Крупные клиенты «выкручивают руки» сервисным компаниям
Кризис дал возможность самарским клининговым компаниям конкурировать с моквичами Виктор Бузуев Председатель Совета Директоров Группы Компаний «Объединенные Сервисные Системы» Резкое сокра
Сложнее всего пришлось мелким компаниям, работающим в частном секторе, — многие уже прекратили свое существование. Для компаний, нацеленных на коммерческий сектор, экономический кризис может стать рулеткой: кто-то выживет, а кто-то — нет. На данный момент, насколько мне известно, случаев разорения сервисных фирм не было. Однако и тем, кто работает с большими финансово устойчивыми компаниями, сейчас нелегко, поскольку крупные клиенты часто «выкручивают руки» подрядчикам — необоснованно ужесточают условия. Причем речь идет о требованиях, не оговоренных в контрактах, то есть фактически о дополнительных бесплатных работах. Таким образом объем предоставляемых услуг увеличивается, а их стоимость остается прежней либо даже снижается. В итоге, чтобы не потерять крупного клиента, подрядчик вынужден идти на эти условия и работать с минимальной или даже нулевой рентабельностью.
К тому же на фоне кризиса некоторые наши конкуренты перешли на «черную» схему работы. В результате у компаний, исправно платящих налоги, при участии в ценовых тендерах шансы на выигрыш минимальны и зависят только от требований заказчика к повышенному качеству услуг либо надежности подрядчика. Получается, что компании, работающие «вчерную», фактически обрушивают рынок и возвращают бизнес на уровень середины 90-х годов. Тяжело сегодня говорить о путях решения для падающего рынка. Сейчас есть только одна задача: «Выжить!» На это и должны быть направлены основные усилия.
В течение нескольких последующих лет у многих сервисных компаний весь «жир» будет сброшен, а мышцы, когда-то накаченные для захвата рынка, «сдуются», и вопрос выживания будет для них самым главным.
Кризис дал возможность самарским клининговым компаниям конкурировать с москвичами
Возможно, после кризиса конкуренция из уровня ценовой перейдет на уровень соотношения цена — качество. Сейчас рынок сервисного обслуживания уже сформирован и, на мой взгляд, сильно не изменится, как, впрочем, и тенденция — нацеленность на заказы по выполнению узкоспециализированных работ.
Наряду с активным поиском клиентов будет идти активный поиск экономически выгодных, но в то же время высокоэффективных технологий. Мы, например, запускаем производство моющих средств, рассчитанное в том числе на продажу их сторонним компаниям.
Плюсом станет прекращение необоснованного роста заработных плат. Компании начали задумываться о качестве и преимуществах, начали активнее конкурировать. Сегодня можно не только повысить отдачу от работы сотрудников, но и пополнить ряды грамотными специалистами.
К положительным чертам можно отнести и то, что самарские компании смогут конкурировать со столичными игроками, работающими на самарском рынке. Если раньше «москвичи» заходили в регион с появлением сетевых компаний и договоры на обслуживание подписывались там же, в столице, то сегодня, в условиях оптимизации расходов, требования со стороны заказчиков меняются и лоббирование интересов отходит на задний план. На обслуживание ритейловых сетей начали проводиться региональные тендеры, тогда как до кризиса обслуживание москвичей фактически было прерогативой только столичных компаний, находящихся ближе к лицам, принимающим решения.