Кто выиграет от закрытия McDonald’s в РФ: дайджест мнений
Проверки сети фастфудов McDonald’s в РФ заставили комментаторов рассуждать – что случится с работниками сети, ее российскими поставщиками и конкурентами. Возможные варианты – в дайджесте DK.RU.
Проверки Роспотребнадзором ресторанов McDonald’s начались в Москве 18 августа прекратили работу три точки, а к 22 августа сеть столкнулась с проверками в десяти регионах. На пятый день массовых проверок главный государственный санитарный врач РФ Анна Попова заявила «Интерфаксу», что разбирательства в отношении «предприятий сети McDonald’s носит плановый характер и не связана с какими-то политическими событиями»:
«Проверяется ряд различных юридических лиц, объединенных только брендом. Российские потребители имеют полное право получать качественную и безопасную пищу в любой точке общественного питания. […] Проверка предприятий McDonald’s в Великом Новгороде, как и ряд других проверок сети - не внезапная, она есть в плане на этот год. План сформирован осенью 2013 г. и доступен на нашем сайте".
Представители российской законодательной власти тем не менее косвенно подтверждают политическую составляющую в развернутой проверочной кампании.
РБК цитирует главу комитета по делам СНГ Леонида Слуцкого:
«Охлаждение отношений между Россией и США стало лишь катализатором реальных претензий Роспотребнадзора к McDonald’s. […] Эти претензии не надуманы, не притянуты за уши. Но неконструктивные, худшие со времен конца «холодной войны» отношения с США заставили обратить на них внимание».
Первый зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике Михаил Емельянов считает, что проверки - ответ на санкции:
«Это намек на то, что мы можем сделать, для «Макдоналдс» Россия важный рынок».
Действительно важный, но не критический, уточняют зарубежные комментаторы (бизнес в РФ занимает не более 1% от общего объема McDonald’s в мире – прим. ред). А вот важность самой сети для множества российских компаний сложно переоценить. Корреспондент The New York Times Дэвид Хершхорн (цитируется по сайту InoPressa) обращает внимание на то, что у американской сети в РФ «437 ресторанов в России, в них работают более 37 тыс. человек, 85% продуктов поставляется туда российскими поставщиками, а в 2011 году компания получила премию как лучший работодатель России». «Все наши сотрудники - россияне. Ни один экспат здесь не работает. […] Cнабжением "Макдональдсов" по всей стране занимается 160 российских компаний» - уточняет официальный представитель McDonald’s в России Оксана Белойчук.
Основатель и управляющей партнер Management Development Group Inc. и www.7MD.EU Дмитрий Потапенко* в колонке на slon.ru обращает внимание на интегрированность McDonald’s в российскую индустрию общепита:
«На самом же деле просто используется непонимание того, что McDonald’s «зарубежным» и «американским» по сути не является. Вся «иностранность» – в головах. McDonald’s не просто готовит из российских продуктов, но и имеет свои фермы в Подмосковье. Это привет тем, кто сразу под этим постом начнет призывать есть свою картошечку (а таких, судя по всему, будет 72%, так как именно такой процент населения у нас поддерживает санкции). Фактически он является тем самым «вертикально-интегрированным холдингом», в котором к тому же работает очень людей.
Непосредственно сам McDonald’s от закрытия четырех ресторанов практически не пострадает. Их мастер-франшиза давно принадлежит российскому предпринимателю (на самом деле по франшизе рестораны McDonald’s в РФ открывает только «Росинтер ресторан холдинг» и только в аэропортах и вокзалах. Обычными кафе в РФ управляет сама американская компания – прим ред.), поэтому удар по прибыли ощутит прежде всего российская команда. Мой прогноз насчет будущего российской сети, как это ни печально, пессимистичен: думаю, что ее рано или поздно допрессуют, не в этот заход, так в следующий. В общем, вся история как в поговорке: «Назло маме отморожу уши».
Г-н Потапенко считает, что история с McDonald’s – политически инспирированная:
«Этакое чиновничье состязание: кто лучше продемонстрирует свой патриотизм за счет очередного эмбарго, – и чем оно «импортнее», тем чиновник более патриотичен».
Если закрытия McDonald’s в РФ будут продолжаться, то больше всего пострадают российские прямые поставщики компании, которые благодаря сотрудничеству с американской сетью во многом развились сами и значительно продвинули вперед отечественный рынок продовольствия. Так, крупнейший поставщик овощей для McDonald’s – «Белая дача» объявил в феврале 2014 г. об инвестициях в 100 млн евро в завод под Липецком по переработке картофеля для McDonald’s (проект заморожен из-за санкций ЕС). $20 млн. «Белая дача» намеревалась вложить в завод салатов в Новосибирске (основная зона роста для McDonald’s в РФ в ближайшие годы – сибирские города, поскольку европейская и центральная часть РФ уже охвачены сетью в достаточной мере). О том, как повлияет ситуация с McDonald’s на этот проект, пока не сообщается.
В материале The Times высказывается мнение, что теперь россиянам есть где утолить голод и без тех американских фастфудов, которые «пали жертвой продовольственной войны Путина с Западом». Корреспондент The Times замечает, что «российская индустрия фастфуда переняла все уловки американской: в залах чисто, обслуживание пристойное, еда съедобная, сотрудники умеют улыбаться». Поэтому абсолютное большинство россиян не будут особо горевать, если McDonald’s вообще перестанет работать в РФ. Исследовательский центр портала Superjob.ru в апреле 2014 г. опросил 1600 экономически активных граждан из 249 населенных пунктов России, 62% из них поддержали тогда предложение лидера ЛДПР Жириновского о полном запрете американского фастфуда в стране.
Вопрос о том, насколько выиграют российские конкуренты McDonald’s в случае его ухода из России, остается открытым, тем более, что продолжают работу другие зарубежные сети, в частности, Burger King. Основатель российской сети Dodo Pizza Федор Овчинников в блоге на slon.ru негативно отзывается о закрытии ресторанов McDonalds – это ослабит здоровую конкуренцию:
«Я сторонник рыночной экономики и свободной конкуренции – и это еще одна причина, почему я не одобряю решение Роспотребнадзора. Конкурировать с «Макдоналдсом», кстати, и раньше никто не мешал. Пример тому и «Теремок» предпринимателя Михаила Гончарова, и моя Dodo Pizza, и питерская «Чайная ложка», и даже «Бургер кинг», чья компания-франчайзи в России принадлежит наполовину россиянам».
Пока же, по словам представителей McDonald's, работники закрытых трех точек переведены на другие объекты, сеть изучает «суть предъявленных претензий для определения действий, необходимых для скорейшего открытия ресторанов для посетителей». Сворачивать бизнес в России руководство сети не намерено: «Мы будем продолжать заботиться о наших сотрудниках и делать все возможное для продолжения успешной деятельности нашей компании в России», - говорится в официальном заявлении McDonald's.
* - выполняет функции иностранного агента