Подписаться
Курс ЦБ на 30.01
98,01
102,40

Обзор: Дизайнерские и архитектурные мастерские

Увеличение объемов строительства вызвало рост спроса на архитектурно-дизайнерские услуги. Компании стали специализированными: крупными градостроительными и коммерческими объектами занимаются архите

Увеличение объемов строительства вызвало рост спроса на архитектурно-дизайнерские услуги. Компании стали специализированными: крупными градостроительными и коммерческими объектами занимаются архитекторы с большим стажем работы, а на долю новичков приходится бурно развивающийся рынок загородного строительства и интерьерный дизайн.

эксперты
Юлия Емельяненко
руководитель ООО «Дизайн Студия 9»
Алексей Герасимов
руководитель Творческой мастерской заслуженного архитектора России А.Н. Герасимова
Вячеслав Исаев
заместитель директора проектно- строительной фирмы «Диорит»
Андрей Смирнов
главный архитектор городского округа Самара
Елена Тур-Ниденталь
генеральный директор ООО «4D Proekt»
Георгий Черемисин
директор творческой мастерской «Самарская галерея»
Михаил Шкребтий
директор ООО «Новый город»
Андрей Яновский
исполнительный директор Творческой мастерской союза дизайнеров

Что мешает работать самарским архитекторам?
Какие методы продвижения наиболее действенны на рынке архитектурных услуг?
Как дизайнеры зарабатывают на дополнительных услугах?

Запоследние 2 года в Самарской области в 1,5 раза выросли темпы строительства этажных домов, на разных стадиях строительства находятся несколько десятков коттеджных поселков, а это более 2000 домов, что привело к росту числа заказчиков архитектурно-дизайнерских мастерских. Более высокими темпами растет количество клиентов — юридических лиц: застройщиков, девелоперов, владельцев офисов, ресторанов, бутиков. Так, во многих фирмах соотношение числа заказов от физических и юридических лиц сегодня составляет 40% на 60%. Однако Юлия Емельяненко, руководитель ООО «Дизайн Студия 9», отмечает, что ее компания в основном работает с интерьерами и большая часть клиентов — именно частные лица. Но наряду с этим растет количество заказов и по другим направлениям. «Популярным становится промышленный дизайн интерьеров, — подчеркивает она. — Компании стараются оформлять в едином корпоративном стиле и офисы, и производственные цеха». Сегодня на самарском рынке действует около 100-150 компаний, оказывающих архитектурно-дизайнерские услуги, оценить количество свободных дизайнеров и архитекторов участники рынка не берутся.

Архитекторов выбирают по рекомендации

Проектирование жилых и коммерческих зданий и комплексов — наиболее сформировавшийся и устоявшийся сегмент рынка. Большие объемы работ под силу только крупным архитектурным мастерским с солидной деловой историей и репутацией. Архитектора выбирают, ориентируясь на его профессиональное мастерство, успешность прежних проектов и рекомендации. Практически все основные заказчики сегодня уже работают с ведущими архитекторами, и занять здесь значимую долю рынка новичкам не удается.

Успешно выполненное задание в дальнейшем работает на имя архитектора, повышая его востребованность. К сожалению, отмечают эксперты, в Самаре подобных заказов не много: девелоперы еще не готовы тратить слишком большие средства на отделку, к тому же должен быть хорошо налажен канал поставки — многие строительные и отделочные материалы необходимо выписывать из Москвы, поскольку на местном рынке недостаточно большой выбор. Поэтому удачные проекты для города пока еще редкость: один из самых ярких архитектурных объектов — гостиница Holiday Inn, проект творческой мастерской Пастушенко и Самогорова, отмеченная главным призом всероссийского фестиваля «Зодчество». Такие работы, по мнению специалистов, пока еще единичны, а в основном архитекторам приходится бороться с заказчиком за каждую идею. Алексей Герасимов, руководитель Творческой мастерской заслуженного архитектора России А.Н. Герасимова: «Сложно объяснить заказчикам, что то или иное решение не вписывается в архитектурный облик улицы или района». Работать мешает размытость авторских прав и сложность законодательного регулирования спорных вопросов между заказчиком и исполнителем.

Георгий Черемисин, директор творческой мастерской «Самарская галерея», считает, что необходимы закрепленные расценки на услуги, средний разброс, в пределах которого должны быть цены. Это поможет урегулировать ситуацию на рынке, убрав с него небольших демпингующих игроков. Сегодня средняя по городу цена за проект — от 300 до 1500 руб. за кв. м в зависимости от сложности и объема работ. Сегодня же, по его словам, советом Росстроя предлагается концепция об обязательном страховании ответственности архитектора, причем в данное время идет ее детальное обсуждение. Сейчас проектные организации страхуют свою ответственность, только если того требует заказчик или нужна лицензия. Подход к страхованию в большинстве случаев формальный. Скорее всего, считает г-н Черемисин, это приведет к скачку цен — ведь архитекторы будут включать в стоимость услуг еще и страхование. Вполне возможно, что если проект будет принят и утвержден, частные мастерские будут понемногу исчезать, начнется возрождение крупных институтов, занимающихся сразу несколькими направлениями деятельности.

В малоэтажном строительстве архитекторы конкурируют с готовыми проектами

Наиболее подвижен и конкурентоспособен сегмент индивидуального строительства и проектирования жилья и мелкой коммерческой недвижимости: коттеджей, кафе, ресторанов, а также индивидуальные проекты внутренней отделки. Здесь основная борьба за клиента разворачивается между небольшими дизайнерскими и архитектурными мастерскими, часто главным аргументом в пользу выбора исполнителя становится цена работ. Большинство клиентов приходит по рекомендации, поэтому главная задача компаний — удержать заказчика, предлагая ему все интересующие его услуги.

Все более интересным для местных архитекторов становится загородное строительство. Инвестиции в него сегодня высоки, при этом бум на готовые проекты из интернета проходит. Георгий Черемисин: «Раньше заказчики выписывали проекты по низким ценам из других городов, но на этапе строительства сталкивались с трудностями, так как они не были детально разработаны, просчитаны, не всегда подходили для реализации в наших климатических и геологических условиях, и рано или поздно обращались к местным специалистам». Для местных архитекторов работа по приспособлению готовых проектов к конкретным требованиям заказчика не очень интересна и не приносит особенной прибыли. Поэтому за эту работу берутся только по совместительству и для поддержания квалификации.

Сегодня архитекторы стараются выдвинуть на рынок как можно больше собственных предложений по проектированию в малоэтажном строительстве, привлекая клиентов разнообразными скидками, предоставлением комплексных услуг для того, чтобы успешно конкурировать на рынке и снизить интерес заказчиков к готовым проектам. Юлия Емельяненко говорит, что в планах ее фирмы более плотно заняться индивидуальным строительством, выполняя проекты под ключ (от ландшафтного дизайна до интерьера). Вячеслав Исаев, заместитель директора проектно-строительной фирмы «Диорит», также говорит о том, что среди первоочередных планов по росту компании — развитие направления малоэтажного проектирования, а также строительства, чтобы клиент мог получать сразу весь спектр услуг.

Дизайнеры начинают специализироваться

Из-за возросшего спроса на услуги игроки рынка не успевают обрабатывать все заказы и сосредотачиваются на наиболее интересных для них видах деятельности. На рынке наметилась тенденция к специализации. Исполнительный директор Творческой мастерской союза дизайнеров Андрей Яновский отмечает, что заниматься всем сразу просто не хватает времени: «Обычно дизайнер или проектировщик может за месяц выполнить ограниченное количество заказов, в среднем 5-6, поэтому есть смысл специализироваться на наиболее интересном лично для него направлении». Михаил Шкребтий, директор ООО «Новый город», считает, что удобнее и выгоднее отдать выполнение некоторых работ на субподряд, для того чтобы получить лучший результат. Так, в его компании сторонним специалистам отдается ландшафтное проектирование.

Елена Тур-Ниденталь, генеральный директор ООО «4D Proekt», придерживается другой точки зрения: «Для компании гораздо выгоднее выполнять всю работу своими силами, а чтобы справляться с растущими объемами заказов, необходимо расширять штат». Хотя все эксперты отмечают, что компании из 10-15 человек для рынка — редкость, чаще всего они формируются вокруг одной фигуры — архитектора, кроме него в штате есть еще 3-5 человек, а ведение бухгалтерской и юридической отчетности отдается на аутсорсинг.

«По мере наполнения рынка увеличиваются затраты компаний на продвижение своих услуг», — говорит Андрей Яновский. Однако директор творческой мастерской «Самарская галерея» Георгий Черемисин отмечает: «Прямая реклама более эффективна на рынке дизайна, а не для продвижения архитектурных услуг. Мы как-то пробовали размещать объявления в СМИ, но притока заказчиков это не вызвало».

На выбор заказчика скорее влияет не степень разрекламированности, а опыт работы и мастерство, либо цена услуг. Потребности различных категорий клиентов сильно расходятся, поэтому дизайнера или архитектора в первую очередь выбирают, ориентируясь на то, сколько денег планируется потратить. Сегодня на рынке достаточно много молодых специалистов, которые готовы работать за более низкую цену, — к ним чаще всего и обращаются за проектами интерьеров квартир, торговых точек в ТЦ, когда от арендаторов владельцы требуют проект, однако слишком высокой проработанности не нужно, конструктивных изменений не требуется.

Дизайн-бюро зарабатывают на допуслугах

Повышать цены на свои услуги архитектурно-дизайнерские компании в условиях высококонкурентного рынка не могут, поэтому в поисках дополнительного заработка компании стремятся оказывать как можно более полный спектр услуг, а также предлагать различные дополнительные сервисы. Таким образом, развитие дополнительных направлений деятельности позволяет проектно-дизайнерским компаниям диверсифицировать риски. Игроков на рынке сегодня достаточно, и заниматься только интерьерным дизайном не всегда рентабельно. Продажи строительных и отделочных материалов, включение в список предложения строительных работ, декорирования позволяет компании обеспечить себя постоянным заработком.

Так, Юлия Емельяненко говорит, что ее компания разрабатывает полные рекомендации по выполнению фирменного стиля. На привлечение новых клиентов работает услуга декоратора-консультанта. «После профессиональной консультации заказчики чаще всего приходят к нам за проектом», — уточняет она.

Вячеслав Исаев считает, что компания, предлагающая больше допуслуг при прочих равных возможностях, выигрывает в глазах потребителя. В компании «Диорит» ставку сделали на продажи дополнительных продуктов (декоративных покрытий, натяжных потолков) для дальнейшей комплектации интерьера по разработанному дизайн-проекту. При этом привязки к определенной фирме не существует, просто компания помогает клиенту определиться на рынке, работает посредником между потребителем и продавцом материалов, получая за это вознаграждение.

Елена Тур-Ниденталь считает, что для дизайнера вполне нормально заключать договор с компаниями, продающими отделочные и строительные материалы на продвижение их продукции, однако это не должно отражаться на цене для клиента. «Наши предложения носят рекомендательный характер, — говорит она, — однако клиент все-таки в большинстве случаев прислушивается к мнению архитектора». По словам г-жи Тур-Ниденталь, проценты с продаж — это отнюдь не основной заработок фирмы. Все полученные таким образом деньги чаще всего уходят строителям, которые в свою очередь приводят дизайнеру клиентов.

Сегодня Елена Тур-Ниденталь собирается при помощи дизайнерской компании продвигать продукцию другой своей фирмы, работающей под маркой «4D Decor». Сделав пакетное предложение сразу от двух компаний, она рассчитывает продвинуть торговлю текстилем на рынок и заработать на покупку помещения для компании.

Уже сегодня архитектурно-дизайнерский рынок города начинает приобретать четкую структуру. В ближайшие два года, как ожидают эксперты, изменения будут связаны с укрупнением существующих компаний. По мнению Георгия Черемисина, все более востребованными будут услуги не частных архитекторов, а юридических лиц — в связи с ужесточением законодательства. Заказчику уже сегодня важно знать, что человек, который выполнил ему проект, имеет закрепленный юридический статус, его всегда можно будет найти по месту работы и в случае неприятностей будет кому предъявлять претензии.

 

 

 

детали
Дизайн-проект частных интерьеров стоит дороже офисного
Стоимость дизайн-проекта в Самаре в зависимости от уровня сложности, руб./кв. м

Категория сложности Описание Пример Стоимость
Первая объекты, где не нужна значительная перепланировка и сложные стилевые решения торговые залы, офисы 330
вторая требуют индивидуального подхода к внутреннему пространству спортивные и оздоровительные комплексы, административные и общественные заведения 416
третья нестандартный подход к разработке дизайна частные апартаменты, коттеджи, кабинеты руководителей 520
четвертая сложноорганизованное пространство, много деталей, эксклюзивные авторские идеи рестораны, коммерческие проекты индивидуально

Источник: данные проектно-строительной компании «Диорит».

мнение
«Самарскому рынку не хватает грамотного позиционирования»
Андрей Смирнов
главный архитектор городского округа Самара
Инвестиционная привлекательность региона сегодня растет, город вызывает интерес у федеральных застройщиков и девелоперов. Но, реализуя в Самаре проект, они везут собственных архитекторов, местные специалисты при этом остаются невостребованными. Однако опыт показывает, что наши архитекторы работают на уровне своих коллег из других городов, вот только самарскому рынку не хватает грамотного позиционирования. На мой взгляд, проблема в отсутствии стандартизированной информации по архитекторам: необходимо развитие и расширение специализированного интернет-портала, где была бы информация обо всех специалистах, база архитекторов с их работами. Доступность информации о местных профессионалах должна сделать рынок более прозрачным, и тогда инорегиональным застройщикам легче будет найти партнера здесь, а также привлекать наших специалистов к работе в других регионах.

Самое читаемое
  • Первый магазин сети «Светофор» приостановил деятельность после начала масштабной проверкиПервый магазин сети «Светофор» приостановил деятельность после начала масштабной проверки
  • Суд арестовал бывшего министра ЖКХ Николая Смирнова до 17 мартаСуд арестовал бывшего министра ЖКХ Николая Смирнова до 17 марта
  • Как поженить туризм и искусство, создав на Байкале свою «Желтую Мельницу»Как поженить туризм и искусство, создав на Байкале свою «Желтую Мельницу»
  • Китайский чат-бот уронил состояние богатейших людей мира на $108 млрдКитайский чат-бот уронил состояние богатейших людей мира на $108 млрд
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.