Обзор: Бытовая техника и электроника: розничные сети
Самарский рынок поделен между федеральными сетями, которые конкурируют между собой ценой на продукцию, ассортиментом, привлекая эксклюзивные бренды, и сервисом. Кроме того, федеральные игроки актив
эксперты
Бернд Гуральчик
генеральный директор Media Markt-Saturn Russia
Максим Клягин
аналитик УК «Финам Менеджмент»
Надежда Сенюк
директор по связям с общественностью компании «Техносила»
Елизавета Тотунова
PR-директор компании «МИР»
Вячеслав Шулаков
директор по развитию сети «Эксперт»
Как компании заходят в малые города области?
Как сети увеличивают свою рентабельность?
Рынок бытовой техники и электроники Самары эксперты оценивают как сформированный, хорошо развитый и высококонкурентный. Его текущую емкость аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин оценивает примерно в $350-400 млн (с учетом продаж ПК и мобильных телефонов). На продажи только бытовой техники, по данным экспертов, приходится около $180-200 млн. По своим характеристикам самарский рынок напоминает общероссийский. Так, г-н Клягин отметил, что темпы его роста в Самаре, как и в России в целом, немного снизились и составили около 15%. Консолидация этого рынка, по словам аналитика, сегодня очень высока — на долю 4 крупнейших операторов приходится уже более 50% российского рынка. В Самаре этот показатель больше — основные 5 игроков делят около 90% рынка: по данным «Финама», в 2007 г. в Самаре «Техносила» занимала от 9 до 18% рынка продаж бытовой техники и электроники, «Эльдорадо» — 40%, «М.Видео» — 15-22%, «МИР» — 8-11%, «Сателлит» — 8-10%. И лишь 5-10% приходилось на небольшие местные фирмы. Сегодня у 4 крупных сетей появился еще один конкурент — компания Media Markt, работающая в Самаре с декабря 2007 г.
Такая ситуация связана с тем, что ПФО в целом традиционно считается у федеральных ритейлеров одним из наиболее перспективных регионов для экспансии. В связи с этим уровень конкуренции на рынке бытовой техники и электроники Самары, как одного из крупнейших городов региона, весьма высок, отмечает Максим Клягин.
Как отмечают эксперты, оккупация рынка крупными федералами — закономерный итог его развития. Крупные сетевые игроки могут предоставить более широкий ассортимент продукции за счет прямых договоров с производителями, низкие цены за счет объема продаж во всех магазинах сети. Поэтому они более успешно конкурируют на рынке, чем местные компании. PR-директор компании «МИР» Елизавета Тотунова рассказывает, что конкуренция высока во всех городах-миллионниках — именно с них федеральные операторы розничного рынка бытовой техники и электроники начинали свою региональную экспансию. И Самара, где представлены все 4 федеральные сети, между которыми и поделена большая часть рынка, — не исключение, конкуренция здесь весьма сильна. «С приходом федеральных игроков местные операторы начали постепенно сдавать свои позиции: как показывает практика, какими бы сильными они ни были, с приходом крупнейших сетей начинают терять долю рынка. Федеральные сети более технологичны, у них заключены прямые контракты со многими ведущими производителями, они обладают большими ресурсами, предлагают покупателю разнообразные программы лояльности», — добавляет г-жа Тотунова.
Вполне логично, что в этой ситуации активная конкуренция разворачивается непосредственно между крупными сетями. Для того чтобы закрепиться на рынке, они стремятся открыть в городе как можно больше магазинов сети. Территориальное развитие как способ завоевания доли рынка используют все операторы. Компания Media Markt, открывая первый магазин в Самаре в декабре 2007 г., сразу сообщила о своем намерении дальнейшего развития. Генеральный директор Media Markt-Saturn Russia Бернд Гуральчик рассказывает: «Новый Media Markt общей площадью около 7,5 тыс кв. м начнет работу в торговом центре ЗАО «РТМ Девелопмент», строительство которого начато в ноябре. Нам интересен и рынок Тольятти, где также планируется развитие сети Media Markt». Новый магазин сети площадью 3 тыс. кв. м открыла в ТЦ «Аврора» в декабре 2007 г. и компания «Техносила», сообщает директор по связям с общественностью этой компании Надежда Сенюк.
При этом эксперты отмечают, что, несмотря на высокий уровень конкуренции, простор для развития сетей в Самаре еще есть — в первую очередь это связано с постоянным ростом рынка коммерческой недвижимости: на данный момент к постройке в Самаре заявлено около 5-6 крупных торговых центров, которым, в свою очередь, интересно в качестве якорных арендаторов приглашать сетевые магазины бытовой техники и электроники. А это значит, что присутствие федеральных игроков на рынке Самары будет все больше усиливаться.
Еще одним интересным для себя направлением развития компании называют выход в небольшие города Самарской области. В 2007 г. о намерении развивать франчайзинговую сеть сообщила «Техносила». По словам Надежды Сенюк, стратегия компании сводится к тому, чтобы создать сеть франчайзинговых магазинов в городах с населением менее 150 тыс. человек. По словам г-жи Сенюк, такая схема позволяет охватить те города, куда сети невыгодно выходить с собственными точками продаж. Сегодня франчайзи сети уже работают в Кинеле, Чапаевске, Похвистнево, Суходоле и Большой Глушице. Средняя торговая площадь этих магазинов — 500-700 кв. м.
Директор по развитию сети «Эксперт» Вячеслав шулаков рассказывает, что его компания вообще отказалась от развития сети в городах-миллионниках, так как конкуренция от крупных федеральных игроков здесь слишком высока. «Стратегия развития нашей компании — это поиск франчайзинговых партнеров, — сообщил г-н Шулаков, — а в городах с миллионным населением независимых игроков уже не осталось. В Самарской области наш франчайзи работает в Новокуйбышевске, и мы не собираемся останавливаться на этом — постоянно ищем новых партнеров».
Другие игроки также говорят о том, что развитие сети в малых городах области является перспективным. Сегодня они уже освоили наиболее крупные из них — Отрадный, Кинель, Чапаевск, Новокуйбышевск — и теперь ищут партнеров даже в населенных пунктах с населением меньше 100 тыс. человек.
Как отмечает Бернд Гуральчик, работающие на рынке компании сегодня конкурируют как ценой, так и сервисом, ассортиментом. «Нельзя сказать, что ценовой конкуренции нет, все-таки сегодня люди еще обращают очень пристальное внимание на стоимость товара, и для большинства это определяющий фактор», — замечает он. Елизавета Тотунова подчеркивает, что Самарскую область можно отнести к регионам с уровнем дохода на душу населения немного выше среднего. «По сравнению с более богатыми регионами, Новосибирском или Тюменской областью, например, здесь немного ниже доля «дорогих» категорий техники — ЖК-панелей большой диагонали, высокопроизводительных ноутбуков, новинок в категории цифровой фото- и видеотехники и пр.», — анализирует она ситуацию. Тем не менее, по ее словам, общероссийская тенденция здесь также обозначена достаточно четко — постепенное смещение спроса в сторону высокотехнологичной продукции: ЖК- и плазменные панели идут на смену кинескопным телевизорам, встраиваемая техника — отдельно стоящей, ноутбуки постепенно вытесняют стационарные ПК.
Сегодня практически все игроки предлагают достаточно широкий ассортимент техники: от 20 тыс. наименований (например, в компании «МИР») до 45 тыс. (Media Markt). Чтобы в этих условиях привлечь покупателя, ведущие федеральные игроки стремятся предложить покупателю эксклюзив, заключая контракты со многими компаниями на поставки определенных моделей техники.
Как отмечают эксперты, сегодня во всех сетях цены находятся примерно на одном уровне, поэтому на первое место выходят сервис и забота о покупателе. Бернд Гуральчик считает, что первостепенной задачей магазинов становится правильный подбор персонала: «Качество работы наших консультантов влияет на наш имидж, поэтому мы требуем, чтобы они хорошо обслуживали клиентов, но в то же время каждый из членов нашей команды имеет все возможности для самореализации и профессионального развития». Также магазины стремятся привлечь покупателей, обеспечивая им наиболее удобные условия обслуживания. Сегодня все игроки сотрудничают с различными банками, предоставляя на своей территории услуги по кредитованию. При этом они стремятся не ограничиваться одним партнером, так, например, Media Markt в Самаре работает с такими кредитными учреждениями, как Банк «Русский Стандарт», Альфа-Банк и «Ренессанс Капитал». Еще один критерий — оперативность работы. Для того чтобы привлечь больше покупателей, особенно в периоды предпраздничного роста продаж, компании стараются заранее проверить всю продукцию и продавать ее уже с заполненным гарантийным талоном, чтобы не тратить время покупателей на проверку.
В компании «МИР» рассказывают, что их компания была первой, кто запустил на рынке проекты бонусных карт (совместно с «Русским Стандартом») и подарочных сертификатов. Сегодня подобные бонусные системы предлагают всех операторы.
Все эти способы привлечь покупателей снижают рентабельность магазинов в целом, поэтому компаниям приходится находить новые способы ее повышения.
По словам Елизаветы Тотуновой, высокая конкуренция на рынке бытовой техники и электроники, стремление снизить цены приводят к тому, что рентабельность на самые ходовые товары и акционные модели (товары, продающиеся в рамка акций — прим. ред.) действительно невысока. Кроме того, в период проведения акций — скидочных, например, — на отдельные товары она вообще может быть близка к нулю. Однако это компенсируется продажами высокорентабельных товаров (аксессуары, медианосители и расходные материалы), а также эксклюзивных моделей, высокотехнологичных новинок, техники, выпускаемой под Private Label и др. «Приносят некоторый доход и дополнительные услуги. Например, мы получаем комиссию за то, что в наших магазинах можно оплатить услуги интернет-провайдеров, операторов мобильной связи, спутникового телевидения. Ее нам платит провайдер, с покупателей дополнительную комиссию мы не взимаем», — говорит г-жа Тотунова. Новые дополнительные услуги компании вводят постоянно. Так, недавно компания «МИР» ввела в своих магазинах в Самаре услугу оплаты билетов компании «Скай Экспресс» через кассовые терминалы. До этого с авиаперевозчиком также начали сотрудничать магазины сети «Эльдорадо». По словам экспертов, такое сотрудничество выгодно обеим сторонам: компания, которая ставит в магазине свои терминалы, обеспечивает лучший сервис своим клиентам, а магазин получает новых потенциальных покупателей и дополнительное упоминание о себе — в рекламе услуг своего партнера.
Еще один способ формирования лояльности — создание собственных сервисных центров. «Для того чтобы завоевать доверие покупателя, нужно не только продавать, но и обслуживать, а в случае поломки — ремонтировать», — поясняет Елизавета Тотунова. Сейчас многие игроки рынка предлагают вместе с покупкой техники приобрести еще и сертификат, который дает право на ее бесплатный ремонт на срок от 2 до 5 лет после окончания заводской гарантии. Это — дополнительный источник прибыли, однако теперь компаниям приходится создавать собственные сервисные подразделения, а не только переадресовывать покупателей в сервисные центры производителей техники.
Эксперты называют перспективы дальнейшего развития самарского рынка достаточно привлекательными. По прогнозам, темпы роста будут заметно превышать аналогичные показатели относительно насыщенного столичного рынка, отмечает Максим Клягин. Основными факторами поддержания спроса будут оставаться рост доходов населения, развитие потребкредитования, масштабное жилищное строительство и появление новых торговых центров,
Как прогнозируют эксперты, рентабельность магазинов в будущем немного снизит рост заработной платы сотрудников. Однако, по словам Елизаветы Тотуновой, с этим можно бороться, повышая эффективность бизнес-процессов и производительность персонала. «Как известно, показатель «выручка на одного сотрудника» в ритейле в западных странах пока значительно выше, чем аналогичный показатель в РФ, что говорит о низкой эффективности сотрудников российских розничных сетей. В этом и есть резерв для сохранения рентабельности бизнеса», — говорит она. Еще один вариант сохранения рентабельности для компаний — дальнейшее развитие сервиса и структуры дополнительных услуг и платежей, доступных покупателям.