Подписаться
Курс ЦБ на 31.01
98,00
102,77

Лизинговые компании

Самарская область входит в пятерку самых инвестиционно-привлекательных регионов страны, и это приводит сюда крупных федеральных игроков. Именно они доминируют на местном рынке лизинговых услуг. Сре

Самарская область входит в пятерку самых инвестиционно-привлекательных регионов страны, и это приводит сюда крупных федеральных игроков. Именно они доминируют на местном рынке лизинговых услуг. Среди самарских компаний выделяются прежде всего старожилы - те, кто предлагает услуги лизинга с конца 1990-х гг. Чтобы удержать свои позиции, местные лизинговые организации предпочитают поддерживать друг друга, заключая устные соглашения о сотрудничестве.

эксперты
Алексей Воронин
руководитель ОАО «Агролизинг»
Оксана Звонарева
генеральный директор лизинговой компании «Финансовые технологии»
Андрей Колеганов
заместитель управляющего ЗАО «Поволжский дом лизинга»
Елена Кочетова
и.о. руководителя самарского филиала лизинговой компании «Уралсиб»
Максим Моисеев
руководитель самарского филиалаОАО «Europlan»
Дмитрий Семин
первый заместитель генерального директора ЗАО «Поволжская лизинговая компания»
Сергей Цишнатти
генеральный директор ОАО «Самараоблагро-­промснаб»

Кто доминирует на рынке лизинга?  
Какие услуги наиболее востребованны?
Как местные компании противостоят московской экспансии?

Российский рынок лизинговых услуг ежегодно прирастает на 40-60%, по данным РА «Эксперт». В прошлом году рост рынка Поволжья составил 71,9%. При этом на долю Приволжского федерального округа приходится 16% от всех заключенных в России сделок. Однако выделить из этого показателя долю, приходящуюся на самарские компании, невозможно - сейчас лизинговая деятельность не лицензируется и подсчитать точное число компаний, оказывающих подобные услуги, и, как следствие, объем совершаемых сделок нереально. ОКСАНА ЗВОНАРЕВА, генеральный директор самарской лизинговой компании «Финансовые технологии»: «Сейчас на рынке работает примерно 50 организаций». Заместитель управляющего ЗАО «Поволжский дом лизинга» АНДРЕЙ КОЛЕГАНОВ считает, что их меньше - чуть больше двадцати. Крупных на рынке не больше десятка. К их числу эксперты «ДК» относят самарские ОАО «Самараоблагропромснаб», «Волгопромлизинг», Самарскую лизинговую компанию, Поволжскую лизинговую компанию и филиалы федеральных Europlan, «Каркаде», «Финансовые технологии», «Поволжский дом лизинга», «Медведь» и «Уралсиб».


Некоторые эксперты полагают, что ежегодный прирост самаркого рынка лизинга сопоставим с общероссийским, и прогнозируют его бурное развитие в ближайшее время. И.о. руководителя самарского филиала лизинговой компании «Уралсиб» ЕЛЕНА КОЧЕТОВА: «По результатам маркетинговых исследований «Уралсиба», емкость всего рынка лизинга в губернии в 2006 г. превысит $500 млн, из которых минимум $24 млн придется на сделки по лизингу автотранспорта».

Условия автолизинга в Самаре диктуют москвичи

В Самарской области, как и в целом по России, самый конкурентный и динамично развивающийся сегмент лизинг автомобилей. «Автолизинг уже поставлен на поток. Думаю, порядка 70% всех сделок в самарском регионе с юридическими лицами по части покупки автотранспорта касаются приобретения в лизинг машин»,  считает Андрей Колеганов. Руководитель самарского филиала ОАО «Europlan» МАКСИМ МОИСЕЕВ добавляет, что при этом более половины всех этих автомобилей - грузовые транспортные средства. Возросший интерес к этому виду лизинга эксперты объясняют отменой двадцатипроцентного налога на приобретение автотранспорта через лизинговые схемы.

Кроме того, приобретение транспорта в лизинг зачастую оказывается более выгодным, чем покупка машины в кредит. «Во-первых, компании не нужно отвлекать средства из оборота. Во-вторых, автомобиль остается на балансе у лизинговой компании, что позволяет клиенту избежать налога на имущество. Оборудование, которое клиент получает в собственность по завершении финансового лизинга, имеет нулевую балансовую стоимость (из-за применения лизинговыми компаниями ускоренного коэффициента амортизации), а значит, и нулевой налог на имущество», - считает первый заместитель генерального директора Поволжской лизинговой компании ДМИТРИЙ СЕМИН.

Europlan, «Каркаде» и другие крупные организации, в основном федеральные, предлагают клиентам скидки на автомобили. Суть схемы в том, что такая лизинговая компания, обладающая достаточными финансовыми ресурсами и являющаяся крупным покупателем, имеет возможность договориться с производителем (либо импортером) о централизованном предоставлении скидок на всей территории России. Соглашение доводится до сведения местных автодилеров, лизинговая компания приобретает автомобиль со скидкой и в свою очередь транслирует полученную скидку клиенту. В результате конечный потребитель получает скидку на автомобиль, которую не получил бы без лизинговой компании. В этом сегменте рынка позиции местных игроков сильно уступают федеральным. Финансовые возможности самарских организаций не позволяют им приобретать сразу много автомобилей, поэтому и предложить конкурентные условия, например с удорожанием в 0%, они не могут.

Компании, обладающие большими финансовыми возможностями, выводят на рынок новые услуги. Europlan предлагает клиентам оперативный лизинг . Эта услуга, уже опробованная и привычная на столичном рынке, для Самары пока нова. В Europlan она представлена несколькими разновидностями: во-первых, лизинг с возможностью выплаты оставшейся части долга в конце срока действия договора; во-вторых, когда у лизингополучателя в конце срока сделки остается выбор: заплатить выкупной платеж или не платить его и вернуть предмет лизинга лизинговой компании. Представители самарских компаний относятся к таким нововведениям весьма настороженно. Генеральный директор ОАО «Агролизинг» АЛЕКСЕЙ ВОРОНИН: «Думаю, в Самаре оперативный лизинг не будет востребован, так как менталитет русского человека особый. Эта услуга предполагает, что после определенного срока пользования лизингополучатель возвращает технику или автомобиль компании. Можно предположить, что в 90% случаев состояние технического средства будет неудовлетворительным».

Помимо оперативного лизинга московские компании через свои филиалы запускают программы лизинга для физических лиц. Основной плюс автолизинга для физических лиц: клиент не пострадает, если не сможет продолжать платить взносы, - авто как было, так и останется в собственности компании. В случае же с банковским кредитом клиента может ждать судебное разбирательство с банком, так как машина оформляется в собственность физлица. В таких компаниях, как «Каркаде» и Europlan, уверены, что это направление весьма перспективно. Подтверждается это и тем, что, по оценкам некоторых экспертов, объем российского рынка автолизинга для физлиц в 2006 г. достигнет $300 млн.

Сельхозтехника доступна только местным компаниям

Федеральные лизинговые компании доминируют и в следующем по развитию после лизинга автотранспорта сегменте - лизинге оборудования. По данным РА «Эксперт», в 2005 г. объем лизинга сельхозтехники вырос в 1,8 раза. В Самаре в прошлом году на него пришлось 25% от всех сделок. У лидеров доля таких сделок намного больше: в филиале ЛК «Уралсиб» этот показатель составил 70%, в филиале ЛК «Медведь» - 50%, в Europlan - практически 46%. У региональных компаний доля таких сделок обычно не превышает 10%. Единственный сегмент, в котором стопроцентный лидер - местный игрок, как, например, ОАО «Самараоблагропромснаб» (СОАПС), - это лизинг сельхозтехники.

Дело в том, что СОАПС оператор бюджетных средств по областной лизинговой программе, под которую ежегодно выделяется в среднем 600-700 млн руб. По словам генерального директора ОАО «Самараоблагропромснаб» СЕРГЕя ЦИШНАТТИ, если бы в Самарской области программа поддержки лизинга не работала, то большая часть хозяйств вообще была бы лишена возможности приобретать новую технику: «Средняя рентабельность в сельскохозяйственном производстве в последние несколько лет не превышала 6-7%. Если лизинг будет дороже этих показателей, то ни одно хозяйство не сможет воспользоваться его услугами». Компании, не имеющие бюджетной поддержки, подходят к лизингу сельхозоборудования более осторожно, поскольку благосостояние таких клиентов часто зависит от урожайности, а финансовые средства, как правило, появляются только осенью, после уборки. И, вероятно, лизингополучатель не сможет ежемесячно погашать кредит. Г-н Цишнатти: «Проблемы связаны прежде всего с низкой платежеспособностью хозяйств. Самарская область находится в зоне рискового земледелия, и экономика хозяйств зависит от погодных факторов. В то же время одни хозяйства могут минимизировать степень влияния погоды на результаты своей деятельности, а другие ищут в ней причины своих неудач. Человеческий фактор я и отношу к субъективным причинам низкой платежеспособности. У нас еще встречаются руководители хозяйств, которые сознательно идут на нарушение условий лизинговых договоров». Кроме того, нежелание продавать в лизинг оборудование для сельского хозяйства объясняется его специфичностью. Елена Кочетова: «Если в случае невыплаты долга лизингополучателем компания сможет без проблем продать строительное оборудование, то с реализацией какой-нибудь редкой оросительной системы могут возникнуть трудности».

Сделки с недвижимостью тормозят четыре фактора

Практически единственный сегмент рынка, где местные и федеральные игроки занимают равные позиции, - это лизинг недвижимости. По мнению Андрея Колеганова, от всего объема договоров сделки по недвижимости занимают не более 5%, при этом все они носят индивидуальный характер из-за несовершенства юридической базы. По словам Дмитрия Семина, первого заместителя генерального директора ЗАО «Поволжская лизинговая компания» (специализируется на лизинге недвижимости), развитие лизинга недвижимости тормозят минимум три фактора: «Во-первых, несовершенство российского законодательства, когда ни Земельный, ни Гражданский кодексы не разъясняют, как осуществить такую сделку, а один и тот же нормативный акт разрешает лизинг недвижимости и делает его невозможным: в лизинг нельзя реализовывать землю, так как это объект, не подлежащий амортизации. Во-вторых, банковская структура не соответствует потребностям рынка  нам нужны долгосрочные денежные ресурсы, а банки их не предоставляют. В-третьих, отсутствуют нормативные документы, регламентирующие прохождение сделки». И.о. руководителя самарского филиала лизинговой компании «Уралсиб» Елена Кочетова называет еще один фактор: «Собственники объектов не хотят продавать их с помощью лизинга, так как для этого необходимо указывать истинную стоимость. Это влечет за собой высокое налогообложение, и владелец предпочитает продавать собственность иначе: обозначить в документах меньшую сумму, а на практике получить полную стоимость».

Отметим, что, говоря о причинах, мешающих развитию лизинга недвижимости, компании предпочитают умалчивать о том, как они с ними справляются, ссылаясь на то, что именно этот опыт и является их конкурентным преимуществом.

Будущее лизинга за компаниями при банках

Столичные компании не считают местные серезными конкурентами и указывают на то, что пока у региональных игроков есть лишь одно конкурентное преимущество - они выигрывают по быстроте принятия решений, заявляет Елена Кочетова. Однако, как прогнозируют участники рынка, скоро местные компании лишатся преимущества по оперативности  филиалы уже сейчас готовы предоставить услуги, по скорости принятия решения не уступающие самарским фирмам, и более дешевые и длинные ресурсы. Регионалы в свою очередь, стараясь противостоять столичным игрокам, чаще заключают соглашения о сотрудничестве  если в одной организации не могут помочь клиенту, его переправляют в другую самарскую фирму. При этом все договоренности между организациями носят исключительно устный характер, так как, по словам Дмитрия Семина, письменные соглашения обязывают и мешают. По мнению экспертов, в дальнейшем развитие рынка будет идти в основном за счет федеральных структур и лизинговых компаний, работающих при банках. В Самаре такие структуры уже работают, но пока не очень активно («Сбербанк- инвестстрой», «Райффайзенлизинг», «БарсЛизинг» и др.). «Число местных игроков не будет увеличиваться, а если и будет, то незначительно. Зато приход общероссийских игроков будет происходить активно, в больших количествах»,  комментирует Максим Моисеев. Дмитрий Семин прогнозирует вариант, когда мелкие фирмы будут вытеснены крупными.

Лизинг это вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга юридическим лицам за определенную плату и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем.
Оперативный лизинг это арендные отношения, при которых расходы лизингодателя, связанные с приобретением и содержанием даваемых в аренду предметов, не покрываются арендными платежами в течение одного лизингового контракта.

Самое читаемое
  • Китайский чат-бот уронил состояние богатейших людей мира на $108 млрдКитайский чат-бот уронил состояние богатейших людей мира на $108 млрд
  • Суды приостанавливают деятельность магазинов сети «Светофор» по искам РоспотребнадзораСуды приостанавливают деятельность магазинов сети «Светофор» по искам Роспотребнадзора
  • Блогеры спровоцировали «вирусный» спрос на дубайский шоколадБлогеры спровоцировали «вирусный» спрос на дубайский шоколад
  • На набережной Городского пруда в Екатеринбурге восстановят лодочную станциюНа набережной Городского пруда в Екатеринбурге восстановят лодочную станцию
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.