

Но пока что китайские производители не выстроили систему продаж в России. Условия работы со многими марками не очень выгодны для российских компаний: предоплата 100%, которая затрудняет получение кредитов (пока техника не доедет до Самары, банки не берут ее в залог), а также ограничение по размеру первой партии – не менее 10 единиц. Все дилеры, кроме федеральной компании «Русбизнесавто», закупают товар только после получения заказа. При этом по многим маркам статус «официального дилера», к которому так стремятся компании, не дает никаких преимуществ. «Когда их очень попросят, китайцы выписывают бумагу, удостоверяющую дилерство. Но ни эксклюзивных прав на продажи, ни скидок сам по себе этот статус не дает», – отметили в иркутской компании «ТрансКомБайкал», официальном дилере Howo. На данном этапе опрошенные «ДК» самарские фирмы заявляют о продажах 5-20 единиц китайской автотехники в месяц. В этих условиях дистрибуторы вынуждены конкурировать ценой и наличием ремонтной базы.

Участники рынка строят сервисные центры

Ремонтные мастерские для «КамАЗов» и «МАЗов» могут использоваться и для иностранной техники, если поломка не серьезная. Сейчас такие сервисные центры есть у «Русбизнесавто», «Вехи», «Акосты» и некоторых других. Но для ремонта двигателей и электроники требуется специализированное оборудование и обученные техники. Из опрошенных «ДК» компаний три заявили о планах строительства специализированных сервисных центров для китайской автотехники – «Акоста», «Сфера-Моторс» и «Сериал-Авто». В «Акосте» деталей проекта не раскрыли. По оценкам замдиректора по сбыту СФ «Русбизнесавто» Вячеслава Божкова, для строительства ремонтного цеха «с нуля» необходимы инвестиции в размере $2 млн, а для дооснащения действующего сервиса под китайскую марку – около $200-300 тыс.

«Сфера-Моторс» будет специализировать свой сервисный центр под грузовики Foton и DongFeng – у этих заводов уже есть крупные российские реселлеры: «Центр Автофургон» и «Урал-Трейд», которые выстроили отношения с иностранной стороной. У них «Сфера-Моторс» закупает товар и скоро обучит специалистов-ремонтников. Как отметила замдиректора ООО «Сфера-Моторс» Ирина Болотова, «мы пока не стремимся работать напрямую с китайской стороной; развивать бизнес через российских партнеров надежнее». Для других марок в «Сфере-Моторс» планируют направлять персонал на обучение, когда у них появятся крупные официальные дистрибуторы в России. «Вполне возможно, что для Howo таким партнером станет владивостокская компания «Астет», – отмечает г-жа Болотова. А компания «Сериал-Авто» попробует работать с китайцами напрямую и сделает сервис под Howo и Foton. По словам ее директора Сергея Полынкина, он достиг договоренности с производителем Sinotruk, чтобы за свой счет обучить команду техников на заводе, где производят Howo, а затем закупить там ремонтное оборудование. Инвестиции в создание сервисного центра составят 13 млн руб. – по 6,5 млн на здание и оборудование.

Цены на «китайцев» снизят, оптимизировав доставку

Ценовая конкуренция между дилерами сегодня строится на том, как и у кого они приобретают товар и какими путями доставляют в Самару. Поскольку у подавляющего большинства марок в Самаре еще нет официальных дилеров или дилеров с большими объемами закупок, заводы почти не дают скидок. Поэтому снизить цену можно только за счет трех факторов – прямых закупок с завода, оптимизации транспортных расходов и снижения собственной маржи, если это позволяют объемы бизнеса. Самарские компании выбирают оптимизацию поставок. Как правило, грузовики из Китая гонят своим ходом, а спецтехнику перевозят по железной дороге через Казахстан. По словам Дмитрия Шинкина, основные расходы дилера составляет транспортировка. Она может стоить 100 тыс. руб. и более за единицу, плюс страховка и военизированная охрана. Всего на доставку уходит 120 тыс. руб. за одну платформу и 45-60 дней в зависимости от того, какие проблемы возникнут на железнодорожных станциях перехода между странами – сейчас, из-за наплыва товаров, там часто возникают заторы. «1 июля произошло увеличение таможенной пошлины на вывоз товара из Китая, и все компании, чьи грузы находились на территории этой страны, стали ускоренно отгружать в Россию. На перевалочной станции «Дружба» в Казахстане произошло нагромождение вагонов. Пришлось ждать три недели, пока они его урегулируют», – рассказал директор «Мегатранса» Дмитрий Шинкин.

В «Акосте» сообщили, что рассматривают возможность доставлять автотехнику водными путями. В «Сериал-Авто» уже нашли новый маршрут – через г. Благовещенск. Более подробно о маршрутах представители компаний рассказать отказались, пояснив, что это сведения, которые они не хотели бы прежде времени открывать конкурентам.

Торговлю запчастями налаживают путем проб и ошибок

Параллельно с продажами техники участники рынка выстраивают торговлю запчастями. Ее специфика в том, что требуются регулярные прямые поставки из Китая, причем именно тех запчастей, которые чаще всего выходят из строя, иначе складские мощности простаивают. По казанскому опыту продаж «Русбизнес- авто» на 1000 проданных китайских автомобилей необходим склад с запчастями на 45 млн руб.

Особенных требований к помещению склада нет – оно может быть и класса «С», главное – чтобы фирма постоянно получала поставки. Это организовать сложнее, чем в случае с европейскими поставщиками. Ирина Болотова рассказывает об опыте ее компании: на первых же поставках выяснилось, что каталоги, которые китайцы прислали в Самару, не совпадают с их собственными каталогами по номенклатурным номерам. «Сфере-Моторс» пришлось их «син- хронизировать», а за консультациями по закупкам обращаться к дилерам из соседних регионов и Казахстана. «Сейчас у нас решены все основные вопросы, мы наработали собственную базу, какие запчасти чаще всего выходят из строя, организовали каналы экстренной доставки автозапчастей самолетом и курьерскими службами. В итоге мы сделали минимальный срок доставки в 7 дней», – заявила Ирина Болотова.

Эксклюзивные дилеры могут появиться лишь к 2010 г.

По словам Дмитрия Шинкина, те, кто сегодня наберут наибольшие объемы продаж, завтра станут официальными дилерами и получат либо эксклюзивные права на торговлю, либо скидки при закупках. А остальным компаниям придется уйти с рынка либо попытаться стать дилером другой марки. Но официальной информации о том, какие марки и когда будут ограничивать «серых» дилеров, пока не появилось.

По мнению аналитика авторынка ИК «Финам» Константина Романова, до 2010 г. ограничений не будет, но китайцы могут давать официальным дилерам небольшие экономические преференции. «Объемы продаж китайской спецтехники в России пока невелики, доминируют российские производители и б/у техника из Европы и Японии. Основной задачей для китайцев в ближайшие 2-3 года будет увеличение доли рынка, «раскрутка» своих брендов. Делать это они будут только за счет местных компаний, так как для открытия собственных дистрибуторских центров объемы продаж слишком малы. Поэтому в запрете «серых» дилеров нет необходимости – они также продвигают продукцию, как и официальные», – заявил аналитик.

По его мнению, в этих условиях в конкурентной борьбе будут побеждать те дилеры, которые первыми построят специализированные сервисные центры, а также смогут отстроить систему логистики и продаж.

Андрей Тарасов
руководитель регионального подразделения ЗАО «Евросиб – Логистика»

Сейчас для доставки грузов из Китая используется множество маршрутов, но основных всего пять.
Первый – по железной дороге через погранпереход Забайкальск с перегрузом в этом городе. У этого варианта много минусов – высокая стоимость доставки негабаритных грузов по Китаю, большое транзитное время, но зато всего один перегруз.
Второй путь – по железной дороге через территорию Казахстана и погранпереход Достык. Для Средней Волги это дешевле и быстрее, чем предыдущий способ.
Третий маршрут – по морю через порты Владивосток или Находка, далее по железной дороге до места назначения. Он дает возможность доставить большую партию сразу до территории России, но у него и серьезные минусы: необходимость доставки техники до порта в Китае, высокий железнодорожный тариф от Владивостока.
Четвертый путь, морской, удобен для перевозки негабаритных грузов, но есть риск повредить технику на многочисленных перегрузах. Сначала техника доставляется морем до европейского порта в Германии или Франции, далее до порта Санкт-Петербурга, а оттуда автомобильным или железнодорожным транспортом до места назначения.
Для сверхнегабаритных грузов подходит вариант перевозки из Китая по морю до черноморского порта (например Новороссийска), а оттуда речным транспортом до места назначения.

Самое читаемое
  • Первый магазин сети «Светофор» приостановил деятельность после начала масштабной проверкиПервый магазин сети «Светофор» приостановил деятельность после начала масштабной проверки
  • Суд арестовал бывшего министра ЖКХ Николая Смирнова до 17 мартаСуд арестовал бывшего министра ЖКХ Николая Смирнова до 17 марта
  • Китайский чат-бот уронил состояние богатейших людей мира на $108 млрдКитайский чат-бот уронил состояние богатейших людей мира на $108 млрд
  • «Гора Белая» ищет инвесторов и грантополучателей для строительства средств размещения«Гора Белая» ищет инвесторов и грантополучателей для строительства средств размещения
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.