Подписаться
Курс ЦБ на 21.11
100,21
105,80

Обзор: Дилеры автопроизводителей России

Доля продаж отечественных автомобилей на российском рынке автомобильного ритейла снижается. По прогнозам экспертов, к 2010 г. продажи машин ВАЗ упадут на 17% по сравнению с 2006 г., а общая доля пр

Доля продаж отечественных автомобилей на российском рынке автомобильного ритейла снижается. По прогнозам экспертов, к 2010 г. продажи машин ВАЗ упадут на 17% по сравнению с 2006 г., а общая доля продаж других отечественных автомобилей через 2 года составит лишь 1% от рынка. Самарские дилеры уверены: российские автомобили еще займут достойную нишу благодаря сотрудничеству российских заводов с иностранными «грандами» автомобилестроения.

эксперты
Борис Алешин
президент ОАО «АВТОВАЗ»
Олег Вертай
директор ООО «АвтоДом ГАЗ» (Корпорация «Веха»)
Сергей Луговой
директор по связям с общественностью нижегородского филиала ОАО «Группа ГАЗ»
Вадим Писсанов
генеральный директор ООО «ГЭМБЛ»
Дмитрий Радченко
заместитель генерального директора ООО «Союз-Авто»
Ольга Толстинева
руководитель управления по маркетингу и работе с клиентами ОАО «Самара-Лада»
Алексей Хивинцев
генеральный директор группы компаний «Эхо-Н»

Сколько российских автомобилей было продано в Самаре в 2007 г.?
Кто покупает отечественные машины?
Как конкуренция с «иностранцами» сказывается на продажах отечественных авто?

В Самаре работает порядка шести официальных дилеров отечественных автопроизводителей. «Группу ГАЗ» представляет Корпорация «Веха». Продажей и техническим обслуживанием автомобилей этой марки занимается структурное подразделение Корпорации «Веха»  — ООО «АвтоДом ГАЗ». Официальный дилер Ульяновского автозавода — ООО «Эхо-Н». Автомобили вазовского семейства представляют четыре официальных дилера — ОАО «Самара-Лада», ООО «Автосалон СОК», ООО «ГЭМБЛ» и ООО «Урал-Лада». Для Тольятти в отличие от Самары традиционно характерно большое количество дилеров Волжского автомобильного завода (ВАЗа) — сегодня их уже более 30.

В связи с тем что Волжский автогигант расположен непосредственно в Самарской области, структура областного парка легковых автомобилей значительно отличается от общероссийской. По данным аналитического агентства «Автостат», в прошедшем 2007 г. автомобили семейства LADA занимали 69% всего легкового автопарка региона — долю, почти в полтора раза большую, чем в среднем по России. Отечественные автомобили других марок занимают 16% рынка, а иномарки — 15%. Самарская область находится на 8-м месте в России по уровню обеспеченности населения автомобилями, причем в основном спрос приходится на новые авто.

По данным руководителя управления по маркетингу и работе с клиентами ОАО «Самара-Лада» Ольги Толстиневой, в 2007 г. прирост самарского рынка продаж вазовских автомобилей составил 16% по сравнению с прошлым годом. Ежемесячно в Самаре ставится на государственный учет более 2 тыс. автомобилей марки ВАЗ. Лидером в сегменте продаж вазовских машин в Самаре является ОАО «Самара-Лада», которое занимает около 30% рынка, за ним следует ООО «Автосалон СОК» — 15% рынка.

Автозаводы предъявляют достаточно жесткие требования к своим дилерам. «Главное условие для розничной торговли вазовскими моделями — наличие своей станции техобслуживания, автосалона и асфальтированной стоянки для товарных автомобилей, — поясняет директор ООО «ГЭМБЛ» Вадим Писсанов. — Автозавод требует соблюдения определенного стандарта к визуальному оформлению дилерского центра, а также к построению отношений с партнерами — банками, страховыми компаниями».

Общий объем местного рынка продаж автомашин марки ГАЗ составляет около 5 тыс. единиц в год. По словам директора ООО «АвтоДом ГАЗ» Олега Вертая, более 80% машин этой марки в Самаре реализовано через официального дилера. «Мелкие компании, которые хотят освоить рынок продаж газовских моделей, просто не могут выполнить все требования, предъявляемые автозаводом к своим дилерам», — подчеркивает Олег Вертай.

Как сообщил директор по связям с общественностью нижегородского филиала ОАО «Группа ГАЗ» Сергей Луговой, Торговый дом Горьковского автозавода «Русские машины» проводит политику оптимизации своей сервисно-сбытовой сети. Во всех регионах присутствия дилеров ГАЗа создаются авторизованные дилерские центры, предоставляющие потребителю полный комплекс услуг по единой цене. В ноябре 2007 г. «Веха» открыла специализированный дилерский центр для продажи и технического обслуживания машин марки ГАЗ в Самаре. С началом работы этого центра компания планирует увеличить объемы продаж газовских машин более чем на 10%. «У нас уже выставлен один из образцов новых машин ГАЗа — микроавтобус LCV Maxus. Это одно из требований завода к своим дилерам — выделение особой площадки на шоу-руме для показа моделей машин, которые ГАЗ будет выпускать в ближайшем будущем», — добавляет г-н Вертай. В Корпорации «Веха» также сообщили, что уже в феврале в Самаре будет открыт еще один сервисный центр, предназначенный для продажи спецавтотехники ГАЗа.

Реализация уазовских моделей имеет свою специфику, автомобили этой марки относятся к классу SUV . Российский рынок SUV растет высокими темпами. По данным Ассоциации европейского бизнеса, его прирост в 2007 г. составил более 61%. Рынок SUV является самым конкурентным. Количество представленных моделей в этой категории больше, чем в любом другом сегменте легковых автомобилей, и их число постоянно увеличивается. По оценке генерального директора группы компаний «Эхо-Н» Алексея Хивинцева, непосредственно в Самаре в 2007 г. реализовано более 650 машин марки УАЗ, значительная часть их покупателей — это корпоративные клиенты (нефтяники, газовики, энергетики, коммунальные службы).

Еще один игрок на рынке — «серые» дилеры. Это предприятия или просто физические лица, которые не являются официальными дилерами автозавода, но, тем не менее, имеют возможность приобрести и перепродать автомобили, минуя официальное управление продаж завода. У «серых» дилеров нет своей предпродажной подготовки и последующего сервиса, поэтому они могут продавать машины по стоимости ниже, чем у официальных поставщиков. Но, по общему утверждению участников рынка, в этом случае у покупателя нет уверенности в качестве приобретаемого автомобиля. Впоследствии официальный дилер не всегда может взять такую машину к себе на гарантийное обслуживание. По оценкам экспертов, доля продаж отечественных машин через «серых» дилеров составляет в среднем от 5 до 20% в зависимости от марки авто.

Дилеры не опасаются засилья «китайцев»

За прошедший год доля продаж российских машин на общероссийском авторынке сократилась на 12%, в то время как продажи импортных авто выросли на 2%. При этом отчетливее проявляется тенденция роста продаж китайских легковых автомобилей, которые постепенно становятся главными конкурентами отечественных машин. По словам Алексея Хивинцева, основные конкуренты легкового ряда УАЗа — SUV, пикапы китайских марок, а также подержанный импорт, занимающий ту же ценовую категорию, что и автомобили УАЗ.

Самарские дилеры уверены, что, несмотря на рост продаж «китайцев», полностью вытеснить отечественные машины они не смогут. Об этом могут свидетельствовать и статистические данные Волжского автозавода. В 2007 г. в России продано 663,5 тыс. автомобилей производства ОАО «АВТОВАЗ», что является рекордным показателем для компании за все время работы на отечественном рынке. Реализация автомобилей АВТОВАЗа на российском рынке в 2007 г. превысила показатель 2006 г. на 6,2%.

Значительную долю потребителей, покупающих подержанные вазовские автомобили, составляют лица, которые впервые садятся за руль и хотят отточить свои навыки в управлении машиной. По данным управления по маркетингу и работе с клиентами ОАО «Самара-Лада», новый автомобиль марки ВАЗ приобретают в основном мужчины (77%), при этом данная марка популярна практически во всех возрастных группах, от 21 до 50 лет. По опросам покупателей автомобилей ВАЗ, только менее 5% из них пересаживается на вазовские машины с ранее эксплуатируемых иномарок, более 61% покупателей владело более ранней маркой LADA, и для почти 30% машина семейства ВАЗ является первым автомобилем в жизни.

«На уровень продаж газовских машин рост числа продаж «китайцев» и других автомобилей иностранного производства никак не влияет, — объясняет Олег Вертай. — Что касается качества сборки, то сейчас большинство известных марок машин производится не в Европе, а в третьих странах, где производство дешевле. Считаю, что по уровню качества «Волга» ничуть не уступает лучшим «иностранцам».

Алексей Хивинцев обращает внимание на то, что китайские производители не смогли получить разрешение правительства на создание сборочных производств на территории РФ. Тем самым китайские авто сильно проигрывают в конкурентной борьбе с отечественными машинами и «иностранцами», собранными в России. По оценке Ассоциации европейского бизнеса, объем продаж российских «иностранцев» в 2007 г. составил 19%, что на 4% больше, чем в 2006 г.

Отечественные авто будут собирать в соответствии с экологическими требованиями

С 1 января 2008 г. в России начали действовать экологические нормы стандарта «Евро-3». В странах ЕС они были введены еще в 2000 г., а через пять лет был проведен полный переход на выпуск автомобилей, соответствующих нормам «Евро-4». На выпуск автомобилей с этим классом двигателя переходят все отечественные автопроизводители — это приведет к удорожанию автомобилей. С января этого года Горьковский автозавод поднял цены на свою продукцию: легковые «Волги» подорожали на 5-6%, «Газели» стали стоить дороже на 8-10%, с января «Волга» с мотором Chrysler стоит около 318 тыс. руб. Повышение цены на свои автомобили прогнозируют и дилеры отечественных автозаводов. В федеральных СМИ не раз высказывалось мнение о том, что неминуемый рост цены на российские автомобили неизбежно скажется на их конкуренто- способности, приведет к снижению спроса у покупателей и затовариванию дилеров. Отечественный автопром не сможет конкурировать с недорогими иномарками из стран Азии.

Самарские дилеры не столь пессимистичны в своих прогнозах. Никто из экспертов не видит особых проблем в ужесточении экологических норм. «ВАЗ уже давно разослал официальное письмо своим дилерам о переходе на «Евро-3», — сообщила Ольга Толстинева, — конечно, некоторое подорожание произойдет, но мы не ожидаем массового оттока клиентов». Г-жа Толстинева напоминает, что ВАЗ в течение года вообще не поднимал цены на свою продукцию, и новое подорожание можно рассматривать как плановое, не связанное с изменениями экологических требований.

В 2006 г., когда был введен стандарт «Евро-2», жертвой экологической безопасности стала знаменитая малолитражка «Ока» (ВАЗ-1111), которая сначала была полностью снята с производства. Сегодня ее со значительными техническими усовершенствованиями выпускает Серпуховский автозавод. С переходом на «Евро-3» опасность нависла над классическими моделями ВАЗа. Руководство завода первоначально рассматривало возможность снятия с производства заднеприводных автомобилей. Но до сих пор, как замечает Ольга Толстинева, самым большим спросом пользуются именно «классические» модели (ВАЗ-2105 и ВАЗ-21074), затем в порядке убывания следуют ВАЗ-21014, Priora и Kalina. Подорожание, по словам г-жи Толстиневой, прежде всего коснется «классики» ВАЗа, так как новые модели LADA уже работают по стандартам «Евро-3». В связи с популярностью «классики» президент АВТОВАЗа Борис Алешин не раз заявлял, что с некоторыми техническими изменениями выпуск этих машин будет продолжен.

Алексей Хивинцев считает, что с введением в России стандарта «Евро-3» продажи автомобилей УАЗ могут даже возрасти, так как дешевым китайским внедорожникам, которые не соответствуют экологическим стандартам, будет закрыт доступ на рынок.

«Иностранцы» не смогут окончательно отбить покупателя у российского автопрома

В ближайшем будущем все эксперты прогнозируют увеличение продаж иностранных автомобилей. При этом доля российских машин на розничном рынке автомобильного ритейла будет неизбежно сокращаться. К 2010 г., по оценке Ольги Толстиневой, объем продаж всех отечественных автомобилей составит 20% от всего рынка, китайских машин — 4%, рынок будут занимать автомобили иностранных брендов. Но никто из них не сможет обогнать вазовские машины по объему продаж. Например, объем продаж каждой из наиболее популярных марок — KIA, Renault, Hyundai, Chevrolet, Ford — составит через два года от 7 до 9% рынка. В то время как объем продаж автомобилей ВАЗ будет находиться на уровне 19%.

Заместитель генерального директора ООО «Союз-Авто» (продажа подержанных вазовских машин) Дмитрий Радченко предполагает неизбежное снижение продаж подержанных вазовских моделей в крупных городах и небольшой рост их количества в сельской местности. В компании планируют в течение нескольких лет открыть филиалы в малых городах области для продажи подержанных вазовских автомобилей.

На 20% в течение двух лет прогнозирует увеличение продаж автомашин марки УАЗ в Самарской области Алексей Хивинцев. В планах компании «Эхо-Н» открыть на базе своего сервиса специальное направление по доведению UAZ Patriot до категории внедорожника спортивного класса.

Российские автогиганты ищут партнеров среди известных автомобильных брендов. ВАЗ объявил о тесном сотрудничестве с Renault, новая модель Горьковского автозавода собрана на основе Chrysler. Постепенно расширяется модельный ряд российских автопроизводителей, что дает уверенность их дилерам в стабильном развитии бизнеса. В январе этого года начался товарный выпуск хэтчбека LADA Priora, который, по прогнозам, должен полностью заменить «двенадцатую».

Волжский автомобильный завод намерен в следующем году перейти к реализации машин по заказу. Все дилерские центры объединят в большой холдинг, в котором покупатель сможет купить автомобиль, имеющийся в наличии, и заказать у дилера свою комплектацию, включая цвет кузова, салона и обивки.

В отличие от дилеров ВАЗа, которые занимаются продажей и техническим обслуживанием исключительно легковых автомобилей, ООО «АвтоДом» работает в сегменте продаж автобусов, грузовой и специальной техники. По официальным данным Горьковского автозавода, рост продаж основной модели в сегменте коммерческих автомобилей — «Газели» — за 9 месяцев 2007 г. составил лишь 4,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Как поясняет Олег Вертай, такой незначительный показатель объясняется повсеместной политикой региональных властей во всех субъектах РФ по сокращению числа «Газелей» в городских пассажирских перевозках. ОАО «ГАЗ» подготовилось к этому, планируя уже весной освоить производство на заводе в Нижнем Новгороде автобусов средней вместимости LCV Maxus, которые должны заменить устаревшие «ГАЗели» на рынке внутригородских пассажирских перевозок.

Производство легковых автомобилей ГАЗ за 9 месяцев 2007 г. снизилось на 17,2% за аналогичный промежуток времени в 2006 г. Олег Вертай прогнозирует, что скоро продажи легковых машин Горьковского автозавода будут возрастать. Связано это прежде всего с началом в марте этого года продаж новых автомобилей GAZ Siber, легких микроавтобусов Maxus.

SUV — (от англ. Sport Utility Vehicle) автомобиль для активного отдыха, общее название внедорожников в США.

Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
  • Россия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через КазахстанРоссия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через Казахстан
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.