Лизинговые компании теряют доход
В борьбе за клиентов лизинговые компании забывали о собственных рисках и теперь не могут собрать долги Денис Рылкин директор Лк «Ротор-Лизинг» МИНУС Для лизингового рынка самыми благо
директор Лк «Ротор-Лизинг»
Вообще основные проблемы у лизинговых компаний начались с сентября-октября, когда банки прекратили финансирование новых проектов и ЛК осталось работать только с уже существующими кредитными линиями. Это значительно затруднило работу лизинговых компаний.
В связи с отсутствием финансирования новых проектов многие столкнулись с уменьшением лизинговых портфелей своих компаний. Снижение доходов также связано с тем, что банки сильно повысили ставки на уже выданные кредиты. Из-за этого лизинговые компании вынуждены повышать ставки и для своих клиентов, а это требует времени, в течение которого ЛК продолжают терять свой доход. При этом не всегда получается увеличить размер выплат для клиентов: иногда последние являются ключевыми партнерами компании, поэтому для сохранения данного статуса приходится намеренно отказываться от повышения, опять же теряя доход.
Потери лизинговых компаний связаны и с еще одним фактором: многие из них в экономически благополучное время работали по схеме перекредитования. Лизинговая компания брала под низкий процент кредит на год, а с клиентом заключала договор на 3 года. Через год ЛК рассчитывалась с одним банком, приобретая кредит в другом под более низкие проценты. Сейчас компании с короткими позициями не могут продлить их, то есть взять новый кредит, и, естественно, остаются в проигрыше. В плюсе же будут те, кто не гнался за кратко- временным выигрышем и имел стабильные длинные позиции по финансированию.
Еще одна проблема лизинговых компаний, которая усугубила кризисное состояние, — это рост просрочек лизинговых платежей. Когда деньги были дешевыми, была борьба за клиентов, в которой хороши были все методы. Мы знаем, что многие ЛК работали с далеко не самыми благонадежными клиентами, не использовали поручительства, без внимания относились к возможным рискам. В итоге сейчас они оказались незащищенными от роста дебиторской задолженности и получили большие долги.
Наша компания, естественно, также ощутила кризисное воздействие на себе, но мы быстро адаптировались к работе в новых условиях. Действие кризиса мы не ощущаем в полной мере, так как имеем высоколиквидный портфель и у нас отсутствуют короткие кредиты, которые необходимо срочно закрывать. Роста дебиторской задолженности практически нет, у нас всегда были строгие критерии отбора клиентов и грамотное управление рисками. К тому же по большей части мы работаем в сфере дорожного строительства, которая финансируется государством.
Я считаю, что компаниям, у которых не сбалансированы пассивы и активы и большая доля кредитов была в валюте, придется уйти с рынка, в итоге конкуренция станет, с одной стороны, меньше, с другой — выйдет на более высокий, профессиональный уровень.
Еще один плюс для оставшихся на рынке компаний — это возможность набрать в штат квалифицированных специалистов, сформировать коллектив профессионалов, которые будут работать в одном месте. Если полгода назад я не мог найти достаточно подготовленных работников, сейчас этой проблемы нет.