Подписаться
Курс ЦБ на 25.01
98,26
103,18

Клининговая компания окупится за 12 месяцев

Конкуренция на самарском рынке клининговых услуг сегодня достаточно высокая, и, как отмечают руководители компаний, новичкам придется серьезно побороться за место на нем. Период окупаемости компани

Конкуренция на самарском рынке клининговых услуг сегодня достаточно высокая, и, как отмечают руководители компаний, новичкам придется серьезно побороться за место на нем. Период окупаемости компании здесь составляет около 12 месяцев, однако уменьшить этот срок можно, если браться за специализированные разовые работы — именно они помогают клининговым компаниям не бороться за выживание, а получать прибыль.

Самарский рынок клининга можно поделить на два больших сегмента: коммерческий (уборка офисных, торговых и производственных помещений) и бытовой. Но, как отмечают эксперты, открывая клининговую компанию, лучше сразу ориентироваться на работу с корпоративными заказчиками — здесь больше перспектив для дальнейшего развития: после выхода на самоокупаемость и получения нескольких контрактов компания может получать серьезную прибыль, оказывая дополнительные и специализированные услуги крупным клиентам.

Сегодня, по данным директора компании «Радник Сервисес» Николая Черезова, в этом сегменте работает порядка 30-50 компаний. Причем примерно 80% рынка коммерческого клининга контролируют крупные игроки, поэтому конкуренция здесь достаточно серьезная, рассказывает председатель совета директоров ГК «Объединенные Сервисные Системы» Виктор Бузуев. «Крупные объекты, которые позволяют развиваться компаниям, уже разобраны, а на мелких «подняться» тяжело», — дополняет он. По данным Николая Черезова, только 30% молодых компаний, пришедших на рынок коммерческого клининга, выживают, остальные либо закрываются, либо переходят в «бытовой» сегмент, где требования к выполнению работ ниже.

Как отмечает директор компании «Дельфин» Нина Капустина, открыть клининговую компанию несложно: не нужно никаких лицензий, требуется только зарегистрировать юридическое лицо — ООО. Это обходится в среднем в 10 тыс. руб. Николай Черезов отмечает, что можно зарегистрировать не ООО, а ЧП, но на высококонкурентном рынке это выглядит несерьезно и будет минусом в глазах клиента.

Кому нужен офис?

Все эксперты сходятся во мнении, что начинающей компании арендовать офис не обязательно. Николай Черезов: «Вопрос об офисе — спорный. Большинство московских компаний, представленных на нашем рынке, работают с домашних телефонов или с объекта и никаких офисов не арендуют». Как объясняют участники рынка, клиентам офис не нужен — разговор с заказчиком ведется на его территории — ведь необходимо оценить объемы предстоящей работы. Однако Нина Капустина считает, что офис понадобится, если компания собирается закрепиться на рынке, но задумываться об его аренде стоит уже после того, как получены первые заказы. Если молодая компания все-таки решила арендовать офис, подойдет небольшое помещение в 15-20 кв. м — там будет сидеть только 1-2 человека: руководитель и бухгалтер-кадровик. Стоимость аренды офиса в удаленном от центра города районе составляет около 600 руб. за кв. м. Когда компания выйдет на серьезные объемы работ, ей будут необходимы складские помещения, гаражи под собственный транспорт, помещение для отдыха и приема пищи сотрудников. Так, например, Виктор Бузуев рассказывает, что офис «Объединенных сервисных систем» сегодня занимает 508 кв. м, а начиналось все с «домашнего офиса».


Совет от компании «Радник Сервисес»:
«Безымянные компании на рынке не котируются. Так что лучше вложиться в разработку бренда, минимального набора маркетинговых инструментов: визиток, листовок. Это может сделать любое из многочисленных самарских креативных бюро».
Кто будет работать?

Все эксперты считают, что молодой компании не нужен большой штат. По словам Николая Черезова, начинать можно втроем. «Руководитель, технолог и человек, отвечающий за финансовую часть и занимающийся подбором персонала, — именно такую схему мы предлагаем владельцам бизнеса, которые приходят к нам учиться», — разъясняет г-н Черезов. В дальнейшем он советует взять в штат хотя бы двух специалистов, которые будут работать со сложным оборудованием, выезжать на объекты для проведения специализированных работ. Их стартовая зарплата составляет 10 тыс. руб. «Набрав такой штат, уже можно смело идти к заказчику», — резюмирует он. Виктор Бузуев считает, что начинающая компания может обойтись 2-3 людьми в штате, если сами руководители возьмутся за ручки поломоечных машин. Он делится собственным опытом: «В 2001 г. мы начинали с трех человек в Тольятти: руководитель — на нем финансы, поиск заказчиков, производственник, который отвечает за осуществление работ, и его помощник. Кадровый вопрос — на руководителе. После получения заказов сами вставали за машины и производили работы. Брать уборщиков в штат нужно, когда уже получен заказ на постоянное обслуживание». В среднем для ежедневного обслуживания объекта площадью в 5 тыс. кв. м понадобится 9 человек: 3 будут работать днем, 6 — производить вечернюю уборку. Средняя зарплата уборщика — 6-7 тыс. руб. при ежедневной работе 8 часов или за 12 часов работы по графику 2 через 2.

Идеальный для начинающей компании вариант — найти опытного технолога с сертификатом. Однако это нелегко — он вряд ли пойдет на зарплату в 15 тыс. руб., средняя стоимость такого специалиста на рынке — от 25 тыс. руб. Можно обучить своего технолога. По словам Николая Черезова, это можно сделать двумя способами. «Специалиста можно отправить в Москву, на курсы, стоимость которых составляет 350 евро, обучение занимает 2 дня. В результате технолог получит международный сертификат британского института, который в дальнейшем можно использовать как маркетинговый инструмент для формирования у потенциального клиента положительного впечатления о компании. Кроме того, здесь специалист получит все знания о химических средствах, технологиях, оборудовании, которых будет достаточно, чтобы не только проводить широкий спектр работ, но и обучать новых специалистов компании», — рассказывает г-н Черезов. В Самаре подобные курсы стоят в 2 раза дешевле, полезные знания на них, по мнению экспертов, получить тоже можно, однако международного сертификата здесь не дадут.

В дальнейшем структура компании становится более разветвленной. Например, в компании «Радник Сервисес» есть финансовый и производственный отделы. В последнем — три основных подразделения: аутсорсинг, спецработы, ковровый цех. Еще один немногочисленный отдел — коммерческий, в его подчинении находится логистическая служба.

Сколько будет стоить оборудование?

Бизнесмену, желающему заняться бытовым клинингом, крупные вложения в оборудование могут и не потребоваться: достаточно домашнего телефона, ведер и тряпки. В сегменте коммерческого клининга работать по таким правилам не получится. В Самаре продажей оборудования по дилерским договорам занимается около 10 фирм. Часть из этих продавцов предлагает полный спектр товаров. Есть специализированные компании, которые продают либо только оборудование, либо только химию. Молодой клининговой компании лучше заранее приобрести размывочную машину, пылеводосос, комплект ведер, тележек и мопов (специальных швабр). Этот минимальный набор позволяет выполнять широкий спектр специализированных услуг: чистку как твердых (мрамор, гранит) напольных покрытий, так и ковролина, генеральные уборки любых видов. Стоимость набора варьируется в зависимости от бренда. Например, оборудование Numatic стоит порядка 3-4 тыс. евро. Кроме того, необходимо заложить дополнительные средства на расходные материалы и химию. Они покупаются непосредственно под конкретный заказ. Однако начинающей фирме все-таки стоит запастись расходниками, купить несколько канистр средств, чтобы потом не бежать к поставщику с требованием срочно найти нужную продукцию. Как отмечает Виктор Бузуев, расходы на химические средства варьируются в зависимости от сложности заказа, но обычно эта сумма составляет 10% от стоимости выполнения работ.

Как найти первый заказ?

По словам экспертов, большинство клининговых компаний не создаются с нуля: они либо отпочковываются от существующих, либо компании-заказчики организуют собственную клининговую службу, которая выходит на большой рынок. По словам Виктора Бузуева, успешных примеров второго варианта немного. Наиболее яркий из них — стабильно работающая клининговая служба компании «Виктор и Ко», большая доля работ которой — 95% — приходится именно на уборку собственных объектов девелопера. Часто клининговые компании создаются под имеющиеся заказы — это хотя бы дает гарантию, что у бизнеса будет время на становление, а текущие расходы будут частично покрываться. Николай Черезов отмечает, что, имея в комплекте минимальный набор оборудования, обученного технолога, можно смело идти к заказчикам. «Говорите — да, мы молодая компания, но у нас есть сертифицированный специалист, так что работы будут выполнены на высоком уровне», — советует он. По его словам, шанс получить заказ у новичков есть: клиенты часто предпочитают не связываться с крупными игроками — либо был негативный опыт сотрудничества, либо существуют задолженности, недоговоренности. «И это звездный час для молодых»,— считает г-н Черезов.

Для успешной работы компании необходимо получить хотя бы один аутсорсинговый заказ и этим обеспечить себе постоянные заработки. Крупные игроки советуют новичкам серьезно отнестись к заключению договора на абонентское обслуживание. Виктор Бузуев рекомендует внимательно осмотреть помещение, выявить все нюансы, прописав в договоре, что нужно сделать, какой результат ожидает заказчик, оценить возможность применения техники: с ней работать проще, легче достичь результата. Заказчик должен предоставить график работ и оговорить возможность его изменения. Составление сметы может зависеть от помещения: сумму озвучивает клининговая компания после осмотра предполагаемого места уборки. Но возможен и обратный вариант — заказчик называет сумму, отведенную в бюджете под уборку, а клининговой компании необходимо расписать, что за эти деньги можно сделать. Виктор Бузуев советует ни в коем случае не оставлять сделанные расчеты у клиентов на руках до заключения договора — плодами труда компании может воспользоваться конкурент или коммунальная служба заказчика.


Совет от компании «Объединенные Сервисные Системы»:
«На начальном этапе развития компании нужно обзавестись симпатичной формой и уделить внимание контролю качества, плотной работе с заказчиком — в клининге очень серьезно работает «сарафанное радио».

Дальнейшее развитие компаний связано с введением дополнительных сервисных услуг для клиентов: чистка сложных покрытий, мебели. В крупных компаниях, как правило, появляются логистические службы, транспортный цех — это позволяет сделать обслуживание более оперативным. Крупные игроки сегодня вводят у себя новые направления — техническую эксплуатацию и обслуживание зданий и промышленных объектов. Кроме того, по словам Виктора Бузуева, они ищут отдельные ниши, например, клининг промышленных объектов, и вкладываются в специализированное оборудование, обучение сотрудников, чтобы предоставлять клиентам эксклюзивные услуги.

Когда окупятся вложения?

Николай Черезов рекомендует молодым компаниям сразу пойти по двум направлениям работ и заключать договоры как на ежедневную уборку, так и на спецзаказы. Чтобы быть уверенным, что денег хватит на аренду офиса, зарплату и прочие постоянные расходы, руководитель должен найти хотя бы один заказ на уборку помещения площадью не менее 5 тыс. кв. м. В среднем по городу стоимость ежедневной уборки составляет 20-60 руб./кв. м в месяц. «Выполняя заказ на ежедневную уборку, нужно еще месяц прожить, чтобы никто ничего не сломал, не испортил, не запил, не разбил, не потерялся и не уволился», — отмечает г-н Черезов. Ни о какой прибыли с такого заказа говорить не приходится, рентабельность подобных работ составляет 12-19%. Чтобы прибыль появилась, нужно браться за спецзаказы (разовые работы высокой сложности) — это спасение для молодой компании. Рентабельность здесь — около 40%. Кроме того, этот вид работ легче, поскольку все затраты фиксированы, легко контролируемы, да и доход можно получить быстро.

Виктор Бузуев рассказывает, что для его компании, которая начинала работать с нуля, период окупаемости составил 6-8 месяцев, а на точку безубыточности она вышла через 3-4 месяца.

детали
На чужих ошибках
Виктор Бузуев
председатель совета директоров ГК «Объединенные Сервисные Системы»:
«В свое время мы поработали в партнерстве с московской компанией. Итог работы «удачный»: больше мы совместные проекты с москвичами проводить не будем. Когда делается совместный проект, важно четко разграничивать обязанности компаний. А это сделать сложно. Часто у партнеров могут быть свои мысли по поводу совместной работы: например, планы на дальнейшую работу с заказчиком. А второй партнер в этом случае используется в качестве временной помощи, когда собственных ресурсов и технологий не хватает. В результате этого сотрудничества мы понесли серьезные потери. Когда разговор шел о вложении средств, все инвестиции делились пополам. А как появились убытки — нам сказали: «А убытки — это ваше». В общем, мы по таким правилам больше не играем».


Николай Черезов
директор компании «Радник Сервисес»:
«Могу посоветовать: никогда не верьте на слово не только конкурентам или партнерам, но и заказчикам. Очень большая ошибка — когда отношения с клиентом настолько близкие, что все начинает делаться просто по звонку. Мы тоже на этом обжигались. Лучше сделать пробную работу, все задокументировать и показать образец заказчику, чтобы он увидел, что должно получиться в итоге. Пусть клиент подпишет показанный образец — потом это позволит вам избежать беспочвенных претензий. Часто заказчик говорит: «Я думал, все будет выглядеть по-другому». Вот в этом случае предварительно согласованный образец и пригодится. Крупные компании могут пережить, если кто-то откажется платить за выполненную работу, ведь у него есть объемы, страховки, а вот для молодого предприятия это может быть фатально».

bonus
Направления для дальнейшего развития
Дальнейшее развитие компаний связано с введением дополнительных сервисных услуг для клиентов: чистка сложных покрытий, мебели. В крупных компаниях обязательно появляются логистические службы, которые позволяют сделать обслуживание более оперативным. Крупные игроки сегодня пошли по пути введения у себя новых направлений деятельности: это техническая эксплуатация и обслуживание зданий и промышленных объектов. Кроме того, по словам Виктора Бузуева, они ищут отдельные ниши, например, клининг промышленных объектов, и начинают вкладываться в специализированное оборудование, обучение сотрудников, для того чтобы иметь возможность предоставить клиентам эксклюзивные услуги.

итоги
Цена входного билета
Расчет для клининговой компании, арендующей помещение 15 кв. м. У фирмы заключен договор на ежедневное обслуживание 5 тыс. кв. м. Стоимость уборки — 30 руб./кв. м в месяц. Под заказ набран штат уборщиков — 9 человек.

Единовременные расходы на открытие

рынок
Деньги
20‑60 
руб./кв. м стоит уборка офисного помещения
 
6‑10 
тыс. руб. — зарплата уборщика
Источник: данные участников рынка.
Конкуренция
 Количество игроков коммерческого клининга: 60
 Лидеры рынка: «Диал», «Объединенные Сервисные Системы», «Примекс‑Тольятти», «Радник Сервисес», «Ф‑Индустрия»
Источник: данные участников рынка.
Расценки на основные виды работ
Стоимость услуг, руб./кв. м
 
20‑60 
ежедневная уборка
 
 
60‑150 
послестроительная уборка
 
40‑120 
генеральная уборка
 
 
35‑80 мойка окон
 
 
60‑120 химчистка ковров и мягких покрытий
Источник: открытые данные.
 
 
итоги
Цена входного билета
Расчет для клининговой компании, арендующей помещение 15 кв. м. У фирмы заключен договор на ежедневное обслуживание 5 тыс. кв. м. Стоимость уборки — 30 руб./кв. м в месяц. Под заказ набран штат уборщиков — 9 человек.
 
Единовременные расходы на открытие
Статья
 
Сумма, руб.
 
Инвентарь и оборудование: размывочная машина в комплекте, пылеводосос, тележки, мопы
 
71 513
 
 
 
Спецодежда для персонала
 
4500
 
Мебель (шкафы для одежды, шкаф для химии)
 
14 000
 
Стиральная машина
 
13 000
 
Микроволновая печь, чайник
 
1000
 
Офисная мебель и оргтехника
 
45 000
 
Подключение телефонной линии
 
3000
 
Итого
 
152 013
 
 
 
Сколько приносит клининговая компания в месяц
Статья
 
Сумма, руб.
 
Доход
 
150 000
 
 
Постоянные расходы
 
112 800
 
в том числе:
 
аренда офиса (кв. м)
 
9000
 
стационарный телефон
 
500
 
зарплата кадровика
 
15 000
 
бухгалтерское сопровождение
 
10 000
 
зарплата менеджера по производству
 
15 000
 
зарплата уборщиков
 
63 000
 
канцтовары
 
300
 
 
Переменные расходы
 
14 000
 
в том числе:
 
химические средства, расходные материалы
 
9000
 
непредвиденные расходы
 
5000
 
 
Итого расходы
 
126 800
 
Прибыль
до уплаты налогов
 

23 200
 
Рентабельность
 
19%
 
 

 

Самое читаемое
  • «Двигать тему». Как уральский предприниматель развивает Федерацию хапкидо в регионе«Двигать тему». Как уральский предприниматель развивает Федерацию хапкидо в регионе
  • Что происходит с Ирбитским молзаводом, который постепенно передают в частную собственностьЧто происходит с Ирбитским молзаводом, который постепенно передают в частную собственность
  • «Сухой закон» в Вологодской области привел к закрытию алкомаркетов«Сухой закон» в Вологодской области привел к закрытию алкомаркетов
  • Без сыра и хамона снова: запрещен ввоз в Россию продукции ЕС для личного использованияБез сыра и хамона снова: запрещен ввоз в Россию продукции ЕС для личного использования
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.