Михаил Матовников:«У акционеров банков заканчиваются деньги»
Быстрый рост финансового рынка поймал владельцев банков в ловушку — ежегодно они вынуждены инвестировать сотни миллионов рублей, иначе банк перестанет соответствовать нормативам достаточности капит
досье
Михаил Матовников
гендиректор Центра экономического анализа «Интерфакс», гендиректор «Интерфакс Бизнес Сервис»
Образование: Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов (1992-1997);
аспирантура Центрального экономико-математического института РАН (1997-2000);
кандидат экономических наук.
Карьера: вице-президент, руководитель направления рейтингов российских финансовых институтов международного рейтингового агентства Moody,s (2001-2004);
ведет курс Investor Relations программы подготовки сертифицированных специалистов по связям с инвесторами Investor Relations Society (Велико- британия) в России; читает лекции в ГУ «Высшая школа экономики», член экспертного совета журналов «Риск-менеджмент», «Банковское дело», «Деньги и кредит», «Финансовая аналитика: проблемы и решения».
Специализация: член экспертного совета при председателе Центрального Банка РФ, член экспертного совета Агентства по страхованию вкладов, член экспертного совета при Совете Федерации РФ, член экспертного совета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).
Достижения: автор и соавтор 4 книг и более 200 статей, опубликованных в российских и иностранных экономических журналах.
Где берут деньги для постоянного увеличения собственного капитала?
Что лучше — продать долю иностранному инвестфонду или сразу выйти на IPO?
Средненький региональный российский банк сегодня — это около 10 млрд руб. активов и 1 млрд собственного капитала. При росте рынка в 50% через год получаем 15 млрд активов. Значит, капитал нужно увеличить на 500 млн руб. Допустим, прибыль составит 20% от капитала, или 200 млн руб. А это означает, что 300 млн руб. акционерам придется выложить из своего кармана.
Хотя норматив был введен давно, проблема становится все острее с каждым годом, так как активы банков и, соответственно, потребности в финансах все больше. Кроме того, банковская реформа резко сократила для банков возможности искусственного завышения величины капитала за счет различных схем.
— Темпы роста активов будут сокращаться каждый год из-за насыщения рынка, годовой прирост активов в размере 20-25% — это грань, когда теоретически их станет возможно перекрывать за счет прибыли. По данным исследования «Интерфакса», это время наступит через 3-4 года, когда чистые активы банков достигнут уровня в 80% ВВП. За это время основные источники финансов для вложений в капитал изменятся. Большинство российских банков возникло для обслуживания финансово-промышленных групп компаний (ФПГ), появившихся вокруг удачно приватизированных предприятий. В прошлом как раз бизнесы ФПГ становились донорами для банков, участвуя в допэмиссиях либо предоставляя субординированные депозиты . К настоящему времени возможности таких вливаний истощились: банкам тяжело конкурировать с более доходными направлениями бизнеса ФПГ. Постоянно отнимать деньги у девелоперского подразделения, чтобы увеличивать капитал банка? Большинству акционеров это будет не очень удобно. В какой-то момент у них просто заканчиваются деньги или терпение.
— Конечно же, свои бизнесы кредитуют. Однако льготные условия означают, что прибыль банка будет падать, как и возможности для будущих вложений в собственный капитал. А потом еще придет проверка Центробанка и начнет проверять сделки с подозрительно низкими ставками.
Искусственные схемы увеличения капитала были крайне популярны до 2004 г. Например, кредитные: заемщику выдавали кредит, а он вносил эти деньги в собственный капитал банка. Это делалось с разной степенью прозрачности. Иногда — длинно и запутанно, а иногда аудитор в своем отчете писал: внимание, имеет место кредитная схема. Например, аудиторская компания Arthur Andersen (она обанкротилась потом из-за скандала с Enron) в России показала себя как очень хороший банковский аудитор. В частности, Arthur Andersen написал такое про ГУТА-Банк, когда банк еще был, а сам Arthur Andersen не лишился аудиторской лицензии. С 2004 г. кредитные схемы почти не используются в результате тех новаций в банковском регулировании, которые связаны с именем ныне покойного зампредправления Центробанка Андрея Козлова.
Многие владельцы ФПГ для себя уже открыли, что если основной бизнес стабильный, то ему гораздо легче привлекать финансы в сторонних, а не собственных кредитных организациях. В Москве с этого и начался стратегический переворот в банковской системе, который распространяется по всей РФ, поясняет Михаил Матовников. Банки были абсолютно кэптивными, а потом вдруг выяснилось, что их главные акционеры имеют свободный доступ к кредитам не только в других российских, но и иностранных банках. Затем рейтинговые агентства начали подталкивать ФПГ к выводу части средств из своих банков. Зачем держать деньги в аффилированной кредитной организации, рейтинг которой намного ниже, чем рейтинг головного предприятия группы? Иметь долю операций со связанными сторонами выше 10% для банка к настоящему моменту стало абсолютно неприлично. В результате отношение акционеров к собственным банкам круто изменилось.
— Владельцы сказали банкам: «Нам ваши льготные кредиты по бешеным ставкам не нужны, мы спокойно можем взять кредиты за рубежом. За деньгами — идите в рынок!» Классический пример — нефтяная компания «ТНК», которая сначала обслуживалась в Альфа-Банке, а потом начала кредитоваться в иностранных банках по ставке Libor + несколько процентов. «Альфа-Групп» уже давно не увеличивает капитал Альфа-Банка. «Газпром» не участвует в допэмиссиях Газпромбанка, этим занимаются другие, хотя и аффилированные к «Газпрому», структуры. Некоторые ФПГ по этому поводу даже избавились от принадлежавших им банков, например, «Северсталь» свой Меткомбанк продала Промстройбанку. Однако в большинстве случаев, когда привлекают внешнее финансирование, продают не весь банк, а лишь его часть.
— Достаточно типично, когда покупку доли в банке сначала предлагают партнерам, например крупным клиентам, которым тоже хочется поучаствовать в быстрорастущем финансовом бизнесе. Однако скоро оказывается, что их круг не закрывает всех потребностей в капитале в долгосрочной перспективе. Если продать 10% акций по максимально возможной цене, то есть в 4 раза дороже номинальной стоимости, капитал увеличится только на 40%. В текущих условиях это даст 1,5 года отсрочки, а потом снова возникнет необходимость увеличения капитала. Не исключено, что до окончательной стабилизации рынка придется продать более 30% акций банка, а это уже больше блокирующего пакета. Как вариант: привлекают несколько разных финансовых (портфельных) инвесторов, каждому из которых достается небольшой пакет. Например, в казахстанском банке «БТА» (ранее — «Банк Туран Алем») 9 акционеров с более 5% акций, но ни один из них не имеет более 10%-ного пакета. Проще всего найти портфельного инвестора среди иностранных фондов.
Какие зарубежные инвестфонды сейчас наиболее заинтересованы в российском финансовом секторе?
— Множество. Самые популярные — Европейский банк реконструкции и развития, IFC, East Capital, RenFin Fund, Delta, Oliver Limited и DEG. Крупнейшие инвестиционные банки, такие как J.P. Morgan и Deutsche Bank, имеют аффилированные структуры, предназначенные для инвестиций в финансовый сектор. Многие из фондов приносят с собой не только деньги, но и компетенцию, например, упрощают размещение облигационных займов на западных рынках. Вопрос в том, что они попросят взамен на участие в капитале: какие будут финансовые условия, захотят ли еще и управлять банком, поставив в совет директоров своего представителя. Все фонды отличаются, нет простых советов, как выбрать среди них правильный.
Для акционеров банка главная сложность — четко знать, что предложить фонду, но не в смысле размера пакета акций и его стоимости. Необходимо объяснить, что это за банк, почему он растет и будет расти в будущем, каковы стратегия и менеджмент. Большинство, даже будучи объективно успешными, не всегда представляют, почему они успешны. Нет понимания, в чем фишка. Со своей стороны, все фонды рассматривают сразу несколько проектов, поэтому, если к ним приходит абсолютно не готовая контора, переговоры могут продолжаться вечно.
В свое время я работал рейтинговым аналитиком по коммерческим банкам. Выглядит это так: приходят люди и раз за разом рассказывают одно и то же. Внутри банка они потратили годы, чтобы изобрести колесо. Хуже того, они наняли аудиторов, которые за большую сумму написали стратегию под копирку. В банке не знали, что исполнители просто поменяли логотип на документе, но в рейтинговом-то агентстве эту стратегию уже читали, причем не раз. Главная проблема investor relations — люди пытаются сообщить вещи, которые не производят никакого впечатления на тех, кто насмотрелся. А любой типичный инвестиционный фонд — насмотрелся.
Вот еще пример из рейтинговой практики. Приходишь в московский банк и спрашиваешь: «Кто ваши клиенты?» Они отвечают: «Вот, пожалуйста, крупнейшие российские торговые компании: «Эльдорадо», «М. Видео», «Старик Хоттабыч», «Седьмой континент», «Пятерочка». Все они берут у нас кредиты». Приходишь в другой банк с тем же вопросом, получаешь такой ответ: «Все крупнейшие компании у нас: «Пятерочка», «Седьмой континент», «Старик Хоттабыч»» Когда встретишься с десятью банками и услышишь один и тот же список клиентов, становится понятно, что для них каждый из них — очень важный заемщик, от которого зависит благополучие бизнеса. Но сами ритейлеры берут деньги во многих банках, чтобы ни от кого не зависеть. Они могут уйти в любой момент. Когда главное преимущество банка в том, что он кредитует те же компании, что и конкуренты, я точно знаю, что никаких уникальных конкурентных преимуществ у этого банка нет.
— Банки — это бизнес, который очень легко копировать. Ничего феноменально сложного в финансовых продуктах нет. Поэтому как бы менеджмент ни изматывал себя, его идеи могут скопировать за вечер. Нужно искать нетиражируемые вещи. Конкурентные преимущества всегда уникальны и вполне осязаемы, это не виртуальное «чутье и развитая интуиция менеджмента». Например, «фишкой» может быть развитая региональная сеть в малых городах, где, кроме отделения данного банка и Сбербанка, нет никого, а новым игрокам заходить уже поздно: емкость рынка исчерпана, да и нет подходящих по стандартам Центробанка помещений. Или это могут быть какие-то особенные партнерства: например, у Связьбанка с «Почтой России», что позволяет ставить банкоматы по всем почтовым отделениям. В поиске «фишек» региональным банкам проще, чем московским: они исторически обладают лучшими помещениями в центрах городов-миллионников, солидными долями рынка в домашнем регионе, знают местных заемщиков намного лучше, чем пришедшие московские игроки.
— Практика показывает, что если провести нормальный маркетинг, встретиться со многими фондами, хорошо себя подать, то за участие в банке возникнет конкуренция. С другой стороны, если воспользоваться услугами не того консультанта, есть риск потерять больше, чем получишь. Как правило, у всех крупных финансовых организаций, от ЕБРР до «Тройки Диалог», есть собственные консультационные подразделения. Они предлагают в комплексе и разработку стратегии, и подготовку банка к сделке, и в итоге участие в уставном капитале. Банкиры нередко соглашаются с примерно такой аргументацией: «Здесь гарантированные деньги, которые мы получим сегодня. Не лучше ли синица в руках?» Чтобы решить свои проблемы быстрее, люди сплошь и рядом недооценивают свои потребности в капитале, соглашаются на требования по достижению показателей, потом не выполняют их и теряют на штрафных санкциях.
У посредников может быть немало конфликтов интересов с владельцами банка. Причем размер комиссионных — не самый страшный из них. Когда финансовый посредник является одновременно инвестором нескольких банков, возникают проблемы конкуренции, риски, связанные с раскрытием коммерческой информации. Или посредник может готовить банк под свой фонд и сокращать конкуренцию со стороны других потенциальных участников сделки, лишая собственников банка возможности маневра в переговорах. Если для независимого консультанта заинтересованность заключается только в размере вознаграждения, то для аффилированного вопрос «сколько срубим на комиссии?» блекнет перед другим: «а сколько мы заработаем на том, что купим долю в банке дешевле?». Люди обсуждают, будет ли сделка осуществлена с коэффициентом 2,5 или 2,6 от капитала, но в абсолютном выражении эта одна десятая — миллионы долларов.
Инструмент, который решает проблему с капиталом надолго, — публичное размещение акций, IPO. На бирже можно разместить сначала небольшую долю акций банка, а затем продавать небольшие пакеты по мере необходимости. Это дает основным акционерам возможность быстро реагировать на потребности в капитале. А поскольку акции банка станут ликвидными, собственники в любой момент будут знать, сколько имеют в деньгах. Кроме того, IPO — оптимальный способ для вывода иностранных фондов частных инвестиций из состава акционеров. К публичному размещению готовятся многие банки.
— Размещение имеет смысл, если его объем превысит $50 млн. При первичном размещении, как правило, продают не более 20% капитала. Соответственно, минимальная капитализация банка, при которой имеет смысл идти на биржу, — $250 млн, что при оценочном коэффициенте стоимости 4 (эта оценка сейчас кажется уже недостижимой, хотя всего полтора года назад бывали коэффициенты и повыше) даст чуть больше $60 млн собственного капитала. Эти 60 млн — самый минимум, оптимальный минимум собственного капитала — от $100 млн. Надо сказать, что банки находятся в более выгодном положении, чем предприятия реального сектора. С активами в 15 млрд руб. уже можно начинать готовиться к размещению на бирже. Для производства эквивалентного размера с выручкой около 7 млрд такая возможность не всегда доступна.
— Нельзя провести IPO и мгновенно забыть про него, занявшись только собственным бизнесом. Придется заниматься взаимоотношениями с инвесторами, создавать для этого отдельный департамент, становиться более публичной компанией. Банку нужно будет показывать свои планы, продукты, прогнозы темпов роста, выполнять целевые показатели. Если инвесторы видят, что банк вырос за год в 2 раза, и убеждены, что завтра вырастет еще на столько же, то не будут высказывать недовольства, когда совет директоров порекомендует им на этот раз не выплачивать дивидендов.
— Ничего не гарантировано, если менеджмент и акционеры наломают дров. Но если они сегодня не будут предпринимать никаких действий, то в любом случае потеряют бизнес. Что касается рисков, то могу лишь сориентировать: большинство региональных банков по шкале Moody,s будет иметь рейтинги, эквивалентные B3 или B2, что соответствует вероятности банкротства порядка 20% на протяжении 10 лет.
Получив сейчас доступ к источникам финансирования, фондам и IPO, владелец банка остается главным акционером, председателем правления. В противном случае есть возможность продать банк, лицензию и отправиться на Канары либо заняться другим видом бизнеса. Но для молодого и полного сил акционера, который хочет сделать из своего банка что-то новое, выход на IPO или поиск финансового инвестора — необходимость.
Банки капитализируются за счет прибыли и допэмиссий
Допэмиссии и выплаты дивидендов некоторых региональных банков в 2007-2008 гг.
Банк
|
Дивиденды
|
Допэмиссии
|
АвтоВАЗбанк
|
По итогам 2006 и 2007 гг. не выплачивались
|
В 2007 г. провел допэмиссию объемом около 1 млрд руб., в результате которой состав акционеров изменился
|
НТБ
|
Дивиденды выплачивались только по привилегированным акциям: в размере 254 тыс. руб. по итогам 2006 г. и 224 тыс. руб. по итогам 2007 г. Кроме того, более 5,5 млн руб. каждый год направлялось на премии менеджменту через фонд социальных выплат
|
В 2007 г. допэмиссию приобрел стратегический инвестор — Внешэкономбанк, получив примерно 25%-ный пакет за 249,9 млн руб.
В 2008 г. была проведена следующая допэмиссия, и ВЭБ получил контрольный пакет, а доля предыдущего владельца НТБ Владимира Каданникова сократилась с 52,66 до 36,7%. Сейчас планируется допэмиссия объемом 1,2 млрд руб.
|
Газбанк
|
За 2006 г. выплачено округленно 558 млн руб. дивидендов, за 2007 г. — 703 млн руб.
|
В 2008 г. провел допэмиссию объемом 1 млрд, которую в пропорциональных долях выкупили акционеры
|
Первобанк
|
За 2007 г. и I п/г 2008 г. на выплату дивидендов года направлено более 402 млн руб.
|
За данный период провел свою вторую и третью допэмиссии объемом 600 млн руб. и 1 млрд руб. соответственно. Уже зарегистрирован выпуск бумаг для четвертой доп-
эмиссии объемом 1,5 млрд. Кроме того, один из акционеров, ООО «Левит», выдал банку субординированный депозит объемом 750 млн и сроком на 7 лет |
ФИА‑Банк
|
За 2006 г. дивиденды были выплачены только по привилегированным акциям, за 2007 г. — по привилегированным и обыкновенным акциям. Размер выплат в банке не раскрывают
|
Весной 2008 г. провел допэмиссию, в результате которой 19,9%‑ный пакет в банке за 570 млн руб. приобрел швед-
ский инвестфонд группы East Capital |
«Волга‑Кредит»
|
По итогам 2006 и 2007 гг. дивиденды не выплачивались
|
Допэмиссии не проводились
|
Субординированные депозиты — депозиты, которые учитываются при расчете собст- венного капитала банка. Вкладчики СД в случае банкротства банка занимают предпоследнее место в очереди кредиторов — сразу перед владельцами бизнеса.