Космический бизнесмен
Четырнадцать лет назад, когда компания «Арго» только начинала развиваться и являла собой синтез самых разных бизнесов, Владимир Егоршин предложил своему товарищу по работе в ЦСКБ, Николаю Тычинском
Четырнадцать лет назад, когда компания «Арго» только начинала развиваться и являла собой синтез самых разных бизнесов, Владимир Егоршин предложил своему товарищу по работе в ЦСКБ, Николаю Тычинскому, присоединиться к общему делу и сформировать в «Арго» подразделение по созданию космических и авиационных макетов. Выросшая из «Арго» в самостоятельную организацию, фирма «AСM» сегодня уникальная для России компания, а в мире Тычинский насчитывает разве что 3 организации, способные составить ему конкуренцию.
Николай Тычинский
Родился в 1959 г.
Образование: в 1983 г. окончил Куйбышевский авиационный институт;
в 2001-2003 гг. курсы «Гуманитарное образование менеджера» на базе международного института менеджмента «ЛИНК».
Карьера: 1983-1986 гг. мастер, старший мастер, начальник участка завода «Салют»;
1986-1989 гг. конструктор ЦСКБ;
1989-1992 гг. главный механикЗАО «Горизонт»;
1992-1995 гг. директор хозрасчетного подразделения AeroSpace Models (АSМ).
С 1995 г. владелец и директор макетно-производственной фирмы «АСМ».
семья: женат, сын, внук.
хобби: фотография, путешествия, рыбалка, технический дизайн и история космонавтики; музыка, игра на трубе.
«Мы выжили за счет экспортных заказов»
С чего начался ваш путь к моделированию?
Я родился и вырос в небольшой алтайской деревне Лесное в Бийском районе. Мама работала медсестрой в больнице, отец был учителем труда в сельской школе. И хотя кружков авиамоделирования в деревне не было, я с детства знал, что стану конструктором летательных аппаратов. А потому в 1976 г. отправился в Куйбышев поступать в авиационный институт. Поступил без труда в математике и физике был лучшим учеником в своей школе.
После института я попал на завод «Салют». Был мастером, старшим мастером, а затем начальником участка. Там было не до моделизма это были годы военной гонки. Потом стал работать конструктором в ЦСКБ, где прошел очень хорошую профессиональную школу. Ну, а затем я вышел в свободное плавание, став директором «AСM».
Еще когда я работал в ЦСКБ, мы занимались созданием макетов для нужд производства. Тогда же нам начали поступать частные заказы на создание сувенирных макетов. Вначале мы рассматривали это скорее как хобби, но оно переросло в коммерческое предприятие. Окончательно я понял, что дело может стать серьезным бизнесом, в 1993 г., когда в Москве на аэрокосмическом салоне удалось продать все наши макеты и получить заказы. Нас сразу поддержал «Главкосмос», поступило несколько заказов из Франции, Германии и США. А в 1995 г. мы стали самостоятельной фирмой. Особых сомнений по созданию своего дела я тогда не испытывал, но и не представлял себе всех трудностей этого предприятия.
Помните, раньше было много разных кружков юных техников? С распадом Союза они стали закрываться, а преподававшие там моделирование люди оставались без работы. Их я и стал приглашать к себе. Тому, чем они занимаются, не учат в институте. Они с детства ходили в кружки моделирования, делали там самолеты и ракеты. И со временем хобби превратилось в профессию. Труд этих специалистов очень квалифицированный и высокооплачиваемый. Таких профессионалов осталось немного, наш персонал стареет, и это серьезная проблема. У нас только один выход учить людей своими силами. Сегодня у нас гибкая структура. В штате на производстве работает 16 человек, примерно столько же занято на подрядах внештатно. У нас разветвленная сеть подрядов, даже есть филиалы в других городах.
Первый кризис был связан со становлением компании. Это была налоговая проверка через 2 месяца после выхода фирмы в самостоятельное плавание. Тогда налоговая инспекция предъявила нам большие претензии. Теперь-то я осознаю их необоснованность и, думаю, сегодня в той ситуации отстоял бы свои интересы. Но в то время у меня не было опыта. А вот дефолт 1998 г. нас затронул несильно, хотя мы потеряли некоторую сумму денег при закрытии Инкомбанка, где у нас был счет. Тяжелым был и 2003 г. Долгое время нам практически не поступало заказов. Космическая отрасль была, наверное, в самом тяжелом состоянии. Тогда нас спасли экспортные заказы. Прошлый 2005 г. был для нас тяжелым, объемы продаж упали на 30%. Косвенно на это повлияло и изменение немецкого законодательства. Там ввели закон: стоимость подарков, вручаемых сотрудникам частных и государственных предприятий, не должна превышать 100 евро. Значительная доля частных заказов поступала нам именно на подарки, и мы понесли ощутимые потери. Сейчас выполняем только штучные заказы для немецких коллекционеров. В этом году я планирую прирост объемов на 50%, по сравнению с 2005 г. У нас маленькая компания, но она позволяет иметь достаточно высокий по самарским меркам доход. Вообще, по моим наблюдениям, кризисы случаются с цикличностью 3-3,5 года. Видимо, скоро следует готовиться к очередному.
Стабильный доход в нашем случае вещь условная, мы не работаем серийно с постоянными клиентами. У нас заказчики всегда хотят чего-то нового, и нам приходится постоянно быть в творческом поиске. Здесь трудно что-то планировать. Но довольно твердо мы встали на ноги где-то в 2000 г.
Наши макеты изготавливаются штучно, здесь высока доля ручной работы. Самые простенькие макеты могут стоить в районе $10, а более сложные около $3 тыс. Твердых цен у нас нет, у нас даже прайс-листа нет заказы уникальны и определяются требованиями заказчика.
К примеру, у меня в кабинете стоит макет легендарной ракеты «Н-1». Он стоит не менее 50 тыс. руб. А самый дорогой макет МКС мы делали для NASA. Он был более 12 м в длину. Это очень дорогостоящий проект, ценой несколько десятков тысяч долларов. Сейчас он стоит в центре подготовки космонавтов в Хьюстоне. Мы отсылали его частями. Я специально ездил в США, чтобы давать консультации при сборке.
У вас не бизнес, а мечта мальчишки.
Это точно. Я шучу, что к старости становлюсь мальчишкой, точнее молодею (смеется). Основной наш клиент, если говорить о частных заказах, состоявшийся мужчина, как правило, серьезный руководитель. И чем он солиднее, тем больше он любит играть. Играть в копии настоящей техники, к которой он имеет прямое отношение. Наши макеты это своеобразные игрушки для взрослых.
Все заказы условно можно разделить на 2 группы. К первой большой группе относятся те, которые поступают от крупных организаций. Это достаточно сложные макеты, используемые для выставок, презентаций и защиты научных проектов, музеев. Вторая группа это те самые подарочные макеты, которые покупаются для коллекций, для украшения интерьера кабинета. Несколько лет назад, когда в Москву приезжал Жак Ширак, нам заказали для него сувенир. Проектировать его пришлось в срочном порядке. Это была ракета «Союз-2», которую будут запускать с французского космодрома Куру во Французской Гвиане по совместной российско-французской программе. Наша ракета располагалась на символической золотой карте, там же мы поместили копию стеклянной пирамиды, которая стоит у входа в Лувр. Я не присутствовал при вручении подарка, но, говорят, Ширак сувенир оценил.
В Самаре я таких не знаю, но в Москве они есть. А вот за рубежом их много. Я знаком с одним немцем, Чандером Ромичем, который занесен в Книгу рекордов Гиннесса как владелец самой богатой коллекции макетов ракет в мире. Их у него более тысячи. И добрая треть нашего производства. Самарские макеты сейчас есть и в коллекциях многих космонавтов. У Соловьева Владимира Алексеевича, руководителя полетов в Центре управления в Москве, у Алексея Леонова, Крикалева, Усачева
Николай Тычинский гордится тем, что работает в сфере, с которой начинал свою трудовую деятельность. Тычинскому нравится, что его дело близко к миниатюрам и стилизованной технике. Когда кто-то из товарищей по аэрокосмическому институту попадает к нему в кабинет и видит модели спутников и ракет, у них загораются глаза. Они начинают вспоминать: «А вот здесь я стоял», «А вот этот узел я разрабатывал» Но макеты интересны и людям, далеким от космоса. Когда смотришь на макет, просыпается какой-то детский восторг ведь вблизи можно рассмотреть каждую деталь сложной конструкции, которую практически невозможно увидеть в реальной жизни, понять, как все это устроено и на чем летают космонавты.
Как правило, да. Я контролирую идею проекта, процесс создания макета, слежу за тем, каким он будет на выходе. Мне нравится, что основные мысли относительно облика макетов и их конструкции принадлежат мне. Нередко идеи макетов подают заказчики. Кроме меня обликом макетов занимаются наши художник и дизайнер.
Начинается создание макета с идеи заказчика или наших собственных мыслей на «тему». Затем создается эскиз, который передается конструкторам для проработки расчетов, масштабирования и изготовления чертежей. После этого макет передается в производство и работа распределяется между исполнителями. Макеты изготавливаются из различных материалов: металла (сталь, алюминиевые сплавы, медь), пластика и стеклопластика, углепластика, оргстекла, дерева и т.п. У нас есть парк металлообрабатывающих и деревообрабатывающих станков, малярная камера, широкий спектр ручных инструментов и множество различных приспособлений и форм.
За почти 15 лет своей работы фирма «AСM» изготовила большое количество масштабных моделей по заказам различных организаций, в числе которых NASA, Boeing, Chabot Center (USA), Европейское космическое агентство, «РосКосмос», РКК «Энергия» и другие. Модели фирмы «AСM» экспонируются в музеях по всему миру: в Японии, США, Германии, Великобритании, Франции, Швейцарии, Индии и России.
Скорее, они находят нас. Чаще всего контакты завязываются на выставках. Мы ездим на все крупные аэрокосмические международные салоны на выставку LeBourget в Париже, ILA в Берлине, московский салон «МАКС». Нередко заказчики выходят на нас по рекомендации своих коллег. NASA на нас вышли напрямую, хотя несколько заказов делалось для них через посредников.
Они более требовательны, более последовательны в своих отношениях с нами. Хотя тут тоже свои особенности. К примеру, бизнес во Франции не похож на бизнес в США. Американцы более покладисты, они идут по пути сотрудничества и все рабочие моменты решают вместе с нами. Французы наоборот, сделав заказ, дистанцируются, требуют соблюдения всех пунктов. Они ведут более жесткий бизнес.
Это невозможно. Основное конкурентное преимущество «AСM» в том, что на нашу фирму работает квалифицированный персонал, который живет в Самаре. Это раз. Два уровень жизни и стоимость труда в Самаре гораздо ниже, чем в Москве, и уж тем более чем за границей. У нас сравнительно недорогая ручная работа, поэтому наши макеты значительно дешевле западных. В этом году в Париже нам дали международный приз качества. Из России в этом году были награждены лишь 7 компаний.
Конкуренты есть, но в России, я думаю, мы первые. Пока я не вижу конкурентов в создании эксклюзивных моделей. Есть фирмы, занимающиеся созданием моделей самолетов серийно, но это другой рынок, и серьезной конкуренции для нас эти компании пока не представляют. Сейчас мы входим в мировую тройку ведущих компаний наряду с Hupkеns и Van Stratum space models. В будущем планируем развивать новое направление моделирование двигателей. В мире сейчас серьезный спрос на эти макеты, а предложений пока очень мало. Думаю, в скором времени в нашей работе будут открываться еще какие-то ниши и появятся интересные заказы. К примеру, недавно мы исполнили заказ на полное оформление макетами музея на Байконуре. Там планируют делать что-то вроде шоу с нашими макетами у них их более сотни.
От макетов вы когда-нибудь отдыхаете?
Да, очень люблю путешествовать. Люблю горы. Каждый год мы с женой ездим на Алтай и уходим в горы на несколько дней. Там я отдыхаю от цивилизации. Это дарит мне душевный покой, свободу и равновесие. А дома я, к примеру, вообще не смотрю телевизор у меня его нет. Думаю, он просто отнимает время, которое лучше посвятить делу.
Дома я занимаюсь другим своим любимым делом подготовкой занятий со студентами Открытого университета Великобритании, где я тоже работаю. Там я называюсь «тьютором». Преподавательской деятельностью занялся случайно. Когда я только начинал заниматься бизнесом, понял, что мне недостаточно моего образования инженера. Думаю, если бы в то время я не получил новых знаний, мой бизнес развалился бы. Бизнес-образование помогло мне более уверенно чувствовать себя в новом деле. Затем поступило предложение попробовать себя в качестве тьютора. Оказалось, мне это нравится. Мой любимый предмет маркетинг. В этом году мы с компанией друзей и коллег из пяти человек создали собственный курс для профессионалов-маркетологов и уже успешно запустили его в Тольятти. Сейчас я дописываю последнюю учебную ситуацию для этого курса.
Конечно. Так сложилось, что я стал представителем Фонда писателя-фантаста Роберта Хайнлайна в поволжском регионе. Я не зачитываюсь фантастикой, но подружился с одним из заказчиков, который оказался президентом Фонда Хайнлайна. После смерти писатель завещал направить все свои деньги на создание фонда и ежегодно награждать молодых специалистов за лучшие исследования в области космоса. Я не поклонник творчества Хайнлайна, но поддерживаю его идеи: космос должен быть коммерческим. Нужно делать его доступным для людей, развивать космический туризм. Я бы точно полетел, мне даже снятся космические сны. Я бы с удовольствием (смеется).