Корпоративная культура: формальность или реальный инструмент?
Задача любой корпоративной культуры — помочь компании получить наибольшую прибыль. «Деловой квартал» собрал топ-менеджеров на площадке Дискуссионного клуба, чтобы обсудить опыт самарских компаний п
Елена Веляева
директор самарского представительства компании «Анкор»
Валентин Друзяк
управляющий филиала «Поволжье» компании «Евросеть»
Андрей Кичатов
директор по маркетингу концерна «Иником» (г. Астана)
Сергей Колесников
генеральный директор Самарского института делового образования (СИДО)
Борис Мазур
член экспертного совета по банковскому законодательству Госдумы РФ
Александр Мазыр
директор КА «Мегаполис»
Виктор Матвеев
генеральный директор компании «ГЕОС»
Татьяна Мокшина
генеральный директор PR-агентства «ПРА-ТОН»
Михаил Расторгин
генеральный директор РИХ «Абсолют»
Павел Сивожелезов
исполнительный директор компании «Волга-Групп»
Демид Тишин
управляющий партнер бюро переводов «Окей»
Должна ли существовать дистанция между руководством и рядовыми сотрудниками?
Что делать, чтобы сотрудники «не затухали»?
Сомодератор Дискуссионного клуба, практикующий бизнес-тренер Максим Демиденко дал отправную точку обсуждению, определив корпоративную культуру (КК) как свод правил, традиций, отношений, убеждений, которые существуют в организации и определяют поведение ее сотрудников в тех или иных ситуациях. Борис Мазур, член экспертного совета по банковскому законодательству Госдумы РФ (ранее занимался формированием КК в нескольких банках, работающих в Самаре), определил КК через внешнюю унификацию личности сотрудника к уникальности образа компании. «Сверхзадача любого бизнеса — зарабатывать деньги, поэтому надо определить, вносят ли элементы КК изменения в финансовые результаты по итогам определенного периода. И только если вносят, можно говорить, что КК реализовала свои задачи», — отметил г-н Мазур. КК проявляется по-разному: во внешнем виде сотрудников, в манере общения с клиентами. По мнению исполнительного директора компании «Волга-Групп» Павла Сивожелезова, уровень бескультурия — это тоже КК, и в этом смысле она присутствует в каждой компании. Генеральный директор СИДО Сергей Колесников определил КК как систему базовых, неосознаваемых, разделяемых всеми представлений о том, как вести деятельность данной конкретной организации.
Модератор клуба, главный редактор «Делового квартала — Самара» Ольга Пастернацкая предложила участникам дискуссии обсудить вопрос введения нового человека в КК, рассказать, как «обряд инициации» проходит в их компаниях. Борис Мазур отметил: «КК приходит через насилие, потому что ломается личность человека, несмотря на то, что он готов, приходя в компанию, играть в игру, на которую подписался за определенное вознаграждение».
Управляющий филиала «Поволжье» компании «Евросеть» Валентин Друзяк не согласился с этой точкой зрения: по его мнению, не нужно ломать человека, чтобы он принял КК. Куда более правильно, считает г-н Друзяк, изначально привлекать сотрудников, которые разделяют КК. «Тогда она является инструментом бизнеса, делает его более эффективным, улучшает лояльность, повышает производительность и в конечном итоге позволяет зарабатывать больше денег», — резюмировал эксперт. Управляющий партнер бюро переводов «Окей» Демид Тишин поддержал г-на Друзяка в том, что необходимо брать на работу сотрудников, которые изначально подходят под КК: «Владельцы компаний должны набирать всех ключевых людей сами. Сотрудники, максимально подходящие под видение собственника, естественно, на местах будут принимать на работу подходящих людей».
Выяснив, кого стоит принимать на работу, эксперты вернулись к обсуждению вопросов введения нового сотрудника в существующую КК компании. Павел Сивожелезов отметил, что при приеме нового сотрудника важны три вещи: информация о компании, внимание к человеку и среда. По его словам, сейчас уровень сотрудников повышается, и загонять членов своей команды в жесткий свод правил означает, как минимум, не использовать их потенциал. «Поэтому я — за ценности, которые насаждаются путем общения и убеждения», — заключил г-н Сивожелезов. Так, в «Волга-Групп» с новым сотрудником проводят welcome-тренинг, а затем руководство лично транслирует ему ценности компании применимо к должности. Г-н Сивожелезов подчеркнул, что личностный подход оптимален для относительно небольших компаний.
По мнению директора самарского представительства компании «Анкор» Елены Веляевой, эта схема реализуема и в крупных холдингах. В «Анкоре» с сотрудниками-новичками в Москве проводится так называемый индакшн, на котором президент и руководители подразделений компании рассказывают о ее целях и принципах работы. Основная концепция «Анкора»: все сотрудники и все клиенты равны. «У нас есть интранет — внутрикорпоративный сайт, на котором каждый сотрудник может задать интересующий вопрос любому стоящему выше в иерархии, включая президента компании», — рассказала г-жа Веляева.
Генеральный директор PR-агентства «ПРА-ТОН» Татьяна Мокшина напомнила, что близость бывает формальная и настоящая. Г-жа Мокшина привела «грубую, но правильную» пословицу: «Гусь свинье не товарищ». По ее мнению, сотрудники и президент компании находятся примерно в таких отношениях. Сергей Колесников также отметил, что от иерархии никуда не деться. Фраза «Гусь свинье не товарищ» в западной культуре вызывает невероятный внутренний дискомфорт, а в восточной воспринимается абсолютно нормально. Г-н Колесников привел пример: «Когда американские компании приходят на наши заводы, они провозглашают демократию, тем не менее, столовых там всегда две. Спросите самого демократично настроенного нашего в такой компании: почему их две? И вам ответят: «Мы очень хорошо понимаем демократию, но вдруг губернатор приедет Обязательно нужна вторая».
«Московскому директору сложно донести КК до рядовых сотрудников в регионах, ведь каждый руководитель на месте транслирует ее через призму своих ценностей, — сказал г-н Сивожелезов. — В малых же компаниях у руководителя есть возможность лично общаться с сотрудниками». Директор КА «Мегаполис» Александр Мазыр уточнил, что в каждом направлении бизнеса свои правила, поэтому степень близости руководства к рядовым сотрудникам сильно отличается: «В сфере услуг необходима максимальная близость к сотрудникам, а, например, у директора машиностроительного завода позиция несколько иная».
Борис Мазур отметил, что легче насаждать КК в новой организации, а привнести корпоративную культуру в давно существующий организм компании очень сложно. «Это все равно, что попытаться сломать ГАИ. Стиль работы ГАИ передается из поколения в поколение: от капитана к лейтенанту, от лейтенанта — к младшему лейтенанту, от младшего лейтенанта — к сержанту, — провел аналогию эксперт. — В Альфа-Банке, который создавался с нуля, внедрить КК было легко. В банке «Солидарность», который существует уже десятилетия, сломать стереотип «ситцевых кофточек» в культуре внешнего вида и уровень панибратства в общении с клиентами было практически невозможно». Генеральный директор компании «ГЕОС» Виктор Матвеев согласился с г-ном Мазуром: «Нового человека легче поставить на место: хочешь у нас работать — выполняй вот это, это и это. У нас работал менеджер, который приходил в бандане, носил серьгу в ухе, хотя по правилам должны быть галстук и рубашка. Мне пришлось его уволить, но, когда я встретил его в «МедиаМаркте», в новой компании, он был аккуратно пострижен, в рубашке и с галстуком — сделал усилие над собой».
Елена Веляева предложила задуматься над тем, а нужно ли вообще пытаться внедрить КК в коллективе, ценности которого никак не соотносятся с общими ценностями компании: «Стоит ли пытаться «построить» станочника, которых в Самаре можно по пальцам пересчитать? На производстве должна быть другая КК: у этих людей иные ценности: им важно уехать домой в 5 часов, зато работать они будут эффективно». Г-жу Веляеву поддержали все эксперты: в одной организации может быть несколько КК — своя в каждом отделе. Директор по маркетингу концерна «Иником» (г. Астана) Андрей Кичатов поделился собственным опытом внедрения КК в готовом отделе: «В Казахстане я пришел в отдел, состав которого не имел возможности менять. Уровень персонала меня не устраивал: мне необходимы грамотные люди, поэтому я создал там корпоративный университет». Г-н Кичатов озвучил два способа, которые позволили ему воспитать команду профессионалов: во-первых, с каждым сотрудником раз в неделю он проводил порядка часа, чтобы выяснить его восприятие мира и подстроить под него свои задачи, а во-вторых, изменил систему мотивации внутри отдела — если люди не обучались, они подвергались штрафам. По его мнению, если 15% людей вовлечены в изменения, то процесс становится необратимым.
Ольга Пастернацкая заострила внимание участников дискуссии на том, что по прошествии времени запал, полученный сотрудником в период адаптации, иссякает. И возникает вопрос: как поддерживать его лояльность к КК и к самой компании?
Валентин Друзяк привел следующую ситуацию: бывает так, что по окончании испытательного срока человек формально соблюдает все требования, но на самом деле он не разделяет КК, работая только за деньги. «И в этом случае, если сотрудник ценен для компании, надо попытаться убедить его в том, что КК приемлема для его восприятия, если же нет, то вопрос его ухода — это лишь вопрос времени», — считает эксперт. Один из участников дискуссии отметил, что чувства сотрудника к КК остывают, если он не участвует в ее формировании. Поэтому очень важно активно вовлекать его в этот процесс. Павел Сивожелезов вновь поделился наработками своей компании: в «Волга-Групп» ориентация на человека — главный способ поддержания лояльности сотрудников к КК и компании. Чтобы сотрудник «не потух», г-н Сивожелезов предложил поддерживать его и после истечения испытательного срока: «Когда человек только приходит на работу, ему уделяют много внимания, а потом часто бросают. Тут-то сотрудник и начинает «затухать», а мы — думать, как его реанимировать. Именно сейчас его нужно продолжать инструктировать и внедрять в компетенции, чтобы потом он смог дальше сам насаждать КК».
Г-н Друзяк поддержал эту точку зрения, отметив, что люди — не роботы, человек — это живая система, которую необходимо постоянно сопровождать — по крайней мере, в процессе работы. «Люди — ключевой фактор успеха. Все остальные ресурсы — материальные, финансовые, даже временные — более доступны. Важно не только получить сотрудника, который разделяет ваши ценности, но и сопровождать его, помогать ему, где-то корректировать его. Иначе есть риск упустить человека. Если этого не делать, то вы имеете текучку кадров и не имеете никаких конкурентных преимуществ на рынке», — заключил он.
Эксперты отметили, что стоит периодически задумываться, отвечает ли КК целям компании. «На этапе start-up у компании одни задачи, ее окружает одна внешняя среда, и под них она подстраивает свою КК. По мере развития обе эти составляющие меняются, и логично было бы корректировать в соответствии с ними КК», — уточнила Ольга Пастернацкая.
В подтверждение этого Михаил РАСторгин, генеральный директор РИХ «Абсолют», сравнил КК с одеждой: мы походили в ней, а когда она устарела, мы ее сняли и надели другую. «До создания холдинга мы развивались как отдельные компании, у нас существовала КК отдельных направлений, — рассказал г-н Расторгин. — Год назад предприятия были объединены в РИХ «Абсолют», в котором работает более 500 человек, и сейчас мы формируем новую, общую КК — уже на уровне холдинга».
Один из участников дискуссии скептически заметил, что компаний с успешной КК — единицы. Михаил Расторгин ответил на это, что не стоит торопить события — в России вопросами КК, в отличие от Запада, начали озадачиваться не так давно. «Да, не хватает многого, но я думаю, что в ближайшее время будет лучше», — спрогнозировал эксперт. Татьяна Мокшина была еще более оптимистична, заявив, что, по прогнозам одного из американских футурологических центров, к 2035 г. не будет государственных границ, сотрутся различия между нациями и народами, миром будут править международные корпорации, так что в этом плане у корпоративных ценностей великое будущее.