Нужна среда, в которой выгодно быть инноватором
Дмитрий Пумпянский, председатель совета директоров ОАО "Трубная металургическая компания", президент Групы Синара, член Бюро Правления Росийского союза промышлеников и предпринимателей:
Спрос на инновации со стороны бизнеса – по моему мнению, краеугольный камень развития инновационного сектора в России. Без реального спроса на инновации все остальные рассуждения бессмысленны. Хочу подчеркнуть важность регулирующей роли государства в деле создания инновационной среды, но не только в правовой сфере, но и в сфере технического и тарифного регулирования. Если в этой области не будет достигнуто существенного прорыва – например, через ужесточение требований к безопасности продукции, экологической безопасности, охране здоровья и окружающей среды, не будет никакого стимула для инноваций.
Как ни странно, важным стимулирующим фактором может оказаться Таможенный союз и присоединение России к ВТО. Это заставит чиновников менять институциональную среду, законы, тарифное регулирование только потому, что мы будем погружаться в другую экономическую реальность. Я очень на это надеюсь.
Если перейти на уровень конкретного бизнеса и попытаться ответить на вопрос «что лучше – разрабатывать инновационные решения самим в составе крупных компаний или искать готовые продукты на рынке», то мое мнение очень простое: надо использовать все возможности. Универсального рецепта – скажем, 80% своих разработок, 20% –заимствованных – для бизнеса нет и быть не может. Есть трехмерная система координат: цена за инновационное решение, скорость его внедрения и экономическая эффективность от внедрения. В этой системе координат предприниматели и должны выбирать свою инновационную стратегию.
Вот как это происходит у нас. Поскольку наш бизнес присутствует на нескольких континентах, мы просто обязаны развивать собственный research&development. В нашем составе крупнейший в России НИИ трубной промышленности в Челябинске. Поработав с ним мы поняли, что для наших североамериканских подразделений имеющихся в России компетенций не хватает, и поэтому мы сейчас заканчиваем создание research&development-центра в Хьюстоне, в Техасе. Но при этом наши российские разработки мы продолжим активно внедрять там, то есть идет нормальный обмен решениями.
Если говорить о покупке готовых инноваций на рынке, то я бы не сказал, что в мире есть какой-то недостаток идей. Их как раз довольно много. Но в России у ученых не хватает знаний о том, как эти идеи «упаковывать» для бизнеса. В США венчурные компании уже много лет занимаются подготовкой идей к продаже крупным компаниям, доведению их до стадии готового продукта, и в этом задействованы серьезные финансовые институты, при соблюдении всех норм по защите интеллектуальной собственности. У нас же пока менталитет ученых, бизнесменов из малых и средних инновационных компаний пока не таков. Перемены есть, но пока очень медленные – наши разработчики по-прежнему хотят продавать не подготовленные к внедрению идеи и их совершенно не волнует экономическая эффективность проекта. К сожалению, на практике мы с этим очень часто сталкиваемся.
С зарубежными технологиями выходит по-иному. В компании «Синара-Транспортные машины» мы по заданию РЖД разрабатывали новый электровоз с асинхронными тяговыми двигателями. Мы четко понимали, что эту задачу за четыре-пять лет решим: у нас был коллектив ученых, разработчиков, конструкторов. Но появилась компания Siemens с готовым продуктом. И в системе координат «цена-качество-скорость» мы поняли, что можно за счет кооперации с Siemens можем получить результат гораздо быстрее. Мы купили у Siemens инновационную разработку – асинхронный привод, поставили его на нашу экипажную часть и в результате за восемь месяцев создали самый современный в мире и один из самых мощных электровозов –«Гранит».
Так что в моем ответе на вопрос «свой НИОКР или заимствованный» нет определенного решения. По-моему, надо использовать все возможности. Но при этом надо создавать инновационную среду, в которой быть инноватором и модернизатором по-настоящему выгодно. Вот самый важный вопрос, который нам надо решать.
Колонка подготовлена на основе выступления на ИННОПРОМЕ-2011
Как ни странно, важным стимулирующим фактором может оказаться Таможенный союз и присоединение России к ВТО. Это заставит чиновников менять институциональную среду, законы, тарифное регулирование только потому, что мы будем погружаться в другую экономическую реальность. Я очень на это надеюсь.
Если перейти на уровень конкретного бизнеса и попытаться ответить на вопрос «что лучше – разрабатывать инновационные решения самим в составе крупных компаний или искать готовые продукты на рынке», то мое мнение очень простое: надо использовать все возможности. Универсального рецепта – скажем, 80% своих разработок, 20% –заимствованных – для бизнеса нет и быть не может. Есть трехмерная система координат: цена за инновационное решение, скорость его внедрения и экономическая эффективность от внедрения. В этой системе координат предприниматели и должны выбирать свою инновационную стратегию.
Вот как это происходит у нас. Поскольку наш бизнес присутствует на нескольких континентах, мы просто обязаны развивать собственный research&development. В нашем составе крупнейший в России НИИ трубной промышленности в Челябинске. Поработав с ним мы поняли, что для наших североамериканских подразделений имеющихся в России компетенций не хватает, и поэтому мы сейчас заканчиваем создание research&development-центра в Хьюстоне, в Техасе. Но при этом наши российские разработки мы продолжим активно внедрять там, то есть идет нормальный обмен решениями.
Если говорить о покупке готовых инноваций на рынке, то я бы не сказал, что в мире есть какой-то недостаток идей. Их как раз довольно много. Но в России у ученых не хватает знаний о том, как эти идеи «упаковывать» для бизнеса. В США венчурные компании уже много лет занимаются подготовкой идей к продаже крупным компаниям, доведению их до стадии готового продукта, и в этом задействованы серьезные финансовые институты, при соблюдении всех норм по защите интеллектуальной собственности. У нас же пока менталитет ученых, бизнесменов из малых и средних инновационных компаний пока не таков. Перемены есть, но пока очень медленные – наши разработчики по-прежнему хотят продавать не подготовленные к внедрению идеи и их совершенно не волнует экономическая эффективность проекта. К сожалению, на практике мы с этим очень часто сталкиваемся.
С зарубежными технологиями выходит по-иному. В компании «Синара-Транспортные машины» мы по заданию РЖД разрабатывали новый электровоз с асинхронными тяговыми двигателями. Мы четко понимали, что эту задачу за четыре-пять лет решим: у нас был коллектив ученых, разработчиков, конструкторов. Но появилась компания Siemens с готовым продуктом. И в системе координат «цена-качество-скорость» мы поняли, что можно за счет кооперации с Siemens можем получить результат гораздо быстрее. Мы купили у Siemens инновационную разработку – асинхронный привод, поставили его на нашу экипажную часть и в результате за восемь месяцев создали самый современный в мире и один из самых мощных электровозов –«Гранит».
Так что в моем ответе на вопрос «свой НИОКР или заимствованный» нет определенного решения. По-моему, надо использовать все возможности. Но при этом надо создавать инновационную среду, в которой быть инноватором и модернизатором по-настоящему выгодно. Вот самый важный вопрос, который нам надо решать.
Колонка подготовлена на основе выступления на ИННОПРОМЕ-2011