Подписаться
Курс ЦБ на 21.11
100,21
105,80

Обзор: Аудиторские услуги

Самарский рынок аудиторских услуг переживает этап консолидации местных игроков и прихода федеральных аудиторских компаний. Самарские компании ищут своих клиентов среди предприятий малого и среднего

Самарский рынок аудиторских услуг переживает этап консолидации местных игроков и прихода федеральных аудиторских компаний. Самарские компании ищут своих клиентов среди предприятий малого и среднего бизнеса и выступают субподрядчиками по проектам московских аудиторских фирм (АФ).

эксперты
Сергей Бортников
управляющий ЗАО АФ «Самарская Гильдия Аудиторов»
Ольга Забалуева
директор аудиторской фирмы ЗАО «Аналитическая группа»
Арина Зинкова
директор АФ «Аудит-Концепт»
Владимир Иранов
управляющий ООО АФ «Промаудит»
Екатерина Крупина
заместитель директора АФ «Азимут»
Ирина Медникова
директор АФ «Мигаудит»
Наиля Насыбуллина
управляющий ГК «Бизнес-Актив»
Анатолий Плетнев
генеральный директор ООО АКОФ «АУДИТ-ЦЕНТР»
Данил Прокопович
генеральный директор Национальной Аудиторской Корпорации
Ксения Черняева
главный бухгалтер ООО «Антураж»

Проявляет ли бизнес интерес к инициативному аудиту?
За счет чего аудиторы удерживают своих клиентов?
Как местные аудиторы будут делить рынок с международными и федеральными аудиторскими компаниями?

Поданным участников рынка, сегодня в Самаре зарегистрировано более 200 фирм, предоставляющих аудиторские услуги. По примерным оценкам самарских экспертов, емкость местного аудиторского рынка в среднем растет на 15% в год. Согласно исследованиям маркетингового агентства DISCOVERY Research Group, объем рынка аудиторских услуг в России в 2007 г. достиг отметки в 27-28 млрд руб., профессиональную деятельность на нем осуществляет около 12 тыс. лицензированных аудиторов.

Управляющий ООО АФ «Промаудит» Владимир Иранов отмечает, что определить оборот местного рынка аудиторских услуг в денежном выражении очень трудно ввиду практически полного отсутствия достоверной статистической информации о нем, а также из-за строгой конфиденциальности аудиторских проверок. Генеральный директор Национальной Аудиторской Корпорации ДАНИЛ ПРОКОПОВИЧ считает, что в Самаре действует довольно большое количество АФ для регионального рынка. При этом эксперт выделяет две разнонаправленные тенденции. Происходит конструктивный процесс объединения ведущих аудиторских фирм, и вместе с этим постоянно появляются новые небольшие компании. Последний факт, по мнению г-на Прокоповича, объясняется стремлением многих специалистов работать самостоятельно, вне рамок организационной структуры крупных аудиторских фирм.

Как объясняет директор АФ «Аудит-Концепт» Арина Зинкова, ведущие игроки самарского рынка аудиторских услуг начали работать еще на старте его формирования, то есть 10-15 лет назад. За это время они сформировали хорошую клиентскую базу и завоевали достойную репутацию. Среди них эксперты выделяют АФ «Учет» (входит в Национальную Аудиторскую Корпорацию), ГК «Бизнес-Актив», АКОФ «АУДИТ-ЦЕНТР» и ряд других. Эти компании составляют не более 10% от общего числа участников рынка. Следующая категория аудиторских фирм — небольшие компании, которые ориентированы на работу со средним и малым бизнесом. Как правило, в них работает минимально необходимое по закону количество штатных аудиторов — 5 человек, но при этом фирмы демонстрируют достаточно хорошее соотношение «цена-качество». Эти аудиторские компании составляют приблизительно 30-40% игроков на рынке. К числу таких аудиторов относится, например, АФ «Аудит-Концепт». Третья категория — «демпинговые» АФ, которые, один раз получив лицензию на право заниматься аудиторской деятельностью, зачастую осуществляют продажу аудиторских заключений, в той или иной степени не соответствующих действительному положению дел в проверяемой организации.

Управляющий ЗАО АФ «Самарская Гильдия Аудиторов» СЕРГЕЙ БОРТНИКОВ среди конкурирующих аудиторских организаций выделяет в отдельную категорию аудиторов, являющихся кэптивными компаниями при крупных производственных объединениях. Кроме того, существует ряд аудиторских фирм, которые были созданы при крупных промышленных и финансовых компаниях, но со временем вышли из этих объединений и стали искать своих клиентов самостоятельно.

Эксперты отмечают экспансию на самарский рынок московских и международных аудиторских организаций. Так, в 2007 г. в Самару зашли «РСМ Топ-Аудит», «BKR-Интерком-Аудит». Многие российские аудиторские компании, чтобы получить доверие зарубежных инвесторов, вступают в независимые партнерские ассоциации с международными бухгалтерскими консалтинговыми сообществами. В Самарской области работают АФ «большой четверки» (PriceWaterHouseCoopers, Ernst & Young, KPMG, Deloitte & Touche). А на региональном уровне аудиторские компании выстроили партнерские отношения с «большой десяткой» крупных АФ в России. Например, самарский аудитор АКОФ «АУДИТ-ЦЕНТР» является партнером и представителем по Самарской области московской АФ ЗАО «BKR-Интерком-Аудит», а последняя, в свою очередь, — независимый член Всемирной ассоциации независимых бухгалтерских и консалтинговых фирм BKR International. По словам генерального директора АКОФ «АУДИТ-ЦЕНТР» Анатолия Плетнева, такое партнерство позволяет проводить аудиторские проверки, используя международную и российскую практику: «Отсюда и доверие наших клиентов не только в Самарской области, но и в других регионах России».

Финансовый консалтинг и аудит выводят малый и средний бизнес из тени

По оценке экспертов, сегодня интерес предприятий к аудиту и финансовому консалтингу растет. Директор АФ ЗАО «Аналитическая группа» ОЛЬГА ЗАБАЛУЕВА считает, что это связано с тенденцией легализации бизнеса, отхода от «серых» схем ведения бухгалтерского (налогового) учета. Она выделяет несколько этапов развития бухучета в современном российском бизнесе. Первый проходил в начале 90-х годов, когда коммерческие предприятия вели «черный» учет своей хозяйственной деятельности. Второй этап характеризовался только формально правильным ведением официальной бухгалтерии. Все изменилось после дела ЮКОСа — государство ужесточило борьбу с теневой экономикой. «Это вынудило многие компании, в том числе малый и средний бизнес, более серьезно относиться к налоговому и бухгалтерскому учету, обращаясь к помощи аудиторских компаний», — говорит эксперт.

С этим мнением согласна заместитель директора АФ «Азимут» Екатерина Крупина, которая отмечает, что сегодня одна из наиболее популярных услуг финансового консалтинга — легализация деятельности предприятий среднего и малого бизнеса: «Мы вступаем в такую фазу, когда бизнес «по-черному» вести экономически нецелесообразно. Связано это, прежде всего, с проблемами привлечения инвестиционных средств, выгодных клиентов, да и правовых трудностей с фискальными органами хватает. Клиентов, которые хотят грамотно вывести свой бизнес из тени, сейчас очень много».

Управляющий АК «Бизнес-Актив» Наиля Насыбуллина добавляет, что еще несколько лет назад инициативного аудита практически не было. «Но в последние годы с развитием самих предприятий и общим повышением уровня экономики всей страны наблюдается значительный рост интереса к этому виду аудита», — продолжает она. «Не думаю, что интерес к аудиту и сопутствующим услугам вызван только стабилизацией экономического положения в стране и последовательной политикой государства», — рассуждает Арина Зинкова. Она напоминает, что критерии предприятий, подлежащих обязательному аудиту, не менялись практически с момента принятия Федерального закона «Об аудиторской деятельности». Согласно ему, ежегодной проверке подлежат, в частности, все предприятия, чья выручка превышает 50 млн руб., либо чистые активы — 20 и более млн руб. «С этого времени количество таких предприятий заметно увеличилось, поэтому вполне объясним рост потребности бизнеса в обязательном аудите», — резюмирует эксперт.

По мнению Данила Прокоповича, темпы роста рынка аудиторских услуг не превышают средних темпов роста экономики страны. При этом сегодня не наблюдается каких-либо тенденций чрезмерного роста или спада. Аудиторы выполняют вполне специфическую функцию для бизнеса, которая всегда остается востребованной в растущей экономике. Реальный сектор стабильно проявляет интерес к аудиту. Несмотря на то что некоторые даже крупные компании могут относиться к аудиторской проверке формально, в основном бизнес обращается к аудиторам для повышения своего статуса при привлечении инвестиций, для получения помощи в решении многих финансово-организационных вопросов, а также для минимизации налоговых рисков.

Аудиторы зарабатывают на сопутствующих услугах

Сергей Бортников замечает, что аудиторский рынок достаточно узкий, причем связан он, прежде всего, с проведением обязательного аудита: «В узком смысле это и есть настоящий аудит, который заключается в том, что по его итогам аудитор высказывает свое частное мнение о состоянии бухгалтерского учета проверяемой организации. Классический аудит направлен на то, чтобы информировать собственника, инвестора и акционеров компании о достоверности или недостоверности хозяйственного учета на предприятии. Это актуально для крупного бизнеса, для развитого инвестиционного и, в первую очередь, фондового рынка».

Г-н Бортников также обращает внимание на то, что большинство аудиторских компаний занимается не столько аудитом, сколько сопутствующими аудиту услугами, рамки которых четко определены законом: «Кроме аудита заказчику необходимы консультации по налогообложению, бухгалтерскому сопровождению деятельности предприятия, управленческим и многим другим вопросам. Аудиторские компании в России около 90% выручки получают именно от оказания сопутствующих аудиту услуг». Арина Зинкова считает, что в силу сложившейся в России практики работы малого и среднего бизнеса собственник предприятия часто сам является его руководителем и как никто другой знает реальное положение дел. Ему важен не столько сам аудит, сколько рекомендации по защите от всех финансовых и налоговых рисков. «В нашей стране небольшие аудиторские фирмы занимаются большей частью налоговым консалтингом», — отмечает г-жа Зинкова. По мнению Ольги Забалуевой, сопутствующие аудиту услуги — это дополнительный способ привлечения клиентов, но в основе деятельности аудиторской компании должно стоять проведение аудиторских проверок. По словам Анатолия Плетнева, в мировой практике сложилось четкое разделение аудита как независимого учета и различных видов консалтинга как самостоятельной сферы деятельности. «Только в России, как правило, аудиторская фирма, заключив договор на проведение аудита, потом еще в течение года оказывает налоговое и бухгалтерское консультирование этой компании, чтобы «закрепить» клиента за собой», — говорит г-н Плетнев.

Стоимость работы аудитора зависит от ее сложности

По мнению экспертов, сегодня аудиторские компании все более отчетливо тяготеют к специализации, например, занимаются только аудитом организаций строительной, нефтяной отраслей или агропромышленного комплекса. При этом каждая фирма старается развивать свое «узкое» направление деятельности. Например, Ольга Забалуева сообщила, что в ее компании большая часть консультаций приходится на консультации по налоговым спорам на стадии арбитражного судопроизводства. Данил Прокопович отметил, что, помимо основных направлений деятельности аудитора, компания «Учет» активно занимается повышением квалификации бухгалтеров самарских предприятий. Все эксперты считают, что АФ наиболее интересно работать с крупными холдинговыми объединениями, когда в рамках одной компании приходится проводить учет по различным направлениям деятельности.

Стоимость аудиторской проверки зависит от времени, затраченного аудитором на свою работу. Сегодня аудит-час стоит примерно 700-800 руб. Но эта цифра весьма условна: АФ практикуют экспресс-анализ, когда специалист-аудитор выезжает на предприятие, бесплатно проводит первичное консультирование и только после этого, исходя из объема работ, называет точную стоимость аудиторской проверки.

Существует большой спектр фирм, которые не являются аудиторскими по сути, но оказывают сопутствующие аудиту услуги. Главный бухгалтер ООО «Антураж» — компания занимается ведением бухучета на аутсорсинговом обслуживании — Ксения Черняева замечает: «В частности, наша компания никогда не позиционировала себя в качестве аудиторской. Однако мы проводим различные консультации по налоговому и бухгалтерскому учету». Стоимость работы таких фирм в среднем такая же, как у аудиторских, но подобная деятельность не требует лицензирования.

Государство оставляет за собой функцию контроля за аудитом

Все участники рынка утверждают, что деятельность аудиторских организаций должна строго контролироваться. Однако у профессионального сообщества нет единого мнения о том, кто должен выполнять эту функцию.

В течение последнего года рынок аудиторских услуг ожидал законодательных изменений, связанных с отменой лицензирования и переходом аудиторских компаний под контроль саморегулируемых организаций (СРО). В соответствии с этими изменениями все АФ должны были стать членами СРО. Но 11 февраля 2008 г. на сайте Министерства финансов РФ было размещено официальное постановление правительства РФ с информацией о том, что в сфере аудита сохраняется обязательное лицензирование. Тем самым на неопределенный период времени в этом вопросе была поставлена точка. «Мы столько лет говорили о саморегулировании, переходе функции контроля от государства к общественному институту, — рассуждает Данил Прокопович, — что для профессионального сообщества принятие этого документа оказалось во многом неожиданным. Пока мы склонны полагать, что данная мера является скорее технической и не отменяет намеченных реформ».

Большинство экспертов считает, что сохранение лицензирования аудиторской деятельности под контролем государства — всего лишь временное явление. «Переход функции регулирования от государства к СРО пока до конца не проработан, — отмечает директор АФ «Мигаудит» Ирина Медникова. — Со временем мы неизбежно придем к этому. Стандарты аудиторской деятельности будут формировать профессиональное сообщество».

«Регулирование профессиональной деятельности с помощью общественных объединений — не характерное для России явление, где традиционно присутствует жесткий административно-государственный контроль, — добавляет Ольга Забалуева. — Сейчас практика работы СРО находится только на начальном этапе, у многих существуют опасения, что такие объединения не смогут эффективно осуществлять надзор».

Одновременно Госдума готовит поправки к Федеральному закону «Об аудиторской деятельности», согласно которым субъектами аудита будут не АФ, а непосредственно сам аудитор. Соответственно, ужесточатся требования и к профессиональной ответственности аудиторов.

Самарские аудиторы укрупнятся под влиянием москвичей и иностранцев

Владимир Иранов полагает, что в ближайшие два-три года будет увеличиваться спрос на услуги налогового консультирования. Это объясняется возросшими требованиями к ведению правильного и достоверного налогового учета, а также заинтересованностью фирм в правомерном и точном исчислении налогов и сборов. «Рынок аудиторских услуг будет развиваться, как любой другой, — прогнозирует Сергей Бортников. — Крупные игроки будут вытеснять мелкие компании, которым придется или полностью оставить аудиторскую деятельность, заняться налоговым и бухгалтерским консалтингом, или влиться (интегрироваться) в крупные, финансово обеспеченные компании».

Наиля Насыбуллина уверена, что в ближайшее время сохранится тенденция захвата самарского аудиторского рынка московскими и международными компаниями: «Связано это, прежде всего, с приходом крупного федерального бизнеса в регион». Однако, по ее мнению, и для самарских АФ останется достаточно широкое поле деятельности. При соответствующем качестве своих услуг они смогут выстоять в конкуренции с федералами. По прогнозам большинства экспертов, самарские АФ будут расширять свое сотрудничество с московскими аудиторами и постепенно переходить под их контроль, в качестве партнеров выполняя для москвичей работу на условиях субподряда или же становясь их дочерними структурами.

Анатолий Плетнев называет перспективным направлением для АФ проверку деятельности создаваемых товариществ собственников жилья (ТСЖ). Но для того чтобы освоить рынок, необходима законодательная инициатива об обязательном аудите подобных организаций. Данил Прокопович считает, что ожидаемый в 2009 г. переход к сдаче экзаменов на новый «единый» аттестат аудитора поднимет ценность таких специалистов и, как следствие, стоимость аудиторских услуг.

Инициативный Аудит — проверка финансовой отчетности, осуществляемая по собственной инициативе организацией или индивидуальным предпринимателем вне рамок обязательного аудита, цель проверки формулирует заказчик.

Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • Уральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженогоУральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженого
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.