Подписаться
Курс ЦБ на 25.01
98,26
103,18

Нацпроект вырастил продажи сельхозтехники

Рынок продаж сельхозтехники и оборудования в Самаре уже несколько лет демонстрирует позитивную динамику роста. Благодаря реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» у агропромышле

Рынок продаж сельхозтехники и оборудования в Самаре уже несколько лет демонстрирует позитивную динамику роста. Благодаря реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» у агропромышленных предприятий появилась возможность для обновления своего машинного парка.

 

 

Почему крупные агропромышленные холдинги предпочитают использовать импортную технику
Кому интересно финансировать сделки по покупке сельхозтехники
Как развитие новых агротехнологий влияет на продажи техники

 

 

эксперты
Сергей Гонсецкий
коммерческий директор бизнес-направления «Автомобили» корпорации «Веха»
Алексей Кечкин
директор ООО «Поволжская агротехническая компания» (ГК «Аликор»)
Олег Серянин
генеральный директор компании «Волга-Урал-Авто»
Алексей Сиротин
руководитель дополнительного офиса ЗАО «Европейская агротехника»
Наталья Суслова
директор самарского филиала ОАО «Первый Республиканский Банк»

 

 

Большинство продавцов сельхозтехники и оборудования говорит о том, что на региональном рынке наметилась тенденция технической модернизации сельского хозяйства. Так, по данным областного министерства сельского хозяйства и продовольствия, за период с 2005 по 2007 гг. местными предприятиями агропромышленного комплекса (АПК) ежегодно приобретались различные виды сельхозтехники и оборудования на сумму в 1,2-1,5 млрд руб. При этом эксперты отмечают, что объем продаж сельхозтехники в регионе стабильно растет. Если в 2005 г. в совокупном денежном выражении он составил 1,2 млрд руб., то уже через год этот показатель достиг уровня в 1,3 млрд, а в 2007 г. — 1,5 млрд. За 7 месяцев текущего года сельхозпроизводителями области приобретено 233 трактора, 160 зерноуборочных комбайнов, 11 кормоуборочных комбайнов и иной техники на сумму 1,4 млрд руб. Кроме этого, по оценкам областного минсельхоза, до конца года планируется дополнительно приобрести технику на сумму еще около 1 млрд руб. В перспективе, как считают специалисты министерства, совокупный объем средств, затраченных аграриями на покупку новой техники, должен достигнуть суммы порядка 4 млрд руб. Эта уверенность базируется на основе данных о реализации национального проекта развития АПК и ежегодно возрастающей платежеспособности сельхозтоваропроизводителей.

Между тем, по экспертным оценкам, в течение года из-за изношенности списывается порядка 10-12% областного парка сельхозтехники, а обновляется он примерно на 7-8%. Таким образом, несмотря на позитивную динамику продаж сельхозмашин, каждый год аграрии испытывают достаточно ощутимый дефицит техники на уровне 3-4% от необходимого. Столь значительная разница между количеством списываемой и приходящей на замену сельхозтехники позволяет сделать вывод о том, что потенциал самарского рынка продаж сельхозтехники и оборудования еще далеко не исчерпан. «На сегодняшний день о высокой конкуренции говорить не приходится, так как недостаточная техническая оснащенность сельхозпредприятий предполагает обширную сферу услуг для продавцов техники, различных банков и лизинговых компаний. Следовательно, клиентов хватит на всех», — замечает один из участников рынка.

Иностранная и российская техника работают в разных сегментах рынка

Эксперты выделяют порядка 15-20 компаний, которые можно причислить к лидерам местного рынка продаж сельхозтехники. Большинство из них работает не только в Самарской области, но и в других регионах РФ. При этом некоторые, как, например, корпорация «Веха», предлагают как отечественные, так и зарубежные марки сельскохозяйственной техники различного назначения. По словам коммерческого директора бизнес-направления «Автомобили» корпорации «Веха» Сергея Гонсецкого, в текущем году компания ставит перед собой задачу увеличить продажи сельхозтехники в несколько раз. В частности, если в прошлом году только прицепного оборудования (плугов, сеялок, культиваторов, опреснителей) «Веха» реализовала на сумму более 200 млн руб., то до конца 2008 г. объемы продаж этого вида оборудования планируется довести до 600 млн руб. «Сейчас, благодаря программе развития АПК и все большему распространению льготных схем кредитования, заметен повышенный спрос на технику сельскохозяйственного назначения. И мы не хотим отстать от существующих тенденций на рынке», — замечает г-н Гонсецкий. Несмотря на то что основной упор в продажах сельхозтехники приходится на машины отечественного производства («Веха» является официальным дилером Минского тракторного завода), компания пробует активно работать и с иностранной техникой. «Мы начали продавать итальянские трактора Lamborghini, из импортных машин предлагаем также трактора New Holland, — рассказывает Сергей Гонсецкий. — В продажах иностранной сельхозтехники у нас не так много опыта, как хотелось бы, но тенденции рынка и стремительное развитие инновационных технологий все чаще требуют обращать внимание на импортную технику. К сезону следующего года компания представит несколько импортных брендов по почвообрабатывающей и кормозаготовительной технике. Сейчас ведутся активные переговоры с производителями, занимающими лидирующие позиции в данных сегментах техники на мировом рынке. Зарубежные производители предъявляют достаточно жесткие требования к своим дилерам. Но мы понимаем, что потребность в иностранной сельскохозяйственной технике очень высока, несмотря на то что она в несколько раз дороже российских аналогов. Поэтому готовы идти на заключение дилерских договоров».

Другие компании занимаются продажей только импортной или только российской техники. В частности, ООО «Волга-Урал-Авто» является официальным дилером Ростовского завода сельского машиностроения. По словам генерального директора «Волга-Урал-Авто» Олега Серянина, около 70% прибыли компания получает от реализации зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов марки «Дон», остальную прибыль приносит продажа грузовиков КАМАЗ и различного прицепного оборудования. По оценке г-на Серянина, сейчас нет особой конкуренции между производителями российской и иностранной техники: «Это просто разные сегменты бизнеса, которые очень редко соприкасаются между собой». Олег Серянин приводит следующие данные: российский комбайн Acros-530 стоит в среднем порядка 4 млн руб., в то время как иностранные аналоги, например John Deere, — около 9 млн руб. «Конечно, иностранные комбайны мощнее и удобнее в работе, с более широким обхватом, — рассуждает г-н Серянин. — Но каждая техника рассчитана на определенную урожайность. Например, в Самарской области средняя урожайность составляет 15 центнеров с гектара, а, скажем, в Краснодаре этот показатель составляет 50 центнеров. Так, наверное, мощный импортный комбайн более полезен будет на юге, чем у нас, где его использование экономически нецелесообразно». Алексей Сиротин, руководитель дополнительного офиса ЗАО «Европейская агротехника» (дилер немецкого производителя CLAAS), согласен с точкой зрения, что зерно- и кормоуборочная техника отечественного и импортного производства практически не конкурируют между собой, поскольку уровень технологий, применяемых в производстве отечественного и импортного оборудования, несопоставим. При этом иностранную сельхозтехнику в основном покупают крупные агрохолдинги. Например, директор ООО «Поволжская агротехническая компания» (ПАК) (входит группу компаний «Аликор») Алексей Кечкин сообщил, что одним из основных видов деятельности предприятия является оказание услуг по уборке зерновых, бобовых культур, льна, подсолнечника хозяйствам Самарской области и других регионов РФ. В частности, в июне 2008 г. ПАК приобрела у компании «Агротекника Срл» (Италия) зерноуборочные комбайны New Holland для проведения уборочных работ в хозяйствах Самарской области, Ставропольского, Краснодарского края и Республики Карачаево-Черкесия. «Ранее уборка производилась на арендованных комбайнах, — рассказывает г-н Кечкин. — Но для улучшения качества и скорости уборки, а также привлечения новых клиентов и получения прибыли руководство компании приняло решение о покупке новой современной импортной сельхозтехники. Комбайны New Holland обладают высокой мощностью в 326 л. с., что позволяет увеличить выработку на одну единицу техники».

К продажам сельхозтехники приобщаются коммерческие банки

По оценкам минсельхоза Самарской области, крупнейшими компаниями в сфере лизинга сельхозтехники являются ОАО «Самараоблагропромснаб», ОАО «Россельхозбанк», ОАО «Росагролизинг» (его оператор в области — ООО «Приволжскагролизинг»). Как отмечают эксперты, после начала реализации национального проекта по развитию АПК у сельхозпроизводителей стало больше возможностей получить кредит, прежде всего за счет субсидирования государством части процентной ставки и более длинных сроков погашения кредитного займа. Участники рынка поясняют, что во многом рост продаж техники происходит за счет кредитов Россельхозбанка. Так, Алексей Кечкин рассказал, что его компания приобрела 45 комбайнов New Holland с помощью привлеченных кредитных средств ОАО «Россельхозбанк» (только 15% от стоимости проекта составили собственные средства ПАК). Кроме того, в этом году через «Росагролизинг» компанией было приобретено 275 единиц различной сельскохозяйственной техники отечественного производства. В данный момент 160 единиц сельхозтехники импортного и отечественного производства оформляется через ОАО «Самараоблагропромснаб». По словам г-на Кечкина, сейчас ведутся переговоры о поставке дополнительной техники. Компания планирует закупить у ООО «Росагросервис» 75 зерноуборочных комбайнов New Holland и 35 тракторов.

По словам экспертов, за последние пару лет кредитованием сельхозтоваропроизводителей заинтересовались и «непрофильные» финансовые организации, которые ранее не занимались кредитованием аграриев. Директор самарского филиала ОАО «Первый Республиканский Банк» Наталья Суслова замечает: «В настоящее время со стороны государства сельскому хозяйству уделяется огромное внимание. Необходимость обновления автопарка, а также приобретения дорогой сельхозтехники приводит к тому, что у клиентов возникает потребность в услугах банков и лизинговых компаний, и банки разрабатывают целевые программы кредитования малого и среднего бизнеса на приобретение сельскохозяйственной техники».

Дилеры сельхозтехники начинают продавать агротехнологии

Одна из существенных тенденций развития современного сельского хозяйства, помимо значительного расширения парка иностранной техники, — внедрение новых ресурсосберегающих агротехнологий. Как отмечают эксперты, суть новых технологий заключается в полном или частичном отказе от вспашки почвы. Благодаря этому значительно сокращаются все расходы сельхозпредприятия, однако у такого метода есть недостатки: высокая стоимость техники, необходимой для работы по этим технологиям, и значительное влияние климатического фактора, так как Самарская область входит в зону рискованного земледелия. У этих нововведений нашлись как последователи, так и противники. В конечном счете это не могло не сказаться на рынке продаж сельхозтехники. Например, Сергей Гонсецкий рассказал, что продавцы сельхозтехники стараются не только продать собственно технику, но и одновременно пропагандировать новые технологии выращивания сельхозкультур. Однако многие эксперты не согласны с такой точкой зрения, отмечая, что сельскохозяйственную технику и оборудование нельзя купить «по случаю». Она приобретается под конкретные задачи, и покупатель сам решает, какие агротехнологии он будет использовать. Алексей Сиротин, в свою очередь, акцентирует внимание на том, что во многом повсеместное внедрение так называемых ресурсосберегающих технологий было необдуманно и экономически не оправдано.

Тем не менее все участники рынка прогнозируют дальнейший рост продаж сельскохозяйственной техники примерно на 15% в год. Такие надежды возлагаются на дальнейшую реализацию национального проекта развития АПК. При этом Сергей Гонсецкий высказывает мысль о дальнейшем продвижении новых ресурсосберегающих технологий, а значит, и увеличении объемов продаж дорогой импортной техники.

 

Самое читаемое
  • «Двигать тему». Как уральский предприниматель развивает Федерацию хапкидо в регионе«Двигать тему». Как уральский предприниматель развивает Федерацию хапкидо в регионе
  • Что происходит с Ирбитским молзаводом, который постепенно передают в частную собственностьЧто происходит с Ирбитским молзаводом, который постепенно передают в частную собственность
  • «Сухой закон» в Вологодской области привел к закрытию алкомаркетов«Сухой закон» в Вологодской области привел к закрытию алкомаркетов
  • Без сыра и хамона снова: запрещен ввоз в Россию продукции ЕС для личного использованияБез сыра и хамона снова: запрещен ввоз в Россию продукции ЕС для личного использования
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.