Магазины испытали сбой в поставках из-за введения сбора с большегрузов
С 16 по 19 ноября магазины недополучили порядка 10% товаров. Причиной тому стала начавшаяся забастовка дальнобойщиков, которые выступали против введения платы для большегрузов на федеральных трассах.
Серьезные недопоставки товара были замечены сразу в нескольких категориях: сахар и сахарозаменители, косметика, макаронные изделия и снеки. Из-за забастовки дальнобойщиков на прилавки поступило от 3 до 9% меньше данных товаров, рассказали в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). В целом с 16 по 19 ноября 2015 года до розничных точек и складов не было довезено вовсе или доставлено с опозданием от 1 до 9% продукции.
Поставщики хлебобулочных и мучных изделий, чая, яиц, рыбы и рыбных товаров, детского питания, а также алкогольных и слабоалкогольных напитков задержали или не поставили 1–3% товаров. Меньше 1% недопоставок пришлось на кондитерские изделия, бытовую химию, молочные продукты, мясо и овощи. Основные проблемы с недопоставками испытали розничные магазины в Москве и Московской области - недопоставки в этих регионах составили 45% всего объема.
Между тем и ритейлеры, и представители логистических компаний ранее предупреждали, введение платы за проезд по федеральным трассам для большегрузов может вызвать перебои с поставками товара в торговые сети. Дело в том, что плата должна вноситься через специальную систему «Платон», а бортовые устройства, читающие ее, есть далеко не у всех компаний. Соответствующее оборудование имеется лишь у крупных игроков рынка: «Магнит», X5 Retail Group и др. Такие ритейлеры как «Лента» или «Дикси» его не имеют.
17 ноября ассоциация поставщиков «Руспродсоюз» обратилась к двум крупнейшим ассоциациям российских ритейлеров — АКОРТ и Союзу независимых сетей с просьбой воздержаться от штрафов за недопоставку товаров, связанных с проблемами у автоперевозчиков. Некоторые из них, опасаясь быть оштрафованными за неуплату дорожного сбора, вообще отказались от перевозок грузов по Москве и Московской области.
Пока неизвестно, будут ли ритейлеры массово штрафовать поставщиков. Единого решения не будет, поскольку у каждой торговой сети свои формы договоров с поставщиками, пояснили в АКОРТ.
Напомним, с 15 ноября с владельцев грузовиков максимальной массой свыше 12 т начали взимать плату за проезд по федеральным трассам. Перевозчики должны вносить сбор через систему «Платон». Перед рейсом транспортные компании обязаны зарегистрировать автомобили на сайте «Платона» и перед рейсом пополнить счет в личном кабинете системы. Чтобы происходило списание денег со счета, перевозчики либо оформляют маршрутную карту, либо устанавливают бортовое устройство, которое через спутник фиксирует проезд по федеральным трассам. Пока 1 км пути стоит 1,53 руб., а с 1 марта 2016 года цена вырастет до 3,06 руб.
Читайте также: Забастовка дальнобойщиков 11 ноября 2015: какими будут последствия для экономики РФ