Лизинговые компании идут за «вторичкой»
Финансовый кризис сильно «подчистил» рынок лизинговых услуг. При этом стоянки дилеров забиты техникой, но из-за отсутствия оборотных средств и невозможности получить долгосрочный кредит потребители
эксперты
Евгения Долгополова
заместитель полномочного представителя по Поволжью ЛК «Медведь»
Андрей Закопаев
директор приволжского дивизиона группы компаний «Интерлизинг»
Елена Кунгурякова
начальник отдела продаж ООО «АвтоМазСервис»
Максим Моисеев
директор самарского филиала ЛК Europlan
Дмитрий Семин
заместитель директора Поволжской лизинговой компании
Юлия Тарасова
директор департамента маркетинга компании «CARCADE Лизинг»
Смогут ли федералы захватить рынок лизинговых услуг Самары?
Почему в условиях кризиса растут продажи вторичной техники?
Год назад, оценивая местный рынок лизинга, опрошенные «ДК» эксперты отмечали его впечатляющую позитивную динамику и говорили о благоприятных условиях для развития этого вида бизнеса. В отдельных сегментах рынка рост достигал 100% в год, Самара стала лакомым кусочком на картах региональной экспансии федеральных компаний. Тогда эксперты полагали, что новые участники смогут закрепиться на местном рынке лизинговых услуг, поскольку он еще до конца не сформирован и далек от насыщения. Предполагалось, что лизинг будет развиваться подобно банковскому сектору: большое количество игроков и, соответственно, жесткая конкуренция. По различным оценкам, за 2-3 ближайших года количество участников рынка должно было достигнуть 70-100. Однако сегодня в Самаре активно работают примерно 20-30 компаний-лизингодателей.
Как замечает директор департамента маркетинга компании «CARCADE Лизинг» Юлия Тарасова, особенно завидную динамику демонстрировали сегменты автолизинга, лизинга строительной и специализированной техники. «Доступ к длинным и дешевым деньгам и высокий спрос на услуги лизинга создавали все условия для процветания отрасли», — подчеркивает эксперт.
Финансовый кризис хоть и не подвел жирную черту под планами успешного развития рынка лизинговых услуг, но на некоторое время отсрочил их выполнение. Эксперты говорят о кардинальном изменении конъюнктуры этого рынка. Лизинговые компании одними из первых ощутили на себе влияние банковского кризиса ликвидности. «Первая волна финансового кризиса отразилась прежде всего на слабых игроках, лизинговый портфель которых не был достаточно сбалансирован, — говорит Юлия Тарасова. — В условиях перекрытого доступа к источникам фондирования такие компании оказались не в состоянии продолжить финансирование лизинговых проектов». Еще одним результатом первой волны кризиса стало сокращение количества лизинговых предложений и ужесточение условий при заключении договоров лизинга. Но те компании, которые в докризисный период уделяли особое внимание управлению рисками и следили за ликвидностью своего лизингового портфеля, по мнению г-жи Тарасовой, наоборот, смогли не только выдержать первый удар, но и улучшить свои позиции на рынке.
Вторая волна кризиса связана с нестабильной ситуацией в области экономики в целом. Эксперты утверждают, что спрос на услуги лизинговых компаний заметно упал. «По вполне понятным причинам: снижение темпов экономики, нехватка ликвидности, сокращение строительства — сегодня уменьшается и количество лизингополучателей. Но поскольку многие лизинговые компании покидают рынок, оставшиеся игроки, а это прежде всего федералы, не испытывают острого дефицита в клиентах», — рассуждает директор самарского филиала ЛК Europlan Максим Моисеев. По его мнению, сегодня осталось несколько компаний, которые реально финансируют лизинговые сделки. «Все остальные практически остановили свою работу, либо совершают операции для своих очень надежных базовых клиентов в разовом режиме», — поясняет он.
Об этом факте говорит и заместитель директора Поволжской лизинговой компании Дмитрий Семин: «Поскольку банки не предоставляют кредиты, большинство лизинговых компаний «сидит» на своих портфелях, дорабатывая сделки, которые они заключили в прошлом. Исключением являются только лизингодатели, которые находятся при банках и являются их неотъемлемой частью. У них есть возможность получать средства для финансирования лизинговых сделок. Частные компании, которые не принадлежат какой-либо финансовой структуре, сегодня не работают на позитивную динамику».
По некоторым экспертным оценкам, из 340 региональных представительств крупнейших лизинговых компаний, разбросанных по регионам России, сегодня реально работает лишь каждое третье. Участники рынка выделяют несколько стратегий поведения лизинговых компаний в условиях кризиса. Одни полностью свернули свою деятельность в регионе. Другие сократили количество филиалов и допофисов, например, московская лизинговая компании ONZA оставила только офис в Тольятти, отказавшись от самарского. Третьи закрывать филиал не стали, но по максимуму сократили количество сотрудников, оставив в штате одного-двух человек. Эти компании присутствуют в Самаре, но заметной активности не проявляют.
Как отмечет директор приволжского дивизиона группы компаний «Интерлизинг» Андрей Закопаев, еще год назад потребителям приходилось по нескольку месяцев ждать, пока уже купленная техника придет на склад поставщика от производителя. Финансовый кризис свел эту проблему к минимуму: на складах скопилось большое количество техники. «Теперь такое изобилие, что поставщики делают все возможное, чтобы ее реализовать», — говорит г-н Закопаев. Но кризис породил и новые проблемы: из-за отсутствия оборотных средств и невозможности получить кредит потребители не могут приобрести необходимую технику. «Если раньше были средства, но техники не было или приходилось ее долго ждать, то кризис развернул ситуацию ровно наоборот, — замечает г-н Закопаев, — теперь главная трудность связана с длиной денег, их стоимостью и, соответственно, наличием их у покупателя».
По мнению опрошенных «ДК» экспертов, многие строители сделали слишком большую ставку на кредитные схемы приобретения техники и одорудования. Соответственно, вложив финансовые средства в технику, необходимую для строительства, и не имея сегодня возможности реализовать свои проекты, компании-застройщики не могут платить кредиторам. В круговорот неплатежей попало огромное количество компаний-субподрядчиков, арендных компаний, поставщиков строительной техники, которые за счет кредитов закупили технику на склад и теперь не могут ее продать.
Финансовый кризис привел к тому, что уменьшился объем лизингового рынка. Так, по данным Юлии Тарасовой, сегмент лизинга железнодорожного автотранспорта, который по итогам 2007 г. занимал лидирующую позицию во всей отрасли, сократился с 26% до 13%. Уменьшилась доля лизинга грузовых автомобилей. Динамично растущий спрос в этом сегменте в связи со снижением платежеспособности клиентов обернулся резким спадом. Интерес лизингополучателей сдвинулся в сторону более экономичных, доступных по цене автомобилей. Заместитель полномочного представителя по Поволжьб ЛК «Медведь» Евгения Долгополова оценивает падение сегмента лизинга строительной и спецтехники примерно на 25-30%. Также заметно сдал свои позиции сегмент лизинга нефтеперерабатывающего оборудования.
Увеличивающийся процент дебиторской задолженности по лизинговым договорам, заключенным в 2007-2008 гг., провоцирует большое количество отказов от техники. «В условиях, когда объемы строительства резко упали, строительным компаниям, которым необходимо расплачиваться по кредитам, выгоднее отказаться от своей техники», — комментирует тенденцию Евгения Долгополова.
Несмотря на то что массовый отказ от техники — безусловный минус для рынка лизинговых услуг, эксперты видят в этом и положительные стороны. Благодаря кризису в России начинает формироваться цивилизованный внутренний рынок продажи бывшей в употреблении техники. «До кризиса у нас этот сегмент рынка был практически не развит, — говорит Андрей Закопаев. — Конечно, привозилась техника из США и Европы, но потребитель не знал ее реальную остаточную стоимость». По словам экспертов, сегодня внутренний рынок стал предлагать большое количество качественной бывшей в употреблении техники импортного и отечественного производства. «Скорее всего, в ближайшее время новая техника закупаться не будет, — прогнозирует г-н Закопаев. Потребителям выгоднее приобретать изъятую технику. К тому же, поскольку такая техника уже в собственности лизинговых компаний, на нее проще получить финансирование».
То, что в кризис потребители приобретают более дешевую вторичную технику, подтверждают и дилеры. Например, по словам начальника отдела продаж ООО «АвтоМазСервис» Елены Кунгуряковой, из четырех проданных компанией в феврале единиц техники, три относятся к категории бывших в употреблении.
При этом некоторые эксперты прогнозируют проблемы с реализацией строительной и специальной техники китайского производства. «Эта техника считается одноразовой, у китайцев не налажен сервис, да и качество их машин заметно ниже российских аналогов. Китайская техника в ближайшее время в лизинг выдаваться не будет, потому что ее невозможно продать на вторичном рынке», — считает Андрей Закопаев.
Но есть и другая точка зрения. Максим Моисеев, не оспаривая тенденцию формирования российского рынка вторичной спецтехники, исключает возможность полного ухода с него продавцов китайских машин. «Несомненно, определенный процент покупателей они потеряют, — рассуждает он. — Но «китайцы» очень агрессивно зашли на рынок спецтехники, значительно оттянув на себя покупателей российских машин, того же «КаМАЗа» или «МАЗа». В условиях кризиса, конечно, доля рынка китайских производителей сократится, но я уверен, что крупнейшие операторы останутся на рынке».
Эксперты прогнозируют, что финансовый кризис «почистит» рынок лизинга строительной и специальной техники. «То, что происходит сейчас, в целом, неплохо, — размышляет Андрей Закопаев. — Эти изменения позволяют оптимизировать бизнес-процессы, сбросить «лишний жирок», который был накоплен в предшествующие несколько лет, наладить работу с «вторичкой», улучшить работу с рисками».
Эксперты крайне неохотно говорят о развитии рынка в период кризиса. «Степень неопределенности сейчас очень высока, и прогнозы можно давать максимум на квартал вперед», — считает Юлия Тарасова. По ее мнению, ситуация на рынке лизинга будет зависеть от стабилизации внешней среды, а также от состояния смежных рынков. Эксперт приводит в пример рынок автолизинга, зависящий от авторынка в целом. Последнему в текущем году предсказывают сокращение от 25% до 55%. Однако в 2009 г. лизинговая отрасль может рассчитывать на государственную поддержку. Г-жа Тарасова прогнозирует, что средства, выделенные из бюджета, направят на восстановление секторов, обслуживающих окологосударственные структуры: агропромышленный комплекс, коммунальное хозяйство, отечественное машиностроение. И, соотвестветственно, в выигрыше в первую очередь останутся окологосударственные или связанные с финансовыми институтами лизинговые компании, а независимые игроки ощутят поддержку государства в меньшей степени.
«Все понимают, что в ближайшее время такого бума развития лизинга, как еще год-два назад, не будет», — говорит Андрей Закопаев. По его мнению, ситуация на рынке во многом будет определяться ценой на нефть и политикой Центробанка по отношению к рублю. «Коммерческим банкам необходимо перестать «сидеть» на деньгах, и, наконец, начать выдавать долгосрочные кредиты», — отмечает эксперт. Он также рассчитывает на государственные заказы, которые позволят оживить рынок спецтехники, а значит, и увеличить количество лизинговых сделок.