Подписаться
Курс ЦБ на 23.01
98,28
103,24

Оборона Владимира Артякова

Еще год назад имя губернатора Владимира Артякова ассоциировалось с такими названиями как Renault и Pirelli, технопарк и «Корпорация развития Самарской области». Теперь оно все чаще звучит в новостя

Еще год назад имя губернатора Владимира Артякова ассоциировалось с такими названиями как Renault и Pirelli, технопарк и «Корпорация развития Самарской области». Теперь оно все чаще звучит в новостях про АвтоВАЗ и СНТК им. Кузнецова.

«Даже кризис не слишком ослабил позиции губернатора: АвтоВАЗ получил мощную господдержку (в том числе в виде повышения пошлин на иномарки). В итоге у Артякова есть все основания с оптимизмом смотреть в будущее и с наименьшими потерями пережить кризис»,— писали аналитики, анализируя итоги 2008 года.

Каковы на самом деле эти потери, подсчитывать рано. Но уже очевидно — реальность оказалась тяжелее любых прогнозов. Широко анонсировавшееся строительство завода по производству шин Pirelli в Тольятти так и не было начато. С Волжским автозаводом в новостях и аналитике теперь чаще звучат слова «падение», «сокращение», «гос­поддержка». От идеи технопарка и создания особой экономической зоны власти Самарской области отказываться не собираются, но проблемы крупной промышленности для самарского губернатора сейчас на первом месте. Именно «оборонка», чьи проблемы возникли еще в начале 90‑х и так не были с тех пор до конца решены, с началом кризиса отбросила регион назад в социально‑экономических показателях.

АвтоВАЗ и другие

«Когда я был президентом «Группы «АвтоВАЗ», я максимально выкраивал для него все возможные преференции— у местной власти, областной и федеральной. Все делалось ради завода. Сегодня, когда я стал губернатором, я понимаю, что в борьбе за преференции можно утопить идею. Экономическая политика не может строиться вокруг одного предприятия», — так обозначил свою позицию относительно тольяттинского автогиганта самарский губернатор через несколько месяцев после своего назначения. Предполагал ли он тогда, что через полтора года сам будет лоббировать выделение АвтоВАЗу средств из федерального бюджета, и эта помощь— беспрецедентная, в размере 25 млрд рублей— заводу будет оказана?

Впрочем, в словах губернатора главным было иное— Самарской области нужно искать новых инвесторов, чтобы она перестала быть зависимой от 2‑3 предприятий.

В августе прошлого года Владимир Артяков и президент ОАО «Роснефть» подписали инвестиционное соглашение, в рамках которого нефтяная компания взяла на себя обязательства обеспечить поступление налоговых платежей в консолидированный бюджет Самарской области в 2008‑2009 годах в сумме не менее 18,2 млрд рублей. Когда грянул кризис, предприятия «Роснефти» также испытали на себе его тяжесть, но все же это не шло ни в какое сравнение с проблемами АвтоВАЗа.

В конце 2008 года было создано ОАО «Корпорация развития Самарской области». Совладельцами общества стали Внешэкономбанк и Самарская область. Основная задача корпорации — реализовывать сложные долгосрочные проекты, в том числе инфраструктурные, которые бизнес не может осилить самостоятельно.

Независимый политик

Два года назад, когда глава «Группы «АвтоВАЗ» Владимир Артяков только‑только был назначен главой Самарской области, для региональной элиты он прежде всего был «давним другом» главы ФГУП «Ростехнологии» Сергея Чемезова, выходцем из «Рособоронэкспорта», к тому же работавшим в свое время в команде Владимира Путина. Перед такой «визиткой» региональной элите устоять было сложно.

Год назад «Рособоронэкспорт», а точнее, его дочерняя структура ОПК «Оборонпром» взял под свое крыло полтора десятка самарских предприятий ОПК. Понятно, что и здесь не обошлось без лоббистских усилий Владимира Артякова. «Оборонпром» объявил, что готовит модернизацию двигателестроительных предприятий, на что направит порядка 4 млрд рублей.

Спустя 10 месяцев главу «Оборонпрома» Андрея Реуса пригласили на заседание антикризисного штаба самарского правительства. Выслушав очередной доклад по ситуации с долгами по зарплате на предприятиях области, Владимир Артяков констатировал: «То, что мы сегодня услышали в докладе, мы уже слышали 9 месяцев назад. За это время ничего не поменялось. Более 50% задолженности по заработной плате в области — это «Моторостроитель» и СНТК им. Кузнецова. То, что ваш менеджмент не работает со службой занятости, очевидно». После чего заявил: «Региональная власть должна вмешаться в эту ситуацию» — и предложил сменить руководство завода «Моторостроитель» и СНТК им. Кузнецова. Со стороны Артякова это был неожиданный поступок. Но в течение двух недель практически вся задолженность по зарплате (порядка 150 млн рублей) была погашена.

В начале сентября губернатор, выступая по телеканалу ГТРК «Самара», подверг сомнению эффективность объединения АвтоВАЗа и КамАЗа в единую госкомпанию «Рос­авто» в структуре госкорпорации «Ростехнологии», с идеей которой выступил Сергей Чемезов. «Объединив два предприятия с отрицательными балансами, мы не получим положительного эффекта», — заявил Артяков. Эксперты могут только гадать, как этот конфликт интересов с госкорпорацией может отразиться на его позициях, но признают: как минимум это говорит о способности губернатора в интересах области вести независимую от госкорпораций политику.

Владимир Артяков

Губернатор Самарской области, председатель правительства

Родился 30 июля 1959 года в Москве.

Образование:
Заочный политехнический институт, Российская академия государственной службы при Президенте РФ. Высшие курсы Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил РФ.

Карьера: В 1997— 1999 годах— в Управлении делами Президента РФ.

В 1999 — 2000 годах— заместитель генерального директора ФГУП «Промэкспорт».

В 2000 — 2006 годах заместитель генерального директора ФГУП «Рос­оборонэкспорт».

В 2005 — 2006 годах— председатель совета директоров ОАО «АвтоВАЗ», с декабря 2006г. по август 2007г. — президент ООО «Группа «АвтоВАЗ».

С марта по август 2007г.— депутат Самарской губернской думы четвертого созыва.

С 29 августа 2007г.— губернатор Самарской области.

Владимир Артяков: самые важные решения

1.

 

Удаление крупного бизнеса от влияния на политические процессы. По словам самого Владимира Артякова, свою работу в регионе он начал со стабилизации политической ситуации: «Она была, мягко говоря, противоречивой. Бизнес строился на политичес­ких интригах, всяческих разводках. Было много разных течений, всевозможных групп влияния, тянущих воз в разные стороны, взаимоисключающих друг друга. Мы эти проблемы преодолели практически без ошибок».

 

2.

 

Заключение инвестиционного соглашения с ОАО «Роснефть».

 

3.

 

Смена приоритетов в здравоохранении. До назначения Артякова наибольшие инвестиции направлялись на онкологию, в частности, на строительство уникального для Поволжья онкологического центра. Владимир Артяков принял решение достроить онкоцентр, но в то же время на первое место в здравоохранении поставил борьбу с сердечно‑сосудистыми заболеваниями как основной причиной смертности в Самарской области. В регионе началась работа по модернизации Самарского кардиологического центра.

 

4.

 

Перевод самых крупных дорог Самары на баланс области: это позволило направить существенные средства на их ремонт и реконструкцию.

 

 

Владимир Артяков: самые большие промахи

1.

 

Отказ публиковать декларацию о доходах, после того как это сделал Дмитрий Медведев. Поначалу Артяков заявил журналистам, что с его стороны публикация такой декларации была бы «позерством», однако позже, когда главы других регионов опубликовали сведения о своих доходах, самарский губернатор последовал примеру коллег.

 

2.

 

Слишком оптимистичные виды на урожай 2009 года. Экстремально высокие температуры привели к гибели посевов яровых зерновых и зернобобовых культур на площади 510 тысяч га, озимых зерновых культур — 106 тыс. га. Между тем на проведение весенних полевых работ наши сельхозпроизводители взяли в «Россельхозбанке» краткосрочные кредиты в размере 1,7 млрд рублей.

 

3.

 

Попытка перевести Самарскую область на московское время.

 

Кто есть кто в команде Владимира Артякова

Братство ВАЗа

Команда нынешнего самарского губернатора в основном сложилась в первый год его работы. Костяк ее составили преимущественно те, с кем губернатор работал на АвтоВАЗе, а еще раньше — во ФГУП «Рособоронэкспорт». Кто-то служил в   МВД. Причем первыми губернатор пригласил тех, кто составил его «блок безопасности»: Ивана Миронова— на должность руководителя департамента по вопросам общественной безопасности, Алексей Бендусов возглавил его аппарат. Помимо них, ранее на АвтоВАЗе работали руководитель представительства области при Правительстве РФ Анатолий Головатый, министр строительства и ЖКХ Павел Донской, министр промышленности, энергетики и технологий Самарской области Владислав Капустин, министр имущественных отношений Николай Мальцев, министр спорта, туризма и молодежной политики Сергей Бамбуров. Исключение из «правила ВАЗа» составили министр транспорта, связи и автомобильных дорог Валерий Матвеев и министр здравоохранения и социального развития Вадим Куличенко. Один прибыл в Самарскую область из Новороссийска, другой — из Москвы.

 

Пришельцы от ФПГ

Между тем губернатор не стал отказываться и от местных кадров, в т.ч. и тех, кто работал до его назначения в «Белом доме», и тех, кого называют аффилироваными отдельным ФПГ. Несмотря на периодические проводы, остались в команде губернатора и министр экономического развития, инвестиций и торговли Габибулла Хасаев, и министр культуры Самарской области Ольга Рыбакова, и министр управления финансами Павел Иванов*, которого упорно включают в число людей главы холдинга «Автокомпоненты» Владимира Аветисяна. В эту же группу включают и министра природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Дмитрия Азарова. Лояльным к главе группы «Новатэк» Леониду Михельсону традиционно называется и вице‑губернатор Александр Нефедов.

 

Другие

Наконец, есть и те, кто будучи самарскими по происхождению, получили свои «портфели» от Владимира Артякова. Это министр образования и науки Дмитрий Овчинников и министр сельского хозяйства и продовольствия, ранее глава администрации Красноярского района Геннадий Демченко.

Владимир Артяков: самые важные достижения

1.

 

В 2008 году в Самарской области был собран рекордный за последние 11 лет урожай — более 2 млн тонн зерна. Потребности региона в подсолнечнике были обеспечены на 300%. Ранее в губернии была проведена работа по подъему заброшенных земель, что и способствовало хорошему урожаю и позволило региону полностью обеспечить себя хлебом до следующего урожая, не закупая зерно извне.

 

2.

 

В 2007‑2008гг. на областные средства были полностью отремонтированы и реконструированы две главные магистрали Самары — Московское шоссе и улица Ново‑Садовая. Идет ремонт Волжского проспекта.

 

3.

 

На пути из Самары в аэропорт «Курумоч» в поселке Волжский вместо железнодорожного переезда построен тоннель, ликвидировавший таким образом конфликт автомобильного и железнодорожного потоков.

 

 

 

* - выполняет функции иностранного агента
Самое читаемое
  • В Свердловской области создадут рыбхоз для разведения ценных видов рыбВ Свердловской области создадут рыбхоз для разведения ценных видов рыб
  • Екатеринбург перестанет принимать международные почтовые отправленияЕкатеринбург перестанет принимать международные почтовые отправления
  • Стало известно, как сильно упали продажи новых квартир в крупных городах РоссииСтало известно, как сильно упали продажи новых квартир в крупных городах России
  • Как таможня внезапно изменила код товара и доначислила импортеру 120 млн рублейКак таможня внезапно изменила код товара и доначислила импортеру 120 млн рублей
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.