Кризис почистит туристический рынок
Туристические компании консолидируются, чтобы пережить кризис Наталья Денисовагенеральный Директор Туристической Компании «Спутник-Гермес» МИНУС Главное негативное последствие кризиса для ту
генеральный Директор Туристической Компании «Спутник-Гермес»
Тяжелее всего придется небольшим компаниям, которые не имеют серьезной материальной базы, пула лояльных клиентов, возможностей прогибаться под рынок и выжидать. Нам, как крупной компании, сегодня гораздо легче: мы сидим в собственном офисе — не надо платить за аренду, у нас есть наработанная клиентская база — лояльные потребители, которые с нами не первый год. Клиенты в условиях кризиса скорее пойдут к крупным, проверенным игрокам, к компаниям, уже зарекомендовавшим, утвердившим себя на рынке и застраховавшим свою ответственность. В период кризиса люди еще больше боятся потерять деньги, ведь, принимая решение о покупке путевки, они тратят важные для них в этот период жизни сбережения, при этом любая ошибка турфирмы может дорого обойтись клиенту.
ПЛЮС
Кризис заставил меня серьезно по- взрослеть как руководителя: бывает, когда долго работаешь и все хорошо, замыливается глаз, не видишь проблем и недостатков, а тут — сложная ситуация, и начинаешь работать по-другому, задумываться над иными вещами. Я сейчас серьезно занимаюсь мобилизацией компании, разрабатываю ее новую стратегию, перестраиваю компанию, перевожу ее на строжайшую экономию.
У меня, руководителя, появились новые рычаги воздействия на коллектив — я могу быть более требовательной, строгой и в кризисных условиях не потеряю сотрудников. Например, мы ежегодно проходим в ноябре аттестацию — каждый сотрудник. Я проверяю, кто, как ее прошел, выбираю самых профессиональных работников, тщательнее слежу за тем, как работают с клиентами.
Безусловно, я считаю, что фирмы, которые смогут пережить кризис, сохранить объемы заказов, основных клиентов, только выиграют в дальнейшем. Сегодня туристический рынок достаточно неорганизован. На нем масса игроков, которые часто не могут предложить профессиональные услуги. Они переманивают клиентов низкими ценами, но не могут оказать услугу на нужном уровне, а в итоге клиент остается недоволен, крупные агентства теряют часть потребителей, которые уходят к демпингующим конкурентам, которые не могут удержать их у себя.
Кризис повлечет за собой запуск механизма естественного отбора, который почистит рынок: да, жалко, что многим небольшим участникам рынка придется закрыться, но останутся только сильнейшие — профессиональные, уверенные в себе игроки, и это большой плюс. Я уверена, что испытанный кризисом рынок повзрослеет, приобретет большую устойчивость, мобильность — работать на нем станет гораздо легче.
И я думаю, что рынок, несомненно, будет консолидироваться — это вполне логичный выход. Мы ведем переговоры с московскими игроками, которые хотят сотрудничать с нами, так как, объединившись, турфирмы только выиграют.