Мы все начнем жить по-честному
Нас хорошо тряхнет, и мы поймем реальную ценность активов и денег.Олег Стародубцев генеральный директор группы компаний «ПМ-инвест» МИНУС Симптомы локального кризиса были ощутимы весной, когда ст
Олег Стародубцев
генеральный директор группы компаний «ПМ-инвест»
МИНУС
Симптомы локального кризиса были ощутимы весной, когда стал притормаживать рынок недвижимости. Все начиналось с инструментов, которые завязаны не на продажи активов, а на продажи доходов с этих активов. Вместо того, чтобы на избыточные деньги развивать медицину и нанотехнологии, на Западе стали покупать и продавать доходы с ипотечных закладных, не создавая при этом реальных активов. Так появился «псевдорынок» производных финансовых инструментов.
Россия была уверена в себе, в своей кризисоустойчивости, потому что с точки зрения макропоказателей все вроде бы неплохо. Но нас трясет гораздо сильнее, чем мы думали. Индекс фондовой активности на Западе упал на 30-40%, а у нас на все 70%. Поэтому люди снова на какое-то время разочаруются в лучшей стороне капитализма.
Несмотря на то, что на рынках кризис ликвидности, гораздо больше мешает работать кризис недоверия. Очень многие банки имеют деньги на корсчетах, но они их никому не дают, и это приводит к ступору в экономике. Никто никому не верит. Лучше пересидим, переждем — вот что думают все, кто на деньгах. Бизнесмены находятся в состоянии напряженности, нервозности, правительство несколько запаздывает со своими решениями. Для бизнеса состояние неопределенности — это очень некомфортное состояние.
Финансовый сектор потеряет больше всех, потому что в этом секторе формируется стоимость активов. Люди очень сильно разочаруются в ценных бумагах. Им управляющие компании обещали: приносите свои накопления, мы их увеличим. И что? У них теперь отрицательная доходность, их клиенты потеряли деньги. Поэтому деньги населения уйдут в доллар и евро, в лучшем случае на банковские депозиты, и пару лет фондовому рынку придется заново завоевывать доверие.
Последние 2-3 года активно развивалось коллективное инвестирование. Но на фондовом рынке оказалось много финансово неграмотных людей, неискушенных обывателей, которые не понимали всю совокупность рисков вложений в ПИФы и ценные бумаги.
ПЛЮС
В сентябре все находились в шоке, сейчас эмоции уже улеглись. Все чаще слышу от коллег, что кризис — это, может быть, даже хорошо. Только это слово надо понимать правильно. Хорошо — значит, будем жить по-честному.
Кризис покончит с избыточностью потребления в стране. На примере Перми я часто задаюсь вопросом — а может, нам и не нужно столько автомобилей, сколько мы покупаем сегодня? Может, не нужно каждый год обновлять мобильный телефон? Мы еще не дошли до того уровня развития, чтобы полностью перенимать западные стандарты потребления. Я не хочу иметь 2-3 дома в Европе, 3 авто в гараже — зачем? Еще в школе нас учили, что деньги — это всеобщий эквивалент труда, а не мера удовлетворения потребностей. Поэтому надо исходить из такой схемы: сколько ты заработал, столько у тебя денег, а не из такой — сколько хочу машин и вилл, столько и куплю в кредит. Не надо забывать, что за все потребляемое надо платить, а далеко не у всех получится вовремя и в полной мере рассчитаться. Нас всех хорошо тряхнет, и мы поймем реальную ценность активов и денег. В последнее время мы стали торопиться жить, это неправильно. Меня раздражает количество Porshe в Перми — мы еще не заработали столько! Мы решили не «по-честному» зажить хорошо, нам рановато так жить. Мы не накопили еще столько опыта и знаний и не создали такого количества реальных активов. Многие считают, что, купив кусок коммерческой недвижимости и растущие на бирже акции, можно постоянно кататься отдыхать за границу и получать доход, ни черта не делая и не созидая. Сейчас этот порядок жизни несколько нарушится, и многие должны будут трудиться в лучшем смысле этого слова, просчитывать свои бизнес-проекты, глубоко вникать в проблемы и т. д. Произойдет сдвиг в шкале ценностей.
Выиграет тот, кто будет действовать по верно скорректированному плану и готов даже к пессимистичному сценарию. Мы в «ПМ-Инвесте» для себя определили алгоритм действий на ближайшие два-три года и тем самым нивелировали ситуацию недоверия с нашими партнерами. Наряду с организованным рынком ценных бумаг перейдем на неорганизованные рынки: будем помогать «расшивать» долговые схемы, сопровождать сделки передела собственности — и тут найдем своих клиентов в ситуации кризиса. Сконцентрируемся на развитии наших промышленных проектов. Через год-два организованные рынки потихоньку пойдут вверх. И мы продолжим развиваться как западный мир, просто не так быстро, как хотели.