Подписаться
Курс ЦБ на 27.02
85,92
90,18

Коллекционер бизнес-проектов

Дмитрий Локшин, создав крупнейшую в Самаре сеть ветеринарных клиник, не намерен останавливаться только на одном виде бизнеса. Он всегда готов искать перспективные идеи и возможность заработать на н

Дмитрий Локшин, создав крупнейшую в Самаре сеть ветеринарных клиник, не намерен останавливаться только на одном виде бизнеса. Он всегда готов искать перспективные идеи и возможность заработать на них. Сейчас г-н Локшин — генеральный директор и соучредитель четырех компаний. Скоро к ним добавится еще и пятый проект.
досье
Дмитрий Локшин
Родился в 1972 г.
Образование: в 1994 г. окончил Самарский государственный технический университет.
Специальность: «Инженер-программист».
Карьера: 1990 г. — коммерческий директор ТД «Лидер»;
с 2000 г. стал соучредителем и генеральным директором
сети ветеринарных клиник «Друг»,
компаний «Офисный мир», «Арт-дизайн Волга», «Дилон».
Семья: женат, воспитывает двух сыновей-близнецов.
Хобби: рыбалка. 
 
Помимо всего прочего, г-н Локшин — вузовский преподаватель, учит студентов аэрокосмического университета антикризисному управлению. «Финансовый кризис, — говорит он студентам, — оказал, безусловно, большое влияние на всех. Я думаю, что это наиболее благоприятное время для развития бизнеса. И кризис одновременно является хорошим периодом для того, чтобы бизнес закрыть и больше с ним не мучиться».

Дмитрий Локшин любит пофилософствовать. «Человеческая судьба — это бесконечное белое поле, по которому вы идете. В какой-то момент времени любой человек подходит к своему вопросу, красному флажку. Он может пойти вправо от него, а может — влево. Судьба дает каждому много таких флажков, и в конечном итоге человек выбирает свой путь и формирует свое жизненное пространство. Кому-то в нем удобно, а кому-то нет». Свою жизнь Локшин считает в общем успешной, на вопрос, как он достиг своего успеха, следует закономерный для него ответ — надо думать и работать.

Сегодня г-н Локшин возглавляет четыре компании: крупнейшую в городе сеть ветеринарных клиник «Друг» с шестью филиалами, региональное представительство федеральной компании «Арт-дизайн» (продажа подарочной полиграфии), компанию «Офисный мир» (занимается недвижимостью) и компанию «Дилон» (организация тендерной торговли). Юридически компании не связаны между собой. Их объединяет только личность г-н Локшина, который занимает должность генерального директора и является соучредителем во всех этих предприятиях.

«Еще их объединяет общая модель управления, — поясняет он в интервью «ДК». — В каждой компании у меня есть заместитель в ранге исполнительного директора, отвечающий за оперативное управление. Он является моим другом и партнером, и весь успех и ответственность за работу предприятия мы делим с ним поровну».

Как «прорубить окно» для диалога с властью

В карьере Локшина было много случаев, когда он шел, что называется, напролом. «Я очень твердолобый, — признает он в себе эту черту характера. — Согласно русской поговорке, если меня не пускают в дверь, то я зайду в окно». В доказательство Локшин рассказывает историю открытия первого филиала ветклиники «Друг». Семь лет назад компания приобрела модульный павильон на углу проспектов К. Маркса и Кирова. Но с переоформлением земельного участка возникли сложности. Дипломатично ссылаясь на слухи, Дмитрий Локшин рассказывает, что тогда неофициально решить этот вопрос можно было быстро, и всего за $5 тыс. в конверте. Но для себя он сразу решил, что взятки давать не будет никому.

В результате оформление договора и регистрация затянулись на 9 месяцев. «Денег я никому не платил, оформили все в рамках действующего законодательства. После этого нам установили коэффициент использования земельного участка. Поясню, о чем идет речь: есть таблица таких коэффициентов, и если ваш вид бизнеса не относится ни к одной из перечисленных категорий, то вы попадаете в раздел «Прочее», где самый высокий коэффициент равен 50. Я пришел на прием к заместителю начальника комитета управления имуществом администрации города, написал ходатайство с просьбой пересмотреть эти коэффициенты. Бюрократическая машина дала ход: мое обращение было рассмотрено, в результате появилась категория «Лечебный вид деятельности», и коэффициент был уменьшен с 50 до 4. То есть аренда снизилась более чем в 10 раз, — говорит г-н Локшин и эмоционально добавляет: — Под лежачий камень вода не течет». Он считает, что любой человек, который отвечает за развитие бизнеса, тем более своего собственного, должен быть специалистом в решении любых проблем.

Недавно вновь возникла проблема с оформлением трех земельных участков под филиалы клиники. По этому вопросу Локшин с горячностью увлеченного делом человека делится, как он ходил на прием к министру облправительства, писал письмо губернатору и даже обращение в прокуратуру с заявлением о нарушении своих прав и требованием возбудить в связи с этим уголовное дело. В конечном счете все договоры были оформлены должным образом. «Если ты живешь и ведешь бизнес в рамках закона, то такое же исполнение закона ты вправе требовать от остальных», — резюмирует он.

Как продажа канцтоваров принесла первую прибыль

Дмитрий Локшин родился в Куйбышеве, окончил политехнический институт, по специальности — инженер-программист. Добиваться результата он научился еще в детстве и сейчас убежден, что примерно с юношеского возраста слово «хочу» должно постепенно отходить на второй, а то и на третий план, а на первое место в жизни необходимо выводить понятие «надо». Готовясь к экзаменам, он выработал для себя норматив  — усвоить 120 страниц печатного текста в день, поэтому сама подготовка занимала два дня упорной работы. Уже со второго курса он начал работать. Его старший брат Михаил еще в 1991 г. организовал фирму и привлек к работе в ней Дмитрия. Штат компании состоял из братьев, фирма занималась розничной продажей канцелярских товаров и офисной техники.

Первоначально бизнес был очень простым — покупали калькуляторы в одном месте и продавали с небольшой наценкой в другом. «Я ходил с большой сумкой по офисам и предлагал купить различные канцелярские товары, — вспоминает Локшин. — Наша наценка была небольшой, условно говоря, купили мы калькулятор за тысячу, продали за тысячу двести. Отношения к деньгам было простое: хватает на жизнь, ну и хорошо».

Дело расширялось, из студенческой подработки компания постепенно превращалась в успешный оптово-розничный бизнес. Сейчас она называется ТД «Лидер» и продает порядка 15 тыс. наименований офисных товаров. После десяти лет в семейном бизнесе Дмитрий Локшин с полным правом мог считать себя успешным предпринимателем. Он занимал должность коммерческого директора, в его компетенцию входили вопросы экспедиции грузов из Москвы в Самару, безопасность предприятия, переговоры с контрагентами, решение текущих оперативных вопросов.

Постепенно ему становилось тесно в рамках семейного предприятия. Сам он образно поясняет причину ухода из семейного бизнеса: «В «Лидере» было несколько направлений деятельности. Я считал, что их должно быть еще больше. По-моему мнению, за 11 лет упорной работы мы построили всего лишь фундамент успешного бизнеса. Я предлагал привлечь сторонних партнеров, построить на этом фундаменте 10-этажное здание, получить за свой фундамент в собственность три этажа и спокойно развивать новые проекты. Никто тогда не поддержал такую точку зрения».

Деньги и «Друг»

О первом самостоятельном бизнес-проекте Дмитрий Локшин задумался, когда еще работал в «Лидере». Летом 1998 г. его друг, кандидат медицинских наук, доцент кафедры анатомии человека СамГМУ Владимир Ваньков предложил ему идею организации ветеринарной клиники. Как сейчас вспоминает г-н Локшин, все детали проекта ими были продуманы сразу же, в палаточном лагере на берегу Волги. Локшин согласился выступить инвестором. Было решено, что он займется финансовыми и организационными вопросами, а Ваньков возложит на себя руководство лечебным процессом. Но уже в конце лета грянул дефолт, и планы по созданию клиники были отложены на неопределенное время.

Локшин признается, что первоначально рассматривал ветеринарный бизнес как переходный этап. Основной прицел был более масштабный — хотелось создать крупный лечебный комплекс для людей. Оттачивать навыки работы решили с малого, для начала организовать клинику для домашних животных. Соучредителем в этом проекте выступил медицинский университет. Работа по открытию клиники растянулась на три года: искали помещение, получали лицензию на ветеринарную деятельность и торговлю вет- аппаратами, закупали оборудование, искали персонал, а позже отправляли сотрудников на стажировку в Москву. Локшин вспоминает, что когда они, готовясь к открытию клиники, пришли на горветстанцию узнать об условиях получения лицензии, то первоначально им отказали в информации, сославшись на отсутствие у обоих ветеринарного образования.

Инвестиции в проект составили примерно 5 млн руб., без учета дополнительных затрат, например на обучение персонала. Плюс несколько миллионов ежегодно уходит на открытие филиалов.

«Конкурируют не люди, конкурируют идеи», — любит повторять г-н Локшин. Ветеринарная клиника «Друг» не была первой частной лечебницей для животных в Самаре, но она предложила более продвинутый подход в организации лечебного процесса. «В общем-то, любой нормальный человек относится к своему домашнему любимцу как к члену семьи, как к маленькому ребенку, — отмечает Дмитрий Локшин. — До нас на рынке были в основном частнопрактикующие врачи. Мы же создали именно полноценный лечебный комплекс с хирургическим кабинетом, кабинетом функциональной диагностики, оборудованной лабораторией, даже палатой интенсивной терапии».

Основа сети — базовая клиника. Шесть филиалов самостоятельно оказывают все основные виды медпомощи, но в наиболее сложных случаях отправляют пациентов на обследование в центральную лечебницу. «Эта схема напоминает центральный узел и лучики-филиалы, исходящие из него, — говорит г-н Локшин. — Благодаря этому у нас нет необходимости обеспечивать каждый филиал дорогостоящей техникой, для районных отделений достаточно минимального набора оборудования и несколько врачей».

Ежегодно «Друг» открывает по одному своему филиалу, это условие изначально было заложено в бизнес-плане компании. Сейчас в ее штате числится около 35 человек, 27 из них — ветеринарные врачи. Кадры — наиболее острая проблема, которую необходимо было решить еще на старт-апе. В Самаре нет ветеринарного института, ветврачей готовит сельхозакадемия, где совершенно другой подход к обучению, чем в медицинском вузе. Поэтому к самостоятельной практике молодых работников в клинике допускают только после 2 лет работы. «У нас вообще в ближайших планах стоит создание учебного центра по подготовке ветврачей для мелких домашних животных, — говорит Дмитрий Локшин. — Мы каждый год принимаем студентов, год-полтора «дотягиваем» их до уровня квалифицированного доктора. Я считаю, что это такой же вид бизнеса. Студент может доплачивать за свое обучение у нас, получить здесь необходимые навыки лечения, а позже остаться на работе или в нашей клинике, или в любой другой. Но он уже будет опытным специалистом. Нам нужны кадры, в год мы планируем открывать не одну, а три-пять новых клиник и выйти в другие регионы».

По статистике, примерно 40% жителей страны содержат у себя какое-либо домашнее животное, и Самара не является исключением: у каждой третьей семьи есть кошка или собака. Сейчас в городе работает около 20 частных ветклиник. Местный рынок ветеринарных услуг отличается тем, что в этой сфере деятельности пока не представлены какие-либо крупные федеральные игроки. Все участники рынка — местные самарские компании. Хотя время от времени и слышатся заявления о планах открытия в Самаре филиала какой-либо московской клиники. Но организовать такой бизнес крайне сложно: прежде всего сказываются кадровые проблемы рынка, московской клинике будет очень сложно подобрать необходимые кадры. Сеть клиник «Друг», по оценке г-на Локшина, занимает порядка 40-50% рынка оказания ветуслуг в Самаре, около 25% рынка продажи кормов для домашних животных и на уровне 10% рынка реализации ветаппаратов.

Нос по ветру

Своей профессией Дмитрий Локшин называет деятельность по созданию бизнес-проектов. Их он реализовал уже четыре и сегодня создает пятую компанию. Но пока планы по этому поводу г-н Локшин не раскрывает. «Если я вижу хорошую идею, необходимые ресурсы для ее воплощения и в конечном итоге возможность получения прибыли, — делится он, — то я «загораюсь» и начинаю действовать». Для себя он определил сольную партию стратега, дающего вектор направления для развития, генератора идей и ответственного за решение наиболее острых и сложных вопросов.

Все проекты Локшина были осуществлены по следующей схеме: сначала формируется перспективная идея, для этого постоянно надо мониторить рынок. Затем идет поиск инвесторов, которые поверят в идею, и команды, способной воплотить ее в реальную жизнь. Следующий этап — наладить работу, которая должна принести доход, и в дальнейшем иметь свою долю в уставном капитале фирмы и стать ее генеральным директором.

Как он сам рассказывает, однажды его брат на выставке канцелярских товаров в Москве подошел к стенду компании «Арт-дизайн», крупнейшего российского производителя открыток и подарочной полиграфии. Тогда были завязаны первые деловые контакты в этой сфере, но реальных результатов от сотрудничества между москвичами и самарской компанией не получилось. ТД «Лидер» не видел большой перспективы от работы с подарочной полиграфией. «Тебе это интересно? — спросил старший Локшин своего брата. — Вот и занимайся этим проектом». Дмитрий подготовил бизнес-план, поехал в Москву, доказал необходимость открытия в Самаре филиала компании и позже его возглавил. Совместно с исполнительным директором Наталией Кияшко ему удалось добиться успехов в этом бизнесе. Сегодня «Арт-дизайн Волга», по некоторым оценкам, охватывает порядка 60% рынка продаж открыток в Самаре.

Аналогичным образом, рассматривая возможность расширения бизнеса, Локшин в начале 2000-х гг вышел на рынок недвижимости. «Мы работали с комбинатом бумажно-беловых изделий «БУМ- ИЗДЕЛИЯ», который тогда находился в центре Москвы. Я предложил комбинату бизнес-план регионального развития, который был одобрен. Он предусматривал создание в Самаре межрегионального склада. Впоследствии на самом комбинате произошла смена собственников. Здание было перестроено под офисный центр. Так в Самаре была создана компания «Офисный мир», владеющая одноименным офисным центром близ сквера Калинина. Я являюсь соучредителем и гендиректором этой компании», — вкратце рассказывает ее историю создания г-н Локшин.

Сегодня предприятия, занимающиеся арендным бизнесом, переживают достаточно сложный период. Чтобы сохранить пул своих арендаторов на прежнем уровне, Локшин снизил арендную плату на 30%. «Наш офисный центр небольшой, всего 1600 кв. м, пустующих кабинетов в нем нет. Да я и помещение своего офиса тоже сдал в аренду. Так что сейчас я сапожник без сапог, — шутит он. — А что? Предложили хорошую арендную плату, я посчитал и решил, что это выгодно. Пусть у меня не будет своего офиса, зато будет дополнительная прибыль».

Дмитрий Локшин не выделяет для себя наиболее успешный бизнес. Он говорит, что любое коммерческое предприятие надо считать всего лишь «коробкой», в которую из внешнего мира поступают ресурсы и во внешний мир выделяются результаты деятельности предприятия. Такой вот взаимный обмен — если он происходит, то все нормально.

детали
В глубине души мечтаю прикупить пару колхозов

Бизнес налажен и успешно функционирует. Что дальше?

Дмитрий Локшин: Сейчас у меня несколько планов, одни из них уже воплощаются в жизнь, другие пока находятся в стадии обдумывания и разработки теории. Например, мне хочется развить идею по созданию крупного медицинского комплекса. План такой: построить больницу примерно на 12 тыс. кв. м и на 500 койко-мест. Я предлагаю поменять систему оказания медицинских услуг, философию работы. Если бы у меня было 100-300 млн руб., то я бы уже давно начал этот проект. Сейчас ищу инвесторов. Можете написать, что первый, кто войдет и реализует этот проект, впоследствии получит весь платежеспособный медицинский рынок. Готов продаться за 10% в уставном капитале.

А почему вы думаете, что инвесторы вам поверят?
Д. Л.: Инвестору нужно получить более высокий процент дохода, чем в банке. И чтобы этот доход покрывал весь объем рисков. В кризис произойдет перераспределение инвестиционных потоков, деньги из нерентабельных проектов будут уходить в прибыльные. Так что в мою пользу экономические расчеты, анализ рынка и опыт работы. Кстати, медицина не единственный вид бизнеса, куда могут быть направлены инвестиции. Вы знаете, что в России практически не осталось производств моторов для катеров и лодок? Достаточно просто купить у корейцев или японцев даже вчерашнюю технологию. Такое предприятие будет в прибыли, этот рынок свободен.

Куда еще инвестор может вложить свои деньги?
Д. Л.: Кризис — явление негативное, но он всегда приводит к позитивным изменениям. Я ожидаю существенного роста в сельском хозяйстве. Там уже давно необходимы перемены. К сожалению, не могу поучаствовать в этой работе. В глубине души мечтаю приобрести пару колхозов, хотя и понимаю всю сложность и масштабность эффективного сельхозпроизводства.

Самое читаемое
  • Путин поручил проработать механизм возвращения иностранных компанийПутин поручил проработать механизм возвращения иностранных компаний
  • «Путин и Трамп, как Мао и Никсон в 1970-х: дружить не хочется, а надо»«Путин и Трамп, как Мао и Никсон в 1970-х: дружить не хочется, а надо»
  • Как дубайский шоколад захватил мир и почему он такой дорогой — Глеб Белоглазов, Be ChocoКак дубайский шоколад захватил мир и почему он такой дорогой — Глеб Белоглазов, Be Choco
  • Пьянов назвал пять сфер, на которые может повлиять завершение конфликта с УкраинойПьянов назвал пять сфер, на которые может повлиять завершение конфликта с Украиной
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.