Нефтяная игла России: как устроена российская экономика и почему это плохо
Эксперт Наталья Зубаревич считает, что проблемы российской экономики – это не проблемы конкретных лидеров, а проблемы самой системы, которую нужно менять.
Директор региональной программы Независимого института соцполитики Наталья Зубаревич рассказала о том, что ждать России и почему нефтяная рента еще долго останется главным доходом российского бюджета.
Зубаревич рассказала, что экономика страны может быть выравнивающей (как в западных странах), тогда ее целью является смягчение различий в регионах в экономике и уровне жизни. Также она может быть стимулирующий, когда регионам даются льготы для того, чтобы они развивались.
В России продолжительное время действует геополитический приоритет. Это значит, что особое внимание уделяется приграничным территриям. В 1990-х годах таковыми считались только эксклавная Калининградская область и Курильские острова, они получали особую поддержку. Теперь это весь Дальний Восток, Северный Кавказ и с 2014 года – Крым.
Два приоритета – выравнивающий и геополитический – самые затратные и именно они сейчас реализуются в России.
«Федеральный бюджет формируется в первую очередь за счет нефтегазовой ренты – налога на добычу полезных ископаемых, и во вторую – за счет налога на добавленную стоимость, а его больше всего дают крупнейшие рынки – федеральные города. Рента может сжиматься, но картинка сильно не изменится. Теперь вспомним призывы отдать регионам налоги. Что отдавать-то будете? Если мы начнем отдавать налоги регионам, то выиграют ведущие нефтегазодобывающие регионы и Москва. Жирные коты будут еще жирнее. А у худых котов мало что изменится», - заявила Зубаревич.
Она отметила, что сейчас все регионы, за исключением самых богатых, после перераспределения выровнены по душевым доходам бюджета почти под гребенку. А некоторые слаборазвитые имеют даже больше, чем середняки. Эксперт называет это сильным дефектом российской выравнивающей политики.
По ее словам, уже в этом году ресурсов на такую политику будет не хватать, а это приведет к тому, что придется скократить расходы на оборону и нацбезопасность.
«Хорошо бы понимать, что если экономическое неравенство регионов – это нормально (главное – не допускать очень сильных его масштабов), то сильное социальное неравенство – это плохо, и разумная власть должна его смягчать. Это делается с помощью инвестиций в человеческий капитал и перераспределительной политики, нацеленной на социальные нужды. В России эффективность этого перераспределения очень низкая. Тем не менее перераспределение работает на социальные нужды, и не надо недооценивать его влияние», - отметила она.
Зубаревич отмечает, что проекты, которые могли бы стать в России драйверами роста так и не стали ими.
«Давала результат инвестиционная активность снизу, самих регионов. Это показал и Татарстан, и Калужская область, и Тюменская. Когда действия властей регионов рациональны, когда создавались условия для бизнеса – он туда приходил. Не везде, не всегда. Ульяновская область тоже пыталась, у нее получилось частично. Мордовия просто рвалась из кожи, получилось плохо. Но тем не менее это самый оптимальный сценарий: затраты горазды меньше, чем на большие проекты, а результат лучше», - отметила она, добавив, что опыт особых зон скромнее.
По ее мнению, решить вопрос можно с привлечением иностранных инвесторов, но в этом случае придется соглашаться на то, чтобы они получали контроль за создаваемыми активами.
«По-другому даже китайцы не придут. Я-то считаю, что иностранные собственники – это нормально, но в стране такой подъем патриотизма…», - отметила она.
По словам эксперта, в настоящий момент в России очень затратная геополитика без экономического результата.
«Если денег будет меньше, краник подкрутят, в последнюю очередь – на Северном Кавказе, где есть реальные риски дестабилизации. Второй вывод – неэффективная выравнивающая политика с преобладанием ручного распределения, что сильно дестимулирует регионы. Если жизнь ухудшится, многим дадут поменьше, а кому-то все равно подкинут. Какая будет стимулирующая политика? Стимулы сверху не работают. Работал только вариант, когда регион сам пытался привлечь инвесторов и создать лучшие институты. Но это было не в кризис и не в период противостояния со всем миром. Про стимулирующую политику можно сейчас забыть. Как и про многочисленные программы развития», - подводит итоги она.
Эксперт отмечает, что проблемы глубже, чем политика конкретных правителей.
«Мы живем в стране с очень сильными институциональными барьерами. Нам еще долго придется жить на ренту, даже если она уменьшится. А рента порождает большое перераспределительное государство. Можно ли быстро создать прозрачную систему перераспределения, в которой не будут доминировать группы интересов – и ведомственные, и территориальные, и прочие? У меня такого ощущения нет. Придут другие – у них будут свои интересы, а институт непрозрачного распределения, с большой вероятностью, воспроизведется. Ровно то же было и в 1990-х, при другой фигуре у власти и других людях наверху. Но решали проблемы так же», - отметила Зубаревич.