Консультанты теряют клиентов
Рынок бизнес-услуг — идеальный индикатор состояния экономики. С началом финансового кризиса компании, работающие в этом секторе, пострадали мгновенно — резко сократились продажи, а клиенты начали м
В ноябре этого года руководство Moscow Business School (MBS) приняло решение временно закрыть филиал в Перми. «В условиях кризиса компания выбрала стратегию оптимизации расходов», — пояснили «ДК» в Нижегородском филиале компании — все действующие клиенты уже переданы из Перми в Нижний Новгород. Филиал Moscow Business School в Перми успел проработать чуть более полугода. В целом рынок бизнес-услуг в Прикамье рос более слабо, по сравнению с соседним Екатеринбургом, но в 2008 г., вслед за бурно развивающимся бизнесом, он рос на 30-40% ежегодно. Кризис «проглотил» этот рост за каких-то пару месяцев.
В последние два года пермский рынок бизнес-образования ежегодно рос в среднем на 30% (по данным «ДК», до октября этого года оборот рынка образовательных услуг для бизнеса составлял 180 млн руб). Это, по мнению участников рынка, напрямую связано с бурным ростом бизнеса в регионе, который, развиваясь, почувствовал потребность в специализированных образовательных программах. Корпоративные заказчики стали придирчивее следить за тем, чтобы образовательная программа отвечала специфике их бизнеса. В результате за последний год темы программ все больше специализировались, подстраиваясь под оперативные запросы клиентов. Наиболее востребованными в уходящем году были краткосрочные и среднесрочные программы (до октября 2008 г. краткосрочные тренинги занимали порядка 65% от всего объема программ, представленных на пермском рынке). Долгосрочные образовательные программы все еще многим клиентам кажутся слишком затратными.
Но с октября продажи центров бизнес-образования резко упали. По словам исполнительного директора «Школы профессионального развития» Елены Леновской, в декабре они снизились на 66%. «Если в ноябре 2008 г. у нас было реализовано 9 проектов, то в декабре — только 4. Для сравнения, в декабре прошлого года их было 10», — говорит г-жа Леновская. «Если брать октябрь-ноябрь, то мы жили на «старых дрожжах» — реализовывали те заказы, которые у нас были, — говорит декан факультета профессиональной переподготовки и повышения квалификации Пермского филиала Высшей школы экономики Вадим Грабарь. — А вот в декабре продажи упали на 50%. И прогноз на следующий год еще более пессимистичный — продадим не более трети объема по сравнению с 2008 г.».
Изменилась и структура спроса. По оценкам участников рынка, наибольшим спросом до октября 2008 г. пользовались открытые тренинги, связанные с продажами, и закрытые корпоративные программы по командообразованию. Теперь клиентов, которые были готовы потратиться на образование, больше интересуют антикризисные программы.
В результате компании вынуждены сократить ассортимент программ. Например, «Наше время» урезало список на 70%, оставив программы по продажам, управленческим навыкам и командные тренинги. Изменился и формат тренингов: открытых программ станет меньше, ставка будет сделана на корпоративных клиентов. По данным IBC Human Resources, в следующем году ожидается спад на открытые программы до 30%, на программы для топ-менеджеров — от 50% и более.
К октябрю количество клиентов у бизнес-консультантов, также как и у центров бизнес-образования, выросло в среднем на 35-40%. При этом, по словам специалистов, спрос на услуги бизнес-консультантов нельзя было назвать ажиотажным. «Считается, что в Перми потребительский спрос на управленческий консалтинг отстает лет на шесть по сравнению с Москвой, — говорит директор консалтинговой компании «Смарт-М» Мария Леонтьева. — Во-первых, потому что бизнес-консалтинг — дорогая услуга. Во-вторых, бизнес не всегда доверяет консультантам, и надо признать, что определенные основания для этого есть». Например, находятся специалисты, предлагающие внедрить проектное управление за два месяца за 30 тыс. руб. Это нереально, подчеркивает г-жа Леонтьева: «Подобные решения внедряются два года и стоят несколько миллионов рублей. Естественно, после того как компании поработают с такими консультантами, на всю консалтинговую отрасль падает тень».
Количество компаний, специализирующихся на бизнес-консалтинге, в уходящем году росло, но крупных пермских игроков за минувший год не появилось. Большие региональные компании продолжают приглашать консультантов из Москвы и Екатеринбурга или обращаются к международным специалистам.
Пермские консалтинговые компании узко специализированы. «Практически никто не предоставляет услуги комплексно: компании занимаются либо юридическим консалтингом, либо финансовым, либо IT-консалтингом», — говорит директор консалтинговой группы «Эр-капитал» Ирина Бурдина.
Пермские консалтинговые компании преимущественно ориентируются на средний бизнес. Их основные клиенты — предприятия, отрасли которых на подъеме, или, наоборот, чья рентабельность начинает снижаться. «В 2007 и 2008 гг. к нам часто обращались ритейлеры, девелоперы. Они понимали, что рентабельность снижается, нужно что-то с этим делать», — отмечает Мария Леонтьева.
С началом кризиса количество клиентов у бизнес-консультантов резко сократилось. Спрос на их услуги в среднем уже упал на 50%, и падение, по прогнозам экспертов, продолжится до весны-лета 2009 г. Компании отзывают длительные проекты по бизнес-консультированию и отказываются от ранее намеченных планов. Впрочем, настроены консалтинговые компании менее пессимистично, чем бизнес-школы: «В ноябре бизнесу было не до консалтинга, но сейчас директора компаний, даже девелоперских, обращаются к нам, в частности для того, чтобы мобилизовать людей», — отмечает г-жа Леонтьева.
Как утверждают участники рынка бизнес-услуг, корпоративные клиенты сейчас выжидают. «Компании пока следят за ситуацией, и, вероятно, такая ситуация продлится до апреля следующего года. Возможно, корпоративные клиенты на 50-80% урежут бюджеты на обучение. В этом случае нам придется составлять еще более индивидуальные программы для заказчиков либо пользоваться старыми связями, то есть работать только с уже существующей базой клиентов», — отмечает г-н Грабарь.
Как будет развиваться ситуация в следующем году, участники рынка прогнозировать затрудняются. «Продажи либо останутся на уровне декабря, либо падение будет еще больше», — говорит Елена Леновская. В этой ситуации центры бизнес-образования надеются на отложенный спрос. Сейчас у бизнес-школ много предварительных заявок на февраль-апрель следующего года, которые клиенты перенесли с ноября-декабря. «Вероятность выполнения этих заказов под вопросом. От них сейчас некоторые уже отказываются», — отмечает г-жа Леновская.
Ждут весны и бизнес-консультанты. «Сейчас больше спрос на финансовый консалтинг, потому что все занимаются оптимизацией затрат», — говорит Мария Леонтьева. Однако с марта-апреля, по ее прогнозам, пермские бизнесмены начнут проявлять интерес к системам, связанным с эффективностью управления: «Директора будут думать, как использовать кризис на пользу своим компаниям». Однако уже сейчас бизнес-консультанты перестраиваются и предлагают клиентам короткие антикризисные программы.