Низкая деловая активность — плата за государственный капитализм
С точки зрения Евгения Ясина, научного руководителя Высшей школы экономики, масштабы кризиса, который начался в 2008 г., в полной степени еще недооценены.
После 2008 г. мы стали свидетелями того, что возник довольно серьезный затяжной процесс, касающийся всего мира. И называть его нужно даже не кризис: мы наблюдаем переход к некой иной стадии развития мировой экономики в целом. Новый этап, который в некоторых отношениях будет похож на период развития аграрной экономики с низкими темпами роста и соответственно лимитированными возможностями улучшения уровня жизни.
Основным фактором роста в этот новый период будут инновации. На мой взгляд, нынешний кризис, начавшийся в развитых странах, как раз и говорит о начале перехода к новой модели экономики — инновационной. Но инновации не будут идти интенсивно, как в последние годы 20 века. Инновационное развитие, а значит, и рост экономик будет медленным.
Кроме того, параллельно идут и другие серьезные процессы. Развивающиеся страны постепенно отнимают часть рынков у стран развитых. Это сложный период структурной перестройки привычного устройства мировой экономики, в которой правительства многих, в первую очередь развитых, стран не могут решиться на серьезные изменения.
Это в полной мере относится и к России. К 2000 г. у нас завершились трансформационные изменения. Россия стала страной с рыночной экономикой. До 2003 г. мы наблюдали определенные позитивные процессы, которые характеризовались сотрудничеством между бизнесом и властью. Но затем произошли перемены, ознаменовавшие то, что сейчас все чаще называют «переходом к государственному капитализму». То есть ситуацию, в которой влияние государства на экономику возросло. Влияние бизнеса, напротив, сократилось, понизилась его естественная деловая активность.
В последнее время министерство экономического развития все чаще говорит о том, что наша задача до 2020 г. повысить уровень накопления до 25‑30% от ВВП против нынешних 18‑20%. Насчет того, что сделать это удастся, я выражаю большое сомнение. Но другой, более принципиальный вопрос — зачем это делать? Даже при нынешних объемах накопления мы имеем крайне низкий показатель эффективного использования инвестиций. Это советская манера: увеличивать накопления, чтобы потом неэффективно их тратить.
Сегодня в России механизмы, которые бы обеспечили высокую эффективность инвестиций, просто не работают. Прежде всего потому, что у нас достаточно низкий уровень деловой активности. Я считаю, что для страны, которая только 20 лет назад перешла к рыночной экономике и должна была бы демонстрировать высокие образцы деловой активности, это очень неважные показатели. Нам надо очень серьезно заняться в первую очередь этим вопросом. И уже потом — всеми остальными, в том числе и увеличением нормы накопления.
Почему так получилось? Мы со временем перешли от олигархического капитализма к государственному. Этот процесс начался с момента ареста Ходорковского* и разорения «ЮКОСа» и продолжается по сей день. Сегодня в стране много факторов, препятствующих повышению деловой активности. В том числе законодательство — достаточно суровое по отношению к бизнесу.
По данным Центра правовых и экономических исследований при ИНСОР, в России из 800 тыс. заключенных свыше 100 тыс. — предприниматели. Большинство из них осуждены по статьям о незаконном предпринимательстве, мошенничестве, отмывании денег и т. д. Все эти статьи появились в сравнительно недавнем прошлом.
Те же законодательные акты, которые призваны смягчить подходы к предпринимателям, часто саботируются — такие примеры известны. Или же у ответственных лиц просто руки не доходят, чтобы их выполнять.
И пока бизнес не почувствует изменений в отношении к себе, в том числе и в вопросе законодательства, он будет платить за это пониженной деловой активностью. То есть в конечном счете — низким уровнем развития экономики России в целом.
Евгений Ясин
Колонка подготовлена на основе выступления на конференции Альфа‑Банка «Российский банковский сектор: возможности и угрозы в новой реальности»
* - выполняет функции иностранного агента