Кризис-это момент истины
В момент кризиса цена ошибочных решений слишком велика премьера рубрики Уважаемые читатели, «ДК» представляет рубрику «Черное и белое». Здесь мы публикуем мнения экспертов с ключевых региональных
В момент кризиса цена ошибочных решений слишком велика
премьера рубрики
Уважаемые читатели, «ДК» представляет рубрику «Черное и белое». Здесь мы публикуем мнения экспертов с ключевых региональных рынков: как влияет кризис на отрасль, смежные рынки и локальный бизнес в целом. Комментарии событий, актуальные тренды, прогнозы. Потери и возможности глазами представителей бизнес-сообщества Самары.
Валентин Друзяк
управляющий Поволжским филиалом сети «Евросеть».
управляющий Поволжским филиалом сети «Евросеть».
От финансового кризиса все потеряют в разной степени. Сегодняшняя ситуация в первую очередь бьет по богатым. Проблема не только в том, что капитализация крупного российского бизнеса уменьшилась в разы, в цене потеряет и малый и средний бизнес. Разве что, по Марксу: пролетариату терять нечего, кроме своих цепей.
Сотовый ритейл теряет свою независимость. До настоящего времени он существовал самостоятельно только в России и Индии, плюс одна компания в Великобритании. В остальном цивилизованном мире, в Северной Америке и Европе, сотовые ритейлеры - подразделения операторов мобильной связи. Не секрет, что при большом обороте розничных сетей, их рентабельность невысока.
Учитывая количество товара, которое нам нужно закупать для обеспечения непрерывных продаж нашим покупателям, мы довольно зависимы от условий по кредитам на оборотные средства. У сотовых операторов более стабильный бизнес с высокой рентабельностью на порядок выше сотового ритейла, а также большие финансовые возможности.
Из-за кризиса ликвидности сейчас большинство сетей испытывают определенные трудности. Возможно, какие-то слабые игроки будут уходить с рынка. Кто?
Скажу так - на рынке сотового ритейла Самарской области нормально себя чувствуют только три крупных сотовых ритейлера, в том числе .
Второе последствие кризиса для ритейла можно ожидать в 2009 г.: ценовая конкуренция станет не такой напряженной. За проблемами крупных компаний, возможно, начнется кризис потребления. Товара покупать будут меньше, и продавать его дешево никто не захочет. Так что ждать, когда телефоны подешевеют, думаю, не стоит. Но и рост цен, с другой стороны, я бы прогнозировать пока не стал. Скорее всего, компании будут компенсировать его за счет сокращения издержек. Это, в том числе, коснется и штата сотрудников.
Мы сокращений не планируем. А в условиях, когда на рынке труда ожидается появление большого количество эффективных профессионалов, для нас как раз хороший момент для их привлечения в нашу команду.
Снижение издержек отразится и на ассортименте. Если говорить о розничных сетях в целом, держать широкую ассортиментную линейку станет слишком дорогим удовольствием. Цена кредитов выросла, причем, даже под эти заоблачные ставки денег все равно не дают. Обслуживание долга подорожало, поэтому компании не смогут себе позволить замораживать деньги в неходовом товаре. Буквально, если раньше был выбор одной модели в четырех цветах, теперь будет только в двух. Если вы заедете в какой-нибудь крупный сетевой магазин бытовой техники, то увидите, что представленная там линейка телевизоров не сравнима с тем, что было 3-4 месяца назад.
Наконец, на время придется забыть об экстенсивном развитии. У нас сейчас открываются новые магазины, но требования к их эффективности стали намного жестче. Если раньше открывала салоны связи в доступности>, то теперь главное требование к новому магазину - УРОВЕНЬ
рентабельности. Некоторые розничные компании и вовсе начали санацию, закрывая большое количество своих магазинов и не открывая при этом новых.
ПЛЮСЫ
Уход с рынка сотового ритейла слабых игроков приведет к повышению качества сервиса. Почему? Рынок уже насыщен и консолидирован, а приход новых игроков, которые бы в целях захвата своей доли рынка демпинговали, в условиях сегодняшнего кризиса, прямо скажем, неправдоподобен. Так что от ценовой конкуренции розничные сети откажутся. Человек всегда будет испытывать потребность в еде и общении, поэтому в последнюю очередь кризис коснется продуктовых и сотовых ритейлеров. Но покупатель станет более избирательным и за него начнется неценовая борьба. Уверен, что качество обслуживания в ритейле вырастет: как в сотовом, так и продуктовом.
Второе: с приходом кризиса закончилось время продавцов воздуха. Я имею в виду недвижимости, арендных ставок и, особенно, ситуации, когда инвестиционные девелоперские проекты продают по цене готовых объектов недвижимости. Теперь выявится истинная стоимость объектов, их состоятельность и привлекательность. Это, впрочем, касается не только недвижимости, но и людей. Пока рынок растет сам по себе, ошибки в управлении не так дорого обходятся. А кризис - это момент истины. Сейчас цена неправильного решения может стоить очень дорого. Те менеджеры, которые смогут выйти из кризиса без больших потерь, а может и с приобретениями, будут хорошо заметны на общем фоне.
Сотовый ритейл теряет свою независимость. До настоящего времени он существовал самостоятельно только в России и Индии, плюс одна компания в Великобритании. В остальном цивилизованном мире, в Северной Америке и Европе, сотовые ритейлеры - подразделения операторов мобильной связи. Не секрет, что при большом обороте розничных сетей, их рентабельность невысока.
Учитывая количество товара, которое нам нужно закупать для обеспечения непрерывных продаж нашим покупателям, мы довольно зависимы от условий по кредитам на оборотные средства. У сотовых операторов более стабильный бизнес с высокой рентабельностью на порядок выше сотового ритейла, а также большие финансовые возможности.
Из-за кризиса ликвидности сейчас большинство сетей испытывают определенные трудности. Возможно, какие-то слабые игроки будут уходить с рынка. Кто?
Скажу так - на рынке сотового ритейла Самарской области нормально себя чувствуют только три крупных сотовых ритейлера, в том числе .
Второе последствие кризиса для ритейла можно ожидать в 2009 г.: ценовая конкуренция станет не такой напряженной. За проблемами крупных компаний, возможно, начнется кризис потребления. Товара покупать будут меньше, и продавать его дешево никто не захочет. Так что ждать, когда телефоны подешевеют, думаю, не стоит. Но и рост цен, с другой стороны, я бы прогнозировать пока не стал. Скорее всего, компании будут компенсировать его за счет сокращения издержек. Это, в том числе, коснется и штата сотрудников.
Мы сокращений не планируем. А в условиях, когда на рынке труда ожидается появление большого количество эффективных профессионалов, для нас как раз хороший момент для их привлечения в нашу команду.
Снижение издержек отразится и на ассортименте. Если говорить о розничных сетях в целом, держать широкую ассортиментную линейку станет слишком дорогим удовольствием. Цена кредитов выросла, причем, даже под эти заоблачные ставки денег все равно не дают. Обслуживание долга подорожало, поэтому компании не смогут себе позволить замораживать деньги в неходовом товаре. Буквально, если раньше был выбор одной модели в четырех цветах, теперь будет только в двух. Если вы заедете в какой-нибудь крупный сетевой магазин бытовой техники, то увидите, что представленная там линейка телевизоров не сравнима с тем, что было 3-4 месяца назад.
Наконец, на время придется забыть об экстенсивном развитии. У нас сейчас открываются новые магазины, но требования к их эффективности стали намного жестче. Если раньше открывала салоны связи в доступности>, то теперь главное требование к новому магазину - УРОВЕНЬ
рентабельности. Некоторые розничные компании и вовсе начали санацию, закрывая большое количество своих магазинов и не открывая при этом новых.
ПЛЮСЫ
Уход с рынка сотового ритейла слабых игроков приведет к повышению качества сервиса. Почему? Рынок уже насыщен и консолидирован, а приход новых игроков, которые бы в целях захвата своей доли рынка демпинговали, в условиях сегодняшнего кризиса, прямо скажем, неправдоподобен. Так что от ценовой конкуренции розничные сети откажутся. Человек всегда будет испытывать потребность в еде и общении, поэтому в последнюю очередь кризис коснется продуктовых и сотовых ритейлеров. Но покупатель станет более избирательным и за него начнется неценовая борьба. Уверен, что качество обслуживания в ритейле вырастет: как в сотовом, так и продуктовом.
Второе: с приходом кризиса закончилось время продавцов воздуха. Я имею в виду недвижимости, арендных ставок и, особенно, ситуации, когда инвестиционные девелоперские проекты продают по цене готовых объектов недвижимости. Теперь выявится истинная стоимость объектов, их состоятельность и привлекательность. Это, впрочем, касается не только недвижимости, но и людей. Пока рынок растет сам по себе, ошибки в управлении не так дорого обходятся. А кризис - это момент истины. Сейчас цена неправильного решения может стоить очень дорого. Те менеджеры, которые смогут выйти из кризиса без больших потерь, а может и с приобретениями, будут хорошо заметны на общем фоне.