Насколько коррумпированы крупнейшие российские компании - исследование PwC
Международная консалтинговая компания PwC изучила 125 крупнейших российских корпорапций и определила, насколько каждая из них соответствует требованиям антикоррупционного законодательства.
Результаты исследования аналитики PwC изложили в первом выпуске индекса противодействия коррупции - ABCI (anti-bribery and corruption index). Индекс был рассчитан для 125 ведущих российских компаний и составил 63%. Самый высокий уровень противодействия коррупции (76%) - у телекоммуникационных компаний, самый низкий (51%) - у предприятий автомобильного сектора.
В целом PwC изучила компании, функционирующие в следующих отраслях: телекоммуникации, розничная торговля и производство потребительских товаров, финансовые услуги, автомобилестроение, топливно-энергетический сектор, горнодобывающая промышленность и металлургия, а также фармацевтика.
Чтобы определить, насколько активно та или иная компания противодействует коррупции, эксперты PwC анализировали ее деятельность по пяти параметрам:
- наличие горячей линии для информирования руководства о нарушениях внутри компании;
- заявления высшего руководства, касающиеся соблюдения требований антикоррупционного законодательства;
- наличие функции, отвечающей за соблюдение требований антикоррупционного законодательства, в организационной структуре компании;
- проведение оценок рисков несоблюдения антикоррупционных требований;
- наличие политики и процедур в сфере соблюдения требований антикоррупционного законодательства.
Джереми Оутен, руководитель отдела независимых финансовых расследований фирмы PwC в России, прокомментировал результаты исследования:
«Российское правительство активно поддерживает распространение требований антикоррупционного законодательства. За период с 2008 г. вступили в действие многочисленные законодательные акты, направленные против коррупции, в том числе статья 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г., предусматривающая антикоррупционные меры, которые должны применяться российскими организациями. Появление этой законодательной инициативы, очевидно, коррелирует с уровнем нормативно-правового соответствия в российских государственных компаниях, например в топливно-энергетическом секторе, где индекс ABCI составляет 70% (для сравнения: в компаниях частного сектора индекс ABCI равен 52%)».
Высокий показатель телекоммуникационных компаний, добавляет Оутен, связан «с более строгим регулированием, действующим в отношении компаний, зарегистрированных на биржах, и повышенным вниманием к ним со стороны СМИ в случае каких-либо негативных событий».
Чтобы улучшить программу соответствия требованиям антикоррупционного законодательства и тем самым повысить индекс ABCI, необходимы усилия, в первую очередь, руководителей высшего звена. Они должны сформировать в своей компании культуру, в которой взяточничество и коррупция считаются недопустимыми явлениями. Чтобы идея нашла отклик среди сотрудников, гендиректор может, к примеру, разместить на сайте своей компании публичное обращение. В нем следует подчеркнуть, что компания привержена этическим принципам, а все ее сотрудники должны выполнять требования антикоррупционного законодательства.