Обзор ДК: Туроператоры и турагентства
За 2006 г. рынок туристических услуг Самарской области вырос на 25%, а его оборот составил около 29-36 млрд руб. По прогнозам экспертов, он продолжит расти и в этом году, причем более высокими темп
Виктория Агалакова
директор туристического центра «У-РА»
Танзия Булатова
финансовый директор туристической фирмы «Спутник-Гермес»
Татьяна Добрякова
генеральный директор агентства международных путешествий «Гермес-Тур»
Галина Зверева
директор туристической компании «Элит-Туристик»
Наталья Киняпина
директор туристического агентства «Акварель-Круиз»
Олег Мартыненко
директор туристической компании «Профцентр»
Маша Покрасс
директор туристической компании Sterna
Юлия Раджабова
коммерческий директор туристического агентства «Меридиан»
Надежда Салькова
директор туристического агентства «Фита-Тур»
Татьяна Спиркина
директор туристической компании «Окта-Тур»
Что препятствует развитию внутреннего туризма в Самарской области?
Как новый закон повлияет на туристический рынок региона в 2007 г.?
Туристический рынок Самарской области считается одним из самых развитых в России по обороту за последние 10 лет и занимает четвертое место после Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга. Эксперты оценивают оборот самарского рынка внешнего туризма за 2006 г. примерно в 20-25 млрд руб., а оборот рынка внутреннего туризма за аналогичный период в 9-11 млрд руб.
В 2006 г. турфирмы, работающие на территории Самарской области, продали порядка 15,5 тыс. туров, из них около 13 тыс. зарубежные. Это на 5,2 тыс. туров больше, чем в 2005 г. Эксперты отмечают, что в последнее время самарцы предпочитают отдых за рубежом. Популярны Испания, Греция, Италия, Болгария, Вьетнам, Марокко и Доминиканская Республика. По-прежнему наиболее востребованы среди самарцев в зимний период туры в Египет, Таиланд и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Сейшеллы, Мальдивы и Карибы. Невостребованными из-за отсутствия снега в этом году остались горнолыжные курорты России и Европы. По словам директора компании «Элит-Туристик» Галины Зверевой, потери самарских туристических агентств и операторов по горнолыжному направлению в этом году могут составить порядка 5-10% от общей прибыли компаний.
Основу внутреннего туризма Самарской области составляет речной туризм 95% всех туристических компаний Самары предлагают подобные услуги. Татьяна Добрякова отмечает, что у туристов востребованы автобусные экскурсионные туры в Тольятти с посещением технического музея АвтоВАЗа, а также пешеходные и автобусные экскурсии по Самаре и отдых в аквапарке. Есть много туров по деловой и исторической Самаре и Жигулевским горам. Туроператоры отмечают, что национальный парк «Самарская Лука» может представлять интерес для туристов, но попасть туда можно только по пропускам, что затрудняет массовый доступ туристов на территорию заповедника.
В 2007 г. федеральная экспансия в Самару усилится: свои планы о выходе на местный рынок озвучили столичные компании TEZ-Tour и Coral Travel. Крупным московским туроператорам самарский рынок интересен тем, что поделен не так жестко, как столичный. «Москвичам выгоднее работать напрямую, а не через агентства в регионах, можно сэкономить на агентских процентах и предложить туры по более выгодной клиенту цене. Все это обострит конкуренцию между ведущими игроками рынка», считает Татьяна Добрякова.
С 1 июня 2007 г. вступает в силу Закон «О внесении изменений в ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Он отменяет обязательное лицензирование туроператорской и агентской деятельности. Вместо лицензий появится Единый федеральный реестр туроператоров. Кроме того, закон предусматривает введение понятия «финансовая гарантия»: туроператоры должны будут заручиться банковской гарантией или застраховать гражданскую ответственность. Размер страховки закон дифференцирует в зависимости от вида туроператорской деятельности: для туроператоров, работающих в сфере международного туризма как выездного, так и въездного, размер финансовой гарантии составит 5 млн руб., а для туроператоров, работающих только на внутреннем рынке, 500 тыс. руб. Турагентства не попадают в поле зрения федерального закона, поэтому полную ответственность за качество предоставленных услуг несет только туроператор. По мнению директора туристического центра «У-РА» Виктории Агалаковой, лицензирование дорогая процедура, а система фингарантий упростит работу турфирмы в целом.
детали
Власти вложили более 4 млн руб. в туристический бренд региона
Средства областного бюджета, выделенные на развитие внутреннего туризма в 2006 г., млн руб.
Средства | Программы |
1,42 | Издание на русском и иностранных языках путеводителей, буклетов и карт |
0,899 | Cоздание сайта департамента развития туризма и тиражирование интерактивной карты достопримечательностей Самарской области |
0,584 | Проведение презентаций самарской губернии в других регионах России и за рубежом |
0,475 | Поддержка международных туристических выставок |
0,270 | Разработка новых маршрутов по ПФО |
0,241 | Разработка программы по спелеотуризму |
0,221 | Разработка программы по охотничьему и рыболовному туризму |
Источник: департамент развития туризма Самарской области.
мнение
Инфраструктуру отдыха в Самаре необходимо отстраивать с нуля
Надежда Салькова
директор туристического агентства «Фита-Тур»
Отсутствие четкой политики со стороны областной администрации «тормозит» процесс развития внутреннего туризма в Самарской области. Сегодня в регионе нет той инфраструктуры, которая удовлетворила бы туристов, приезжающих на отдых в Самару. В Самаре нет отлаженной сети питания и развлечений, на базах отдыха области нет ухоженных пляжей. На мой взгляд, инфраструктуру необходимо отстраивать заново и практически с нуля.