Подписаться
Курс ЦБ на 21.11
100,21
105,80

Обзор: Фитнес-центры - 26.01.2009

В 2008 году в Перми открылись только два новых фитнес-центра. Развитию предложения мешали дефицит и дороговизна подходящих помещений. При этом спрос на фитнес-услуги в последние три года активно рос.

В 2008 году в Перми открылись только два новых фитнес-центра. Развитию предложения мешали дефицит и дороговизна подходящих помещений. При этом спрос на фитнес-услуги в последние три года активно рос. Наступивший кризис остановил этот процесс и отодвинул планы клубов на расширение.

эксперты
Андрей Малухин
директор по развитию сети фитнес-клубов "Бодибум"
Галина Симонова
генеральный директор сети фитнес-клубов Edward's Gym
Надежда Онянова
управляющий директор фитнес-клуба "Совершенство"
Ирина Ломакина
директор wellness-клуба Symbol
 
почему
в Перми так мало фитнес-центров
когда
придут в Пермь крупные московские фитнес-центры
как
упал спрос на фитнес-услуги в начале года
 
Рынок фитнес-центров в Перми еще очень молод, до конца не сложился, и конкуренция среди его участников низка. Эксперты даже затрудняются назвать точное количество игроков в Перми, поскольку не существует общего стандартного определения для фитнес-центра. Теоретически, таковым может называться любая организация, помогающая поддерживать физическую форму (например, тренажерный зал или танцевальная студия). По данным справочных изданий, таких компаний в городе около 80.

Рынок фитнеса в стадии становления

Объем пермского рынка фитнес-услуг оценивается на уровне 150-200 млн руб. в год. Потенциальная же емкость рынка, считают его игроки, может достигать более 500 млн руб. Средняя стоимость годовых клубных карт составляет 20 тыс. руб. Количество постоянных клиентов в фитнес-центрах колеблется на уровне 400-1000 человек в год.

Отдельные клубы и тренажерные залы появились в Перми еще в 90-х, но цивилизованный рынок фитнес-услуг начал формироваться лишь 5 лет назад, когда были разработаны профессиональные программы, а местные инструкторы получили образование в московских крупных фитнес-центрах, поясняет Галина Симонова, директор сети фитнес-центров Edwards Gym.

Все фитнес-центры Перми можно поделить на три основные категории (премиум, средний и демократичный) с учетом двух критериев.

Во-первых, по средневзвешенной стоимости клубной карты (с учетом всех скидок и предложений). По мнению пермских игроков, в центре премиум-класса она начинается от $1000 в год, в среднем ценовом сегменте колеблется от $500 до 1000, в недорогих центрах не поднимается выше $500. Цена клубной карты определяется инвестиционными вложениями в фитнес-центр, стоимостью арендной платы, оборудования и прочими расходами, а не качеством услуг и их уникальностью, считает Галина Симонова.

Второй критерий — количество посетителей на 1 кв. м общей площади. В центрах премиум-класса на одного посетителя должно приходиться не менее 1,5-2 кв. м, за счет чего клиенты чувствуют себя комфортно, не ожидая своей очереди к тренажерам или в душевые кабины. Параметр для среднего сегмента — 1 кв. м на человека, для демократичного сегмента — 60 кв. см. Таким образом, фитнес-центр премиум-класса площадью 1 тыс. кв. метров может продать не больше 500 годовых клубных карт, центр среднего сегмента — не более 1 тыс., а клуб демократичного уровня — не более 2 тыс.

Еще одним важным критерием при сегментации центров является количество и качество предоставляемых услуг. Фитнес-центры среднего и премиум-сегмента предлагают своим клиентам полный комплекс фитнес-услуг. «Помимо стандартных услуг полноценный фитнес-центр должен предлагать дополнительные: зал для индивидуальных занятий, зал спиннинга (предназначен для групповых тренировок на велотренажерах), бассейн, сауна, салон красоты, массаж, солярий, фитнес-бар, детская комната, SPA-зона», — считает Андрей Малухин, директор по развитию сети фитнес-клубов «Бодибум». Таких центров в Перми около 15. Единственным клубом в Перми, позиционирующим себя как «премиум», является InDigo. Но остальные участники рынка считают, что клубов премиум-класса в нашем городе нет. По словам Ирины Ломакиной, директора wellness-клуба Symbol, «для того чтобы относиться к премиум-сегменту, фитнес-центр должен иметь собственную парковку и бассейн, но у InDigo такого нет». К среднему классу эксперты отнесли следующие клубы: «Колизей», «СпортХолл», «Бодибум», Edwards Gym, Gо!Fitness, Symbol, «Богатырь» и др.

В недорогих центрах, относящихся к демократичному сегменту, набор услуг существенно ограничен — тренажерный зал, зал для групповых занятий, раздевалка. Таких центров в Перми около 40. Они располагаются в спальных районах, ориентируются на жителей соседних домов с небольшим доходом и, соответственно, не дают масштабной рекламы и неизвестны широкому кругу людей.

В ожидании сильных игроков

Рынок, по мнению экспертов, не наполнен. «Клиентов для всех хватает, — отмечает Андрей Малухин, — ведь фанатов определенного клуба очень мало — большинство переходят из одного клуба в другой: они ищут разнообразия, новые программы, лучших тренеров».

В среднем в России регулярно занимаются фитнесом не более 2% жителей. В Перми статистика такая же, считают специалисты. Для сравнения: в Москве фитнес-центры посещает 3,5-4% населения, а в крупных европейских городах — до 20%.

Последние три года спрос на фитнес-услуги в Перми активно рос на 20-30% ежегодно. Спрос не удовлетворен до сих пор, особенно в пиковые месяцы (февраль-март, октябрь-ноябрь) — клубы не могут вместить всех желающих, залы переполнены. Одна из главных причин неудовлетворенного спроса — в том, что игрокам рынка очень трудно найти помещение подходящих размеров за приемлемую цену. Во-первых, планировка сдаваемых площадей чаще всего не годится для организации фитнес-центров. «Мы предъявляем особенные требования к помещениям: площадь, кубатура воздуха, наличие окон», — перечисляет Андрей Малухин. Надежда онянова добавляет: особенно важна высота потолка, она должна быть не менее 3,5 м, оптимальный вариант — 6,5 м.

Вторая сложность — высокая стоимость коммерческих площадей (50-80 тыс. руб. за кв. м). Для фитнес-центра в 500-1000 кв. м это неподъемно, поэтому многие вынуждены обращаться к арендаторам. Арендная ставка в 2008 г. в центре Перми составляла 800-1200 руб./кв. м в месяц. «В Москве же для фитнес-центров рассматривают стоимость аренды по цене складских помещений (200-300$ за кв. м в год), и это — в центре города», — сетует г-н Малухин. В период кризиса арендные ставки начали снижаться, в среднем — до 600 руб./кв. м. Впрочем, Надежда Онянова отмечает, что для фитнес-центра экономически оправдана стоимость аренды не более 300-350 руб. за кв. м в месяц.

Все это значительно увеличивает срок окупаемости фитнес-центров — сейчас, по оценкам экспертов, он составляет от 3 до 5 лет (в зависимости от того, по какой цене было куплено/арендовано помещение, сколько стоили ремонтные работы и оборудование). Длительная окупаемость и невысокая рентабельность — на уровне 15-20% — отпугивают инвесторов от отрасли.

Инвестиции в новый фитнес-клуб зависят от его «начинки» (основная часть стоимости приходится на бассейн) и от выбранного сегмента. «Средняя стоимость инвестиционных расходов — 20-25 тыс. руб. на 1 кв. м», — считает Андрей Малухин. Таким образом, на 1000 кв. м необходимо не менее 20 млн руб. Остальные эксперты называют меньшие суммы — от 3-5 млн руб.

Чем ниже конкуренция, тем меньше профессионалов в области фитнеса, отмечает Надежда Онянова. Именно поэтому пермские специалисты ждали прихода крупных московских сетевых игроков — это положительно сказалось бы на развитии пермского рынка. У местных клубов недостаточно финансовых возможностей, чтобы самостоятельно вести пропаганду здорового образа жизни среди населения, привлекая тем самым новых клиентов, а федералы, как правило, приходят с активной рекламной кампанией. Таким образом, увеличивается количество посетителей, причем во всех фитнес-клубах. Пока единственным московским игроком на пермском рынке является фитнес-центр «Колизей». Приход других сильных игроков отодвинется на год-два, считают эксперты.

Рост спроса на услуги фитнес-центров замер

Наступивший кризис пока не сильно отразился на фитнес-центрах, уверяют участники рынка. Сильного оттока клиентов не произошло. «Год начался абсолютно нормально: по сравнению с январем 2008 г. оборот нашего клуба меньше лишь на один месячный абонемент», — говорит Галина Симонова. Другие игроки рынка также отмечают, что случаи ухода клиентов пока единичны.

Но вот корпоративный сегмент рынка фитнес-услуг уже пострадал — эксперты говорят, что число клиентов-юрлиц сократилось на 50-70%. «У нас доля корпоративных клиентов небольшая — около 10%, из них перестали оплачивать своим сотрудникам карты около 70%. Мы отреагировали моментально, предложив сотрудникам данных фирм выгодные предложения, и почти половина из ушедших вернулись», — объясняет Галина Симонова. К тому же, продолжает г-жа Симонова, в основном сотрудничество приостановили крупные фирмы, для которых устанавливались скидки в размере 30-40%, и прибыль с них была небольшая. Оставшиеся организации, хоть и покупают меньше карт, но приносят гораздо больше прибыли. Другие игроки рынка надеются, что корпорации вернутся, когда ситуация выправится.

Для того чтобы удержать существующих клиентов и привлечь новых, фитнес-центры снижают цены на клубные карты и абонементы. Ежегодная предновогодняя скидка на абонемент составляла в среднем по рынку 20%. Но если в январе 2008 г. клубы возвращали прежние цены, то в этом году они этого не делают. На годовые и полугодовые карты фитнес-центры стали активнее предлагать рассрочку — в среднем от 2 до 4 месяцев, предлагают различные бонусы при покупке — бесплатные услуги, длительность карты и пр.

Андрей Малухин полагает, что в кризисное время нужно не только снижать цены на клубные карты, но и бороться за лояльность существующих клиентов, предлагая им более разнообразные программы, различные фитнес-туры.

«Роста на 15-20%, как в 2008 г., мы не планируем, но надеемся удержать уже существующих клиентов», — отмечает Надежда Онянова. Такие оптимистичные прогнозы игроки рынка объясняют тем, что посетители фитнес-клубов, в основном, люди обеспеченные — их месячный доход составляет не менее 15 тыс. руб. «Больше всего кризис задевает людей малоимущих, поэтому отток клиентов могут почувствовать клубы эконом-класса», — считает Ирина Ломакина. Максимальное падение спроса в 2009 г., прогнозируемое специалистами, в среднем по рынку составит 20%.

Галина Симонова отмечает, что в ближайшее время расширения пермских клубов не будет, если только придут московские операторы: «Сейчас все будут занимать выжидательную позицию — оценивать, что происходит, как происходит, как люди реагируют, и потихоньку адаптироваться к этой ситуации».

Фитнес-индустрию относят к перспективным: уровень проникновения фитнеса в России, и в Самаре в том числе, намного ниже, чем в Европе. С ростом культуры потребления число клиентов клубов и спортивных залов будет увеличиваться, поэтому потребность в новых площадках будет только расти. Фитнес-центры, представленные сегодня в городе, работают во всех ценовых сегментах: демократичном, среднем и премиуме. Эксперты прогнозируют, что наиболее активно в условиях кризиса будет развиваться средний класс, а вот клубам класса «люкс» придется пересматривать свои ценовые предложения.

эксперты
Мария Гудова
менеджер отдела продаж фитнес-клуба «Монополия»
Ольга Кочина
директор по маркетингу сети «Фитнес-мания»
Оксана Максимова
директор клуба World Class
Сергей Макаров
управляющий фитнес-клубом Kangaroo
Елена Пашкина
начальник отдела маркетинга и рекламы фитнес-клуба Fine Fit

Насколько насыщен самарский рынок фитнеса? Почему федеральные клубы не смогли вытеснить местных игроков?
Какие ниши на рынке фитнес-услуг остались незанятыми?

Спрос на фитнес-услуги в Самаре сегодня достаточно высок, однако эксперты отмечают, что в целом перспективы для развития рынка есть: в Самаре лишь 2-3% населения регулярно ходят в спортзалы, в европейских странах этот показатель выше в несколько раз. Соответственно, с ростом востребованности услуг будет увеличиваться и количество спортивных заведений.

Сегодня в Самаре их около 100, половина из них — это фитнес-центры, остальная доля приходится на «качалки», тренажерные залы и спортивные клубы в подвальных помещениях. Большая часть работающих в Самаре фитнес-центров — местные. Кроме того, в городе работает федеральный бренд «Планета Фитнес» и клуб европейской сети World Class.

Самая распространенная классификация фитнес-центров — по площади и стоимости услуг. По первому критерию в Самаре выделяются крупные клубы от 2 тыс. кв. м, средние — от 0,5 до 2 тыс. кв. м и мелкие — до 500 кв. м. Стоимостный критерий подразумевает деление всех клубов на сегменты «демократичный», «средний», «премиум». Эти две классификации взаимосвязаны: так, принадлежность к сегменту «премиум» подразумевает наличие площади в 2-6 тыс. кв. м. Клубы средней площади могут работать как в категории «средний», так и «демократичный» — этот показатель зависит от количества залов и класса имеющихся в распоряжении клуба тренажеров.

В Самаре к премиум-сегменту относят «Планету Фитнес Ладья», «СОК Фитнес», «KIN.UP-фитнес», Gold Gym в «Мегакомплексе на Московском», World Class. Средняя стоимость годового абонемента здесь от 30 до 50 тыс. руб. Примерно две трети рынка составляют средние фитнес-клубы, работающие в сегментах «люкс» (стоимость годовой карты от 15 до 30 тыс. руб.) и «эконом» (здесь более активно продаются отдельные занятия или карты на месяц стоимостью от 1,5 до 3 тыс. руб.). В среднем ценовом сегменте работают «Санаторий «Самарский», «Олимпикс», «Лексус атлетик», два клуба «Планеты Фитнес», Fine Fit, «Ботек фитнес», Kangaroo.

Клубы премиум-сегмента привлекают посетителей скидками

Участники рынка констатируют, что спрос на услуги премиум-центров в Самаре еще не слишком высок, заполненность таких залов — всего 40-60%. Тем не менее, на рынок заходят и новые сетевые игроки, рассчитывающие на состоятельных посетителей. Так в конце 2008 г. в Самаре начал свою работу позиционирующийся в премиум-сегменте клуб международной сети World Class. Его партнером в Самаре стала СК «Портал», которая заключила франчайзинговый договор с федеральной сетью. Общая площадь клуба около 3,2 тыс. кв. м., а стоимость годового абонемента — выше 30 тыс. руб. Для того чтобы работать в премиум-сегменте, клуб должен отвечать ряду требований. Во-первых, в нем обязательно наличие бассейна, во-вторых, он должен располагаться в престижном районе: например, «Планета Фитнес-Ладья» рассчитана на жителей престижных новостроек в районе Ладьи, а World Class расположен на территории элитного коттеджного поселка и ориентируется на его жителей и жителей близлежащих домов.

 

Эксперты отмечают, что финансовый кризис может отрицательно повлиять на фитнес-клубы премиум-класса. Они могут потерять часть своих клиентов из-за высокой стоимости годовых абонементов. Уже сегодня игроки готовы делать скидки своим постоянным посетителям в 20-30%, а также стремятся придумать новые рекламные ходы и предложения. «Сегодня конкуренция высокая, много федеральных сетей, местных, многим крупным операторам приходится делать спецпредложения, чтобы «зацепить» посетителя ценой», — рассказывает директор клуба World Class Оксана Максимова. Часто компании на выгодных условиях предлагают клиентам обменивать карты других фитнес-клубов на свои.

Менеджер отдела продаж фитнес-клуба «Монополия» Мария Гудова не считает, что большая часть клиентов премиум-клубов уйдет в средний сегмент: «Людям, которые выбирают высококлассные фитнес-центры, важен уровень обслуживания, наличие бассейна, множества процедур. Небольшие клубы не смогут предоставить им такого разнообразия». Оксана Максимова также считает, что крупные клубы сильно не пострадают: «В конце прошлого года мы почувствовали последствия кризиса, клиентов стало меньше, однако сейчас все возвращается на круги своя».

В этой ситуации в выигрыше оказываются фитнес-сети, в которые входят клубы различных ценовых сегментов. Так, один клуб «Планеты Фитнес» рассчитан на состоятельных посетителей, другие же работают в средней ценовой категории.

Средние игроки готовы расширять спектр услуг

Для фитнес-центров среднего ценового сегмента кризис — это возможность переманить клиентов у более дорогих клубов. Для этого им уже сегодня приходится менять свою политику: совершенствовать систему обслуживания и расширять продуктовую линейку. Если же фитнес-центр может предложить еще и более выгодную цену на услуги, то его шансы многократно возрастают.

Управляющий фитнес-клубом Kangaroo Сергей Макаров в свою очередь отмечает, что для его клуба увеличение ассортимента услуг, расширение продуктовой линейки — закономерный шаг развития: «Мы не можем стоять на месте, нам приходится активно развиваться, постоянно совершенствоваться. Это помогает приобретать новых клиентов».

Начальник отдела маркетинга и рекламы фитнес-клуба Fine Fit Елена Пашкина говорит, что многим клубам среднего ценового сегмента слишком сильно растущая популярность не нужна: они давно заняли свой сегмент и отпозиционировались, нашли своего клиента. Соответственно, они имеют свою лояльную аудиторию, с которой активно работают. «Чаще всего фитнес-центры ограничены определенной категорией посетителей: это жители близлежащих домов и люди, работающие неподалеку. Для того чтобы заставить человека поехать в клуб через весь город, нужно предложить ему эксклюзивного тренера или уникальные услуги. Это в большей степени касается клубов премиум-сегмента», — поясняет г-жа Пашкина.

Интерес федералов не ослабевает

В прошлом году о выходе на самарский рынок объявила еще одна сеть фитнес-клубов «Фитнес-мания». Директор по маркетингу сети «Фитнес-мания» Ольга Кочина отметила, что стоимость годового абонемента в нем не будет превышать 30-35 тыс. руб. Общая площадь нового клуба должна составить 15 тыс. кв. м вместе с парковкой.

При этом участники рынка прогнозируют дальнейшее нашествие федеральных фитнес-клубов на самарский рынок, несмотря на то что сегодня новому игроку зайти в Самару гораздо сложнее, чем 2-3 года назад. Спрос на фитнес-услуги продолжает расти, а большое количество клубов обострит конкуренцию и заставит центры снижать цены на абонементы. При этом Сергей Макаров считает, что сетевые игроки не отберут посетителей у местных операторов, ведь каждый центр работает в своем целевом сегменте, ориентируется на определенную аудиторию, которая не будет слишком сильно менять свои предпочтения.

Как полагают эксперты, выше станет интерес к фитнес-индустрии со стороны девелоперских компаний. Скорее всего, новые клубы будут выходить на рынок в партнерстве со строительными и девелоперскими компаниями, а общий уровень рынка фитнес-услуг повысится, поскольку под клубы будут строиться специальные здания, отвечающие всем современным требованиям. Однако стремительный рост девелоперского интереса ограничивает один факт: окупаемость клуба во многом зависит от пропускной способности, которая по сравнению с аналогичным показателем торговых площадей имеет свои ограничения (1,5 - 2 кв. м на человека). В среднем срок окупаемости проектов порядка 7-8 лет, поэтому их экономическая эффективность приблизительно на 30% меньше, чем у торговых площадей.

детали
В премиум-сегменте в Самаре работает 3 клуба
Классификация самарских фитнес-центров по ценовому критерию

Сегмент

Цена годовой клубной карты

 

Представители

Премиум

 

30‑60 тыс. руб

 

«Планета Фитнес — Ладья», World Class, «Сок‑Фитнес»

 

Средний

 

 

13‑30 тыс.руб

 

 

KIN.UP, «Лексус Атлетик», «Олимпикс», «Планета Фитнес», Санаторий «Самарский», Kangaroo, Fine Fit

 

 

Демократический»

 

 

до 13 тыс. руб.

 

 

«Атмосфера», «Панатта‑спорт»

 

 


Источник: данные участников рынка.

Цены на абонементы самарских фитнес-клубов варьируются от 19 до 35 тыс. руб.
Средняя стоимость годовых карт у основных игроков фитнес-рынка Самары

Название

 

 

Цена карты, тыс. руб

 

Планета Фитнес‑Ладья

 

 

32,7‑57

 

 

Планета Фитнес‑Арена

 

 

20‑31

 

 

Планета Фитнес‑Уран

 

 

16,4‑25,2

 

 

Сок Фитнес

 

 

49,7‑58,5

 

 

Fine Fit

 

 

18,9

 

 

Gold Gym

 

 

17,5‑25

 

 

Kangaroo

 

 

19‑16

 

 

Kin UP

 

 

15‑25

 

 

World Class

 

 

20‑36

 

 

 

 

Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • Уральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженогоУральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженого
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.