Корпоративные заказчики предпочитают нестандартные сувениры
Рынок деловых подарков в Самаре один из самых динамично развивающихся. Как отмечают эксперты, сегодня на нем преобладает стандартная продукция. Но главной тенденцией рынка его участники считают ка
эксперты
Сергей Байбурсян
заместитель директора компании «Макрос»
Владимир Забиров
директор ООО «Графика-М»
Лилина Лаазиз
специалист по связям с общественностью самарского филиала ОАО «ВымпелКом»
Виктория Лейкина
заместитель директора рекламно-полиграфической компании «Elite»
Надежда Нефедова
директор по развитию ООО «Элитория»
Елена Устинова
директор ООО «Геликон-С»
Юрий Шумахер
генеральный директор самарского представительства компании «Le Futur»
Ирина Яновская
руководитель центра по связям с общественностью Национального торгового банка
Какие деловые подарки предлагают поставщики?
Что предпочитают заказчики?
Как повысить имидж своей компании с помощью сувениров?
Ситуация веселой праздничной суматохи знакома всем: жена готовит «оливье», муж в это время бежит за подарками и покупает первые попавшиеся духи, забыв, что тот же самый презент преподносил супруге год назад.
Примерно такая же ситуация нередко складывается и в сфере делового сотрудничества. Как отмечают эксперты, подарки для партнеров по бизнесу нередко заказываются за несколько дней до праздника. В такой спешке трудно выбрать что-то необычное. И предприниматели дарят друг другу почти одинаковые предметы, отличающиеся разве что нанесенными логотипами. Специалист по связям с общественностью самарского филиала ОАО «ВымпелКом» Лилина Лаазиз: «У любого руководителя после очередного праздника в ящиках стола скапливается столько подаренных ручек, календарей и визитниц, что ими можно снабдить небольшое государство. Такие подарки не просто не запоминаются, а с определенного момента начинают раздражать». По мнению директора по развитию ООО «Элитория» Надежды Нефедовой, к корпоративным подаркам предъявляются особые требования они должны быть оригинальными, напоминать о компании-дарителе.
По оценке заместителя директора компании «Макрос» Сергея Байбурсяна, рынок деловых подарков за последние 2 года ежегодно растет примерно на 70%, опережая самые оптимистичные прогнозы аналитиков, предсказывавших ежегодный прирост на 30-40%. Эксперты объясняют это развитием самого бизнеса в регионе. Приходят новые крупные игроки, постоянно увеличивается число компаний, а их укрупнение и рост годового оборота увеличивают расходы на рекламу и продвижение. Руководитель центра по связям с общественностью Национального торгового банка (НТБ) Ирина Яновская: «Расходы банка на приобретение подарочно-сувенирной продукции увеличиваются примерно на 30% в год, параллельно росту рекламного бюджета в целом. Их удельный вес порядка 10% от общего объема рекламного бюджета».
Годовой оборот самарского рынка рекламы, по разным оценкам, составляет от $15 до $25 млн. По оценке отдела сувенирной продукции рекламно-информационного холдинга (РИХ) «Абсолют», доля подарочных сувениров составляет порядка 10-15% от оборота рекламного рынка. По оценкам экспертов, рынок растет прежде всего за счет увеличения объемов корпоративных заказов. Сергей Байбурсян: «Их доля значительно выше, чем доля продаж деловых подарков в розницу. Компании в этом случае могут заказать больше единиц продукции, чтобы поздравить максимальное количество партнеров. В розницу чаще покупают дорогие персональные подарки».
На рынке деловой сувенирной продукции работают не менее 100 компаний. Это практически все рекламные агентства (РА), специализированные торговые организации, магазины федеральных компаний Le Futur и «Стилитон».
Крупнейшим игроком рынка эксперты называют компанию «Макрос», располагающую четырьмя торговыми точками в Самаре, тремя в Тольятти и одной в Казани. Ассортимент составляет порядка 2,5 тыс. наименований. Заместитель директора рекламно-полиграфической компании «Elite» Виктория Лейкина: «Это самая крупная розничная сеть в Самаре. Фактически это их ниша в бизнесе». Кроме того, по словам г-жи Лейкиной, «Макрос» активно развивает оптовую торговлю сувенирами, являясь единственным в городе поставщиком с собственным огромным складом сувенирной продукции. Основные клиенты компании РА.
Большинство остальных игроков развивают это направление в бизнесе как дополнительное. Например, компании оптовой и розничной торговли канцтоварами такие как «Графика-М» и «Апекс», РА. Директор «Геликон-С» Елена Устинова: «Выполнение корпоративных заказов на сувенирную продукцию для нас не основная деятельность. Мы их выполняем, чтобы поддержать имидж наших клиентов при проведении рекламных кампаний». По оценкам экспертов, наиболее заметные игроки рынка среди РА с высокой долей «сувенирки» в общем объеме заказов РИХ «Абсолют», компании «Новый штрих», «Даглинс», «Соло», «Файн Дизайн», «Титул», Elite. У последней, например, эта доля составляет порядка 30%.
Как отмечают эксперты, корпоративные подарки чаще всего носят формальный характер. По словам гендиректора самарского представительства Le Futur Юрия Шумахера, значительную долю на рынке деловых подарков занимают стандартные сувениры канцтовары и дорогие аксессуары.
По оценкам экспертов, проблему усугубляет дефицит оригинальной и эксклюзивной продукции на складах. Виктория Лейкина: «Поставщики не рискуют держать на своих складах большой ассортимент, особенно эксклюзивных вещей они завозятся в основном из Европы и стоят недешево».
«Сувенирный» бизнес отличается сезонностью. По словам Виктории Лейкиной, перед Новым годом у компании «Макрос» опустошаются склады. Спрос резко возрастает ближе к праздникам, особенно с октября по декабрь. А в январе на рынке наступает затишье.
Чтобы приобрести для своих партнеров по бизнесу оригинальные деловые подарки, заказчику следует позаботиться об этом заранее. По словам директора ООО «Графика-М» Владимира Забирова, все удачные, оригинальные заказы на сувенирную продукцию их компания выполняла за 3-4 месяца.
Как отмечают эксперты, с помощью стандартных сувениров сложно повысить лояльность партнеров по бизнесу к компании-дарителю. По мнению Юрия Шумахера, если сам подарок нейтральный, то и отношение к нему будет таким же нейтральным. Елена Устинова считает, что стандартные подарки, не содержащие в себе «изюминки», никак не влияют на взаимоотношения между деловыми партнерами, а в некоторых случаях могут даже повредить имиджу компании-дарителя: «К сожалению, многие предприниматели считают, что достаточно закупить стандартные сувениры стоимостью 150-200 руб. за штуку и разослать это нечто своим партнерам по бизнесу. В таком случае лучше не тратить деньги и не дарить ничего».
По мнению экспертов, на рынке подарочных сувениров возрастает доля оригинальной продукции. Юрий Шумахер: «Большинство руководителей компаний люди зрелого возраста с достаточно консервативными взглядами. Для них покупают в основном стандартные сувениры. Но все чаще руководителями компаний становятся и молодые люди. А они больше ценят оригинальные вещи». Как утверждает Владимир Забиров, самые лучшие подарки те, что изготавливаются по индивидуальным макетам.
Чтобы предложить заказчикам необычные, оригинальные сувениры, продавцы стараются оперативно отслеживать все новинки и как можно быстрее обновлять ассортимент. По словам Елены Устиновой, их компания старается закупать только ту подарочную продукцию, которая не поступает на самарский рынок. Это позволит избежать конкуренции с такими крупными игроками, как «Макрос». В розницу предприниматели приобретают в основном деловые подарки личного характера. По мнению Владимира Забирова, дорогие бизнес-подарки говорят о прочности бизнеса и подтверждают статус компании-дарителя.
По оценкам экспертов, в будущем, по мере прихода на самарский рынок очередных крупных федеральных компаний, будут увеличиваться суммы корпоративных заказов и доля дорогих эксклюзивных вещей в объемах продаж. Большим спросом будут пользоваться функциональные деловые подарки.