Обзор: Фитнес-центры - 28.01.2008
На самарском рынке фитнес-услуг представлены как федеральные сетевые проекты, так и местные игроки. Наиболее активными темпами развиваются сегодня фитнес-центры среднего уровня — уступая крупным в
эксперты
Ольга Афанасьева
менеджер фитнес-клуба «Атмосфера»
Андрей Грибанов
директор фитнес-центра Panatta Sport
Мария Гудова
менеджер отдела продаж фитнес-клуба «Монополия»
Марина Осипова
управляющий СОзК «Самарский»
Елена Пашкина
начальник отдела маркетинга и рекламы фитнес-клуба Fine Fit
Алексей Смышляев
директор фитнес-клуба World Class
Кирилл Сукочев
директор сети клубов «Планета Фитнес», Самара
Михаил Хаит
управляющий фитнес-клубом Kangaroo
Какие ниши занимают клубы среднего формата?
Почему фитнес-клубы активно продвигают детские программы?
Сегодня в Самаре насчитывается около 100 фитнес-центров различного масштаба. Точной их классификации не существует, однако самое распространенное деление — по площади и по стоимости услуг. По первому критерию выделяются крупные клубы от 2 тыс. кв. м, средние — от 0,5 до 2 тыс. кв. м и мелкие — до 500 кв. м. Второй стоимостный критерий подразумевает деление всех клубов на классы: «премиум», «люкс» и «эконом». Эти две классификации взаимосвязаны, так, принадлежность к сегменту «премиум» подразумевает наличие площади не менее 2 тыс. кв. м, однако желательно и не более 6 тыс. кв. м. Клубы средних размеров могут работать как в категории «люкс», так и «эконом» — это зависит от наличия нескольких залов и класса имеющихся в распоряжении клуба тренажеров.
В Самаре к премиум-сегменту (стоимость абонемента — от 25 до 50 тыс. руб.) относят порядка 4 клубов, они привлекают клиентов не за счет территориального расположения, а благодаря широкому спектру услуг, наличию нескольких залов для тренировок, бассейна, полного сервисного обслуживания. Это имеющая 3 клуба «Планета Фитнес», «СОК Фитнес», «KIN.UP-фитнес», Gold Gym в «Мегакомплексе на Московском». Это клубы с большой площадью, бассейном, отвечающие всем современным требованиям. В городе представлены практически все основные ведущие федеральные сети фитнес-клубов, отмечает директор сети фитнес-клубов «Планета Фитнес», Самара Кирилл Сукочев.
Большинство клубов, работающих в сегменте «премиум», предлагают своим клиентам клубные карты на полгода или год. Как объясняют участники рынка, это наиболее выгодно, поскольку клуб сразу получает клиента на длительное время и застрахован от потери посетителей. Кроме того, такие предложения отсеивают клиентов с низким уровнем дохода, так как оплатить сразу занятия за год способны не все. В среднем в Самаре годовой абонемент в фитнес-центр премиум-класса стоит от 25 до 60 тыс. руб. без учета скидок. В большинстве случаев, оплачивая сразу год занятий, можно получить значительную скидку — до 40% (так, если абонемент на месяц стоит около 3-5 тыс. руб., годовой абонемент обойдется в 20-25 тыс. руб.).
Примерно две трети от оставшегося количества — это средние фитнес-клубы, работающие как в сегменте «люкс» (стоимость годовой карты от 15 до 20 тыс. руб.), так и «эконом», где более активно продаются отдельные занятия или карты на месяц стоимостью от 1,5 до 3 тыс. руб.
Остальные игроки — это маленькие залы с ограниченным набором тренажеров, рассчитанные на клиентов из соседних домов. Незанятых ниш на рынке фитнес-услуг в Самаре на сегодняшний день нет, однако, по словам экспертов, почти в каждой из них есть место для новых игроков. Наиболее заполнен сегмент «премиум», а больше всего возможностей для развития в сегменте «эконом». Уровень проникновения фитнеса в России по сравнению с Европой весьма невысок. В Самаре он составляет менее 1%, а, например, в Лондоне 25% населения в той или иной мере занимается фитнесом.
Рынок фитнес-услуг игроки относят к быстрорастущим: его оборот, по разным оценкам, увеличивается в год на 40-50%, а спрос на такие услуги — более чем на 20%. Так, например, Кирилл Сукочев сообщает, что за 2007 г. количество клиентов сети спортивно-оздоровительных клубов «Планета Фитнес» в Самаре увеличилось вдвое. Причем большая часть новых клиентов до этого не посещала клубы. Поэтому конкуренция идет в основном за новичков, переманивание посетителей из других клубов не распространено так широко, как в Москве.
Участники рынка констатируют, что спрос на услуги премиум-центров в Самаре еще не слишком высок, заполненность таких залов всего 40-60%. Тем не менее на рынок заходят и новые сетевые игроки, рассчитывающие на состоятельных посетителей. В марте открывается фитнес-клуб World Class, который будет располагаться в одном из элитных коттеджных поселков и ориентироваться не только на его жителей, но и на обитателей близлежащих коттеджных поселков. Директор фитнес-клуба World Class Алексей Смышляев говорит, что в Самаре есть неохваченная потенциальная аудитория клубов премиум-класса, для того чтобы заинтересовать ее, необходимо предложить новые услуги, новый класс работы. Партнером World Class в Самаре стала СК «Портал», которая заключила франчайзинговый договор с федеральной сетью. Размер вложений в новый проект составил $6-7 млн, общая площадь клуба — свыше 3200 кв. м. Весь второй этаж клуба занимает кардио- и тренажерный залы общей площадью более 650 кв. м, в клубе два бассейна, один из которых детский. Также в центре будут располагаться спа-салон с полным набором самых современных услуг и фитнес-бар со спортивным сбалансированным меню. Клуб рассчитан на 1,5-2 тыс. постоянных владельцев карт. Ожидается, что не менее половины из них будет приобретено еще до открытия клуба — в период льготной продажи.
Стоимость годовой карты будет немного выше средней по городу, отмечает Алексей Смышляев, однако клиентов будет привлекать высокий класс клуба. Ожидается, что она составит 40-50 тыс. руб.
Практически все клубы премиум-класса открывают в Самаре федеральные сетевые игроки — для того чтобы построить здание, оборудовать полноценный комплекс, включающий в себя все необходимые составляющие: бассейн, душевые, комнаты отдыха, оборудованные залы для занятий, — требуются крупные финансовые вложения, которые не по силам большинству самарских игроков. В среднем стоимость открытия клуба премиум-класса оценивается в $5-8 млн.
Единственный самарский клуб, который позиционируется в этом сегменте, — «СОК Фитнес», открытый в консалтинговом партнерстве с сетью World Class: ее специалисты давали консультации по оформлению здания, подбору оборудования, проводили обучение тренеров и руководителей. Сейчас фитнес-клуб работает самостоятельно, а федеральная компания нашла в городе франчайзингового партнера и будет продвигать на рынке собственный бренд.
Пример самостоятельного развития самарской компании до класса «премиум» — это спортивно-оздоровительный комплекс «Самарский». Его управляющий Марина Осипова отмечает, что фитнес-центр строился на базе санатория, в распоряжении которого есть большой спектр медицинских услуг, без стороннего франчайзингового или консалтингового вмешательства. Сегодня в спорткомплексе есть бассейн 25x18 м, универсальная спортивная площадка, предназначенная для занятий волейболом, баскетболом, футболом, настольным теннисом. Это позволяет говорить о самарском фитнес-центре как о полноценном игроке премиум-класса. Весной 2008 г. планируется открытие дополнительных площадей комплекса.
Развитие крупных сетевых проектов не привело к исчезновению небольших средних клубов, однако заставило их переориентироваться в формат home fitness . Управляющий фитнес-клуба Kangaroo Михаил ХаИт уточняет, что его клуб и не рассчитывает на посетителей со всего города, для имеющихся площадей достаточно привлечь клиентов из близлежащих районов. Упор в клубе делается на создание уютной, домашней атмосферы. «В клубе большого формата сложнее вести индивидуальную работу с каждым клиентом, следить за тем, как тренеры общаются с посетителями, достаточно ли внимательны к ним», — дополняет он.
Соглашается с ним и Ольга Афанасьева, менеджер фитнес-клуба «Атмосфера», работающего в составе НОУ «Центр лечебной педагогики»: «Несмотря на то что наш клуб достаточно небольшой, мы не испытываем недостатка в посетителях, в вечерние часы тренажерный зал заполнен на 100%. К нам приходит в основном молодежь для того, чтобы позаниматься и пообщаться друг с другом и инструктором».
Конкурировать с крупными фитнес-центрами средние не стремятся, ориентируясь на другой сегмент потребителей: людей, для которых первостепенное значение при выборе клуба имеет не столько престижность, сколько близость к дому и работе.
В некоторых районах города достаточно сильная конкуренция между клубами среднего формата, поэтому им приходится специализироваться или ориентироваться на определенный ценовой сегмент. Так, например, фитнес-центры Kangaroo, «Lexus-Атлетик», «Монополия» ориентированы на потребителей класса выше среднего (например, стоимость месячного абонемента в фитнес-клубе «Монополия» составляет 2500 руб., квартального — 5900). Это связано и с их расположением в центре города, в районах новостроек, и с классом оформления и закупленного оборудования. Михаил Хаит: «На самом деле услуги, которые оказывают в фитнес-центрах небольшого формата, не отличаются по качеству: у нас работают хорошо обученные тренеры, заработная плата практически во всех клубах одного уровня одинаковая, мы постоянно отправляем сотрудников на обучение».
Управляющий фитнес-клуба «Монополия» Мария Гудова: «Небольшие клубы ориентируются не на количество посетителей. Мы предоставляем как можно более полный спектр услуг, для того чтобы клиенты могли прийти в клуб вечером и получить все необходимое им обслуживание. Спа-салон, спортивно-диетическое питание, фитнес-диагностика — этими дополнительными отделами сегодня обзаводятся практически все небольшие фитнес-центры. Это дает возможность создать домашнюю атмосферу».
Еще один метод продвижения и поиска клиентов — нетипичное для клубов среднего формата привлечение посетителей из других районов города. Это позволяет сделать специализация по предоставляемым услугам. Panatta Sport и «Атмосфера» в своем продвижении сделали ставку на предоставление медицинских услуг. Директор фитнес-центра Panatta Sport Андрей Грибанов: «Наш фитнес-центр в основном рассчитан на индивидуальную работу с клиентами, у нас есть специалисты-медики, реабилитационные программы». По словам г-на Грибанова, именно четкое позиционирование в сегменте оздоровительных учреждений позволяет ему привлечь клиентов в условиях конкуренции с находящимися недалеко «Ботек», «Атлетик», «Женез». При этом фитнес-центр не рассчитывает на продажу годовых карт: по словам руководителя, основной процент клиентов приобретает карты на месяц — для клубов среднего уровня это обычная практика.
Ольга Афанасьева рассказывает, что в фитнес-клубе «Атмосфера» лечебные направления (кинезотерапия) появились не так давно, в 2007 г. «У нас в центре уже 5 лет работает врач, который занимается с детьми, имеющими проблемы двигательного развития. А с прошлого года кинезотерапия стала востребована и взрослыми с заболеваниями позвоночника и выделилась в отдельное направление», — продолжает она.
Мария Гудова отмечает, что процесс привлечения клиентов не останавливается никогда. Хорошо действуют различные акции. Так, фитнес-центры постоянно вводят скидки на карты или на отдельные процедуры: система скидок в фитнес-индустрии, по мнению г-жи Гудовой, достаточно действенна, она позволяет показать посетителю преимущества занятий в клубе, заинтересовать его своими услугами и сделать постоянным клиентом. Так, в «Монополии» действуют скидки для студентов, семейные, корпоративные. Помимо всего прочего, день открытых дверей — это действенный способ показать все возможности клуба и тренерского состава.
Начальник отдела маркетинга и рекламы фитнес-клуба Fine Fit Елена Пашкина говорит, что для массированного привлечения клиентов клубы все чаще используют демпинг, это отражается и на политике других игроков: если раньше в активный сезон клубы поднимали цены, то сейчас в сезон начинаются акции по продаже услуг со скидкой даже в клубах премиум-класса.
Г-жа Пашкина подчеркивает, что в ее клубе отдали предпочтение программам лояльности, а не изначальным скидкам для новичков. Так, в клубе постоянным клиентам предоставляют скидки, которые увеличиваются пропорционально стажу в клубе. «Во многом благодаря этому порядка 24% наших клиентов являются постоянными членами клуба в течение 10 и более лет, около 40% — в течение 3 и более лет», — добавляет Елена Пашкина. Хорошо действуют и различные внутриклубные акции, направленные на формирование положительного отношения клиентов к клубу, уточняет она, так, Fine Fit проводил новогодний танцевальный спектакль, в нем приняло участие более 85 клиентов клуба. «Мы уверены, что теперь они останутся в нашем клубе надолго», — отмечает г-жа Пашкина.
Эксперты считают, что тренерский состав клуба также влияет на привлекательность его для клиентов. «Хороший инструктор тренажерного, аэробного или танцевального залов — это гарантия успешной работы клуба: зачастую в клуб приходят именно к определенному тренеру», — отмечает Ольга Афанасьева. Именно поэтому движение тренеров между клубами достаточно активное, и приходится постоянно работать над формированием лояльности хороших специалистов. «Мы берем начинающего тренера, обеспечиваем его профессиональный рост и делаем все возможное, чтобы он задержался у нас надолго. В результате и клиенты ходят к нам в течение нескольких лет», — рассказывает г-жа Афанасьева.
Кроме того, фитнес-клубы продвигаются через социальные акции. Так, например, СОзК «Самарский» предоставляет свой универсальный спортивный зал для проведения соревнований по футболу, волейболу, баскетболу.
Ольга Афанасьева отмечает, что большая часть посетителей «Атмосферы» — студенты и школьники, поэтому клуб много внимания уделяет этой категории клиентов: «Мы регулярно проводим конкурсы, соревнования, сотрудничаем со школами, работаем с ними по программам здорового образа жизни, предоставляем старшеклассникам бесплатные клубные карты в дни школьных каникул».
Еще один источник постоянных клиентов — корпоративное сотрудничество. Михаил Хаит: «Достаточно часто мы заключаем договор с компаниями, которые хотят обеспечить сотрудников клубными картами. В основном это те организации, офисы которых находятся недалеко от нас». Обычно клубы предоставляют своим корпоративным клиентам скидки, которые достигают 40%, на покупку сразу нескольких абонементов.
Однако задача клубов — не только привлечь клиента, но и удержать его. По словам Елены Пашкиной, очень часто отток клиентов из клуба происходит именно из-за отсутствия у клиента результата, за которым он туда пришел. Поэтому в Fine Fit, например, организовали студию прицельного тренинга — объединение тренеров, которые помогают посетителям быстро достичь результата. «Причем акцент здесь делается на ответственности тренера за результат, которая в других клубах продается только в персональных тренировках», — уточняет г-жа Пашкина.
Эксперты отмечают, что на рынке отчетливо прослеживается тенденция к переориентации существующих клубов в семейный формат. Это выражается в том, что большое внимание в них начинают уделять работе с беременными и детьми.
Сегодня детские программы есть практически во всех фитнес-центрах, различается только их количество и возможности. Так, в одних клубах они предназначены только для детей посетителей центра, в других существуют как самостоятельное направление.
Кирилл Сукочев: «В «Планете Фитнес» развито направление детского фитнеса — «Трали-Вали Клаб» и клуб дошкольного развития «ШтаныНаЛямках». Для детей, не являющихся членами клуба, действуют также программы по обучению плаванию, как индивидуально, так и в секциях».
Марина Осипова отмечает, что в спортивно-оздоровительном комплексе «Самарский» детский клуб является одним из важных, активно развивающихся направлений работы. Его отличие в том, что детские программы предназначены для клиентов всех возрастов.
Ольга Афанасьева также подчеркивает, что занятия для беременных женщин и детский фитнес практикуются в клубе уже несколько лет, пользуются популярностью, и это направление продолжает развиваться.
Эксперты прогнозируют, что количество фитнес-клубов в Самаре увеличиваться не будет. Будут совершенствоваться и расширяться уже существующие, в основном за счет введения новых сопутствующих услуг, таких как спа, салоны красоты.
детали
Принадлежность к премиум-классу определяет бассейн
Классификация фитнес-клубов по стоимостному критерию
Класс | Площадь, тыс. кв. м | Количество залов | Средняя стоимость годового абонемента, тыс. руб. | Обязательные требования |
«премиум» | от 2 до 6 | не менее 3 | 25-30 | салон красоты, фитнес-бар, кабинет диетолога, водная зона, тренажерный зал, многофункциональные игровые залы |
«люкс» | от 0,5 до 2 | 1-2 | 15 | наличие доп. услуг, салоны красоты, желательно спа |
«эконом» | до 1 | 1 | нет, 1-1,5 в месяц | нет |
Источник: данные участников рынка.
Home fitness — «клуб у дома», фитнес-центры, рассчитанные на небольшое количество посетителей (в среднем 100-200 человек), в основном из близлежащих районов.