Компьютеры лишают дисков
Технологии тонких клиентов уже используются в Самаре, но всего на нескольких предприятиях. Причина, как полагают эксперты, в сравнительно низкой известности технологии и необходимости длительной от
Поставщики называют тонких клиентов (ТК)1 перспективной технологией и уверены, что со временем все больше организаций будет переходить на нее. Пионером в предложении тонких клиентов в Самарской области была компания «Технус» («Технология успеха»). Технология предлагается с 2005 года, устройства демонстрировались широкому кругу специалистов еще летом 2006 на семинаре компании «Киберкуб». Продажи есть, но реальная потребность Самары, по мнению технического директора «Технуса» Ярослава Похильчука, намного выше. Бездисковые компьютеры-болванки удобнее в обслуживании, лучше защищены с точки зрения информационной безопасности, имеют срок службы в два раза дольше обычных ПК, наконец, дешевле на 5-15%. Для крупных компаний, где системный администратор физически не может быстро добраться до каждого ПК, технология просто незаменимая.
Однако те же аргументы pro звучали и три года назад, а «бума» ТК с тех пор не случилось. Например, группа компаний «Парус», представившая на выставке «ИнфоКом-2006» сеть тонких клиентов в южном автосалоне «Самарских автомобилей», с тех пор ни одного проекта подобного размаха с ТК не реализовала. «КОСС-Плюс», как сообщил директор по развитию компании Дамир Гибадуллин, хотя и отгружал тонких клиентов несколько раз за последние полтора года, но все эти закупки были штучными, ни в одном случае не шла речь о переводе масштабного участка сети на новую технологию. Подобный комментарий дал и генеральный директор «Киберкуба» Дмитрий Кузовлев.
Причины того, почему тонкие клиенты не получили массового рапространения, поставщики видят в низкой известности технологии и консерватизме заказчиков. Говорят и о сложности в доведении информации до лиц, реально заинтересованных в улучшении работы информационной системы (т.е. до директора). Все остальные сложности— рабочие и решаются в рабочем порядке. «Мне бы 15 минут на разговор с руководителем,— мечтает Ярослав Похильчук,— но «шеф» на автопилоте переадресовывает в отдел автоматизации, где, к сожалению, слишком часто дело умирает».
Со своей стороны, ИТ-директора указывают на ограничения производительности ТК и проблемы совместимости с прикладными программами. В итоге предприятия региона, где применяется технология, можно буквально пересчитать по пальцам.
«ДК» узнал у специалистов трех таких заводов о выгодах тонких клиентов и проблемах, возникших во время их использования.
На пивоваренном заводе «Балтика-Самара» решение о переходе на тонкие клиенты было принято в 2006 г. Бездисковые терминалы организовали в пилотную зону, которая начала разрастаться по мере плановой замены техники. К настоящему времени тонкими клиентами оборудовано более половины из 300 рабочих мест офисов пивоваренного завода, а почти все обычные ПК переведены в режим терминальных станций. Работу корпоративных программ обеспечивают два кластера серверов: самарский— для локальных программ и санкт-петербургский— для централизованных приложений (на базе Citrix Presentation Server).
Начальник отдела информационных технологий «Балтика-Самара» Александр Одинцов рассказал, что проект по переходу на тонкие клиенты преследовал две цели: снизить расходы на закупки и обслуживание, а также повысить управляемость информационной средой. По сравнению с парком обычных ПК, технология ТК обошлась на 15% дешевле. Лучший эффект достигнут в плане управляемости: поскольку все программы локализованы на серверах, а не распределены по сотням рабочих мест, стало проще учитывать число лицензий и поддерживать версионность ПО. Кроме того, упростилось удаленное обслуживание ПК.
С другой стороны, после перехода на тонкие клиенты возник ряд проблем. Из прогнозируемых— медленная и нестабильная работа в терминальном режиме прикладных программ: системы электронного документооборота на основе Lotus Notes, базы данных с использованием Borland Desktop Engine. С этим в отделе ИТ справились за счет «тонкой настройки» ПО, и часть ПК на предприятии оставили в классическом режиме. Полноценные ПК используются на рабочих местах, где идет работа с графикой, периферийными устройствами и специфическим ПО, слабо совместимым с терминальной технологией, например, с программой «клиент-банк».
Заранее не спрогнозированная проблема появилась при переходе с Microsoft Office 2003 на версию 2007 г.— резко возросла нагрузка на серверы. Во время оптимизации выяснилось, что проблема связана с режимом просмотра страницы в Word. Использование этого режима было запрещено— сотрудникам выдали инструкции, настроили ПО через групповые политики.
Крупных сбоев за счет отказа терминальной технологии не было. При отказе одного из компонентов система автоматически переключала нагрузку на другой, и пользователи чаще всего этого даже не замечали. Теперь терминальные решения с использованием тонких клиентов внедряются и на других филиалах «Балтики».
Вторая жизнь 486-х
На заводе по производству изделий из ячеистого бетона «Коттедж» тонкие клиенты стали использовать в 2006 г. Как рассказывает инженер по информационным технологиям завода Юрий Павлов, в этом году на предприятии столкнулись с необходимостью переходить на новое программное обеспечение, но большинство компьютеров устарели, и их производительности на новую задачу не хватало. Дело в том, что ПК закупали постепенно, и к 2005 г. на заводе стояли машины совершенно разной конфигурации— от древних 486-х до более-менее современных «Пентиум-4». Встал вопрос о замене парка техники на парк ПК единой конфигурации, но бюджет на эту масштабную закупку выделен не был. Выход из ситуации Юрий Павлов нашел в терминальном режиме работы. Был куплен мощный сервер, а на ПК установили решение WT-ware, которое сделало их аналогами тонких клиентов. Затем, по мере расширения парка и выхода из строя старых ПК, на их место закупали бездисковые тонкие клиенты. Сейчас на заводе тонких клиентов около 20, и еще 30 обычных компьютеров работают в терминальном режиме.
Г-н Павлов поясняет, что преимуществ тонких клиентов для «Коттеджа» четыре: экономия на закупках оборудования, экономия на программном обеспечении (не требуется покупка лицензий операционных систем и антивирусов на рабочие места), простота администрирования и, наконец, оптимизация производительности. В прошлом учетная программа предприятия, 1С версии 7.7, сильно нагружала сеть, так как передавала большие объемы информации из баз данных на компьютеры пользователей. Теперь, поскольку база данных обрабатывается на сервере, а пользователям отправляется только изображение экрана, ресурсы сети расходуются значительно меньше.
На заводе возникли две проблемы, связанные с новой технологией. Первая— в установке нескольких принтеров (их драйверы оказались несовместимы с ОС сервера, подключение непосредственно к тонкому клиенту не поддерживается). Вторая проблема— в том, что для обеспечения надежности системы потребовались дополнительные затраты. В 2007 г. сервер компании вышел из строя, и все пользовательские компьютеры сразу отключились. После этого для «Коттеджа» приобрели второй сервер с запасом мощности, а первый отремонтировали и поставили в резерв. Всего за два с половиной года на предприятии было 3 простоя производства, связанных с терминальной технологией.
На грязной работе
На Самарском металлургическом заводе бездисковые рабочие станции используются в очень ограниченном количестве— только в производственных цехах, где нет необходимости в офисных программах, зато требуются как можно более «выносливые» устройства. В тонких клиентах нет механических частей, которые могли бы выйти из строя из-за вибрации или пыли, поэтому выбор и был сделан в пользу этой технологии. Но во всех офисах завода стоят классические ПК. Директор по ИТ «Алкоа Россия» Сергей Бурцев рассказал, что идея замены большинства терминалов завода на тонкие клиенты рассматривалась, но от нее отказались. При этом ключевыми оказались 4 фактора. «Во-первых, у нас уже есть парк ПК, расширять или заменять его в ближайшее время мы не планируем. Скорее, будем сокращать. Во-вторых, по расчетам для поддержки достаточного числа тонких клиентов, обеспечения хорошей производительности и масштабируемости сети потребуется мощная и очень дорогостоящая серверная ферма. В-третьих, тонкие клиенты формируют слишком высокую зависимость от канала передачи данных, если произойдет обрыв связи, вся система сразу же выходит из строя».
Проверять и резервировать
ИТ-отделу предприятия, где решили внедрять тонких клиентов, необходимо до покупки семь раз отмерить мощность серверов, учитывая будущее расширение парка ПК, необходимость обслуживания серверов и перспективу установки нового программного обеспечения. «Рекомендации Microsoft по этой теме, в принципе, оправдываются. Но необходимо брать серверы по верхней границе рекомендаций, особенно в случае, если на предприятии используется широкий круг приложений»,— говорит Александр Одинцов. Кроме того, начальник отдела ИТ завода «Балтика-Самара» рекомендует брать терминалы и заранее тестировать совместимость с различным программным обеспечением на предприятии. Рекомендация Юрия Павлова: даже если бюджет ограничен, устанавливать запасной сервер желательно с возможностью «горячей замены», т.е. переключения на резерв без прерывания работы. Тогда число простоев сведется к минимуму.