Обзор: Фитнес-центры - 26.01.2009
В 2008 году в Перми открылись только два новых фитнес-центра. Развитию предложения мешали дефицит и дороговизна подходящих помещений. При этом спрос на фитнес-услуги в последние три года активно рос.
В 2008 году в Перми открылись только два новых фитнес-центра. Развитию предложения мешали дефицит и дороговизна подходящих помещений. При этом спрос на фитнес-услуги в последние три года активно рос. Наступивший кризис остановил этот процесс и отодвинул планы клубов на расширение.
директор по развитию сети фитнес-клубов "Бодибум"
генеральный директор сети фитнес-клубов Edward's Gym
Надежда Онянова
управляющий директор фитнес-клуба "Совершенство"
Ирина Ломакина
директор wellness-клуба Symbol
в Перми так мало фитнес-центров
когда
придут в Пермь крупные московские фитнес-центры
как
упал спрос на фитнес-услуги в начале года
Рынок фитнеса в стадии становления
Объем пермского рынка фитнес-услуг оценивается на уровне 150-200 млн руб. в год. Потенциальная же емкость рынка, считают его игроки, может достигать более 500 млн руб. Средняя стоимость годовых клубных карт составляет 20 тыс. руб. Количество постоянных клиентов в фитнес-центрах колеблется на уровне 400-1000 человек в год.
Отдельные клубы и тренажерные залы появились в Перми еще в 90-х, но цивилизованный рынок фитнес-услуг начал формироваться лишь 5 лет назад, когда были разработаны профессиональные программы, а местные инструкторы получили образование в московских крупных фитнес-центрах, поясняет Галина Симонова, директор сети фитнес-центров Edwards Gym.
Все фитнес-центры Перми можно поделить на три основные категории (премиум, средний и демократичный) с учетом двух критериев.
Во-первых, по средневзвешенной стоимости клубной карты (с учетом всех скидок и предложений). По мнению пермских игроков, в центре премиум-класса она начинается от $1000 в год, в среднем ценовом сегменте колеблется от $500 до 1000, в недорогих центрах не поднимается выше $500. Цена клубной карты определяется инвестиционными вложениями в фитнес-центр, стоимостью арендной платы, оборудования и прочими расходами, а не качеством услуг и их уникальностью, считает Галина Симонова.
Второй критерий — количество посетителей на 1 кв. м общей площади. В центрах премиум-класса на одного посетителя должно приходиться не менее 1,5-2 кв. м, за счет чего клиенты чувствуют себя комфортно, не ожидая своей очереди к тренажерам или в душевые кабины. Параметр для среднего сегмента — 1 кв. м на человека, для демократичного сегмента — 60 кв. см. Таким образом, фитнес-центр премиум-класса площадью 1 тыс. кв. метров может продать не больше 500 годовых клубных карт, центр среднего сегмента — не более 1 тыс., а клуб демократичного уровня — не более 2 тыс.
Еще одним важным критерием при сегментации центров является количество и качество предоставляемых услуг. Фитнес-центры среднего и премиум-сегмента предлагают своим клиентам полный комплекс фитнес-услуг. «Помимо стандартных услуг полноценный фитнес-центр должен предлагать дополнительные: зал для индивидуальных занятий, зал спиннинга (предназначен для групповых тренировок на велотренажерах), бассейн, сауна, салон красоты, массаж, солярий, фитнес-бар, детская комната, SPA-зона», — считает Андрей Малухин, директор по развитию сети фитнес-клубов «Бодибум». Таких центров в Перми около 15. Единственным клубом в Перми, позиционирующим себя как «премиум», является InDigo. Но остальные участники рынка считают, что клубов премиум-класса в нашем городе нет. По словам Ирины Ломакиной, директора wellness-клуба Symbol, «для того чтобы относиться к премиум-сегменту, фитнес-центр должен иметь собственную парковку и бассейн, но у InDigo такого нет». К среднему классу эксперты отнесли следующие клубы: «Колизей», «СпортХолл», «Бодибум», Edwards Gym, Gо!Fitness, Symbol, «Богатырь» и др.
В недорогих центрах, относящихся к демократичному сегменту, набор услуг существенно ограничен — тренажерный зал, зал для групповых занятий, раздевалка. Таких центров в Перми около 40. Они располагаются в спальных районах, ориентируются на жителей соседних домов с небольшим доходом и, соответственно, не дают масштабной рекламы и неизвестны широкому кругу людей.
В ожидании сильных игроков
Рынок, по мнению экспертов, не наполнен. «Клиентов для всех хватает, — отмечает Андрей Малухин, — ведь фанатов определенного клуба очень мало — большинство переходят из одного клуба в другой: они ищут разнообразия, новые программы, лучших тренеров».
В среднем в России регулярно занимаются фитнесом не более 2% жителей. В Перми статистика такая же, считают специалисты. Для сравнения: в Москве фитнес-центры посещает 3,5-4% населения, а в крупных европейских городах — до 20%.
Последние три года спрос на фитнес-услуги в Перми активно рос на 20-30% ежегодно. Спрос не удовлетворен до сих пор, особенно в пиковые месяцы (февраль-март, октябрь-ноябрь) — клубы не могут вместить всех желающих, залы переполнены. Одна из главных причин неудовлетворенного спроса — в том, что игрокам рынка очень трудно найти помещение подходящих размеров за приемлемую цену. Во-первых, планировка сдаваемых площадей чаще всего не годится для организации фитнес-центров. «Мы предъявляем особенные требования к помещениям: площадь, кубатура воздуха, наличие окон», — перечисляет Андрей Малухин. Надежда онянова добавляет: особенно важна высота потолка, она должна быть не менее 3,5 м, оптимальный вариант — 6,5 м.
Вторая сложность — высокая стоимость коммерческих площадей (50-80 тыс. руб. за кв. м). Для фитнес-центра в 500-1000 кв. м это неподъемно, поэтому многие вынуждены обращаться к арендаторам. Арендная ставка в 2008 г. в центре Перми составляла 800-1200 руб./кв. м в месяц. «В Москве же для фитнес-центров рассматривают стоимость аренды по цене складских помещений (200-300$ за кв. м в год), и это — в центре города», — сетует г-н Малухин. В период кризиса арендные ставки начали снижаться, в среднем — до 600 руб./кв. м. Впрочем, Надежда Онянова отмечает, что для фитнес-центра экономически оправдана стоимость аренды не более 300-350 руб. за кв. м в месяц.
Все это значительно увеличивает срок окупаемости фитнес-центров — сейчас, по оценкам экспертов, он составляет от 3 до 5 лет (в зависимости от того, по какой цене было куплено/арендовано помещение, сколько стоили ремонтные работы и оборудование). Длительная окупаемость и невысокая рентабельность — на уровне 15-20% — отпугивают инвесторов от отрасли.
Инвестиции в новый фитнес-клуб зависят от его «начинки» (основная часть стоимости приходится на бассейн) и от выбранного сегмента. «Средняя стоимость инвестиционных расходов — 20-25 тыс. руб. на 1 кв. м», — считает Андрей Малухин. Таким образом, на 1000 кв. м необходимо не менее 20 млн руб. Остальные эксперты называют меньшие суммы — от 3-5 млн руб.
Чем ниже конкуренция, тем меньше профессионалов в области фитнеса, отмечает Надежда Онянова. Именно поэтому пермские специалисты ждали прихода крупных московских сетевых игроков — это положительно сказалось бы на развитии пермского рынка. У местных клубов недостаточно финансовых возможностей, чтобы самостоятельно вести пропаганду здорового образа жизни среди населения, привлекая тем самым новых клиентов, а федералы, как правило, приходят с активной рекламной кампанией. Таким образом, увеличивается количество посетителей, причем во всех фитнес-клубах. Пока единственным московским игроком на пермском рынке является фитнес-центр «Колизей». Приход других сильных игроков отодвинется на год-два, считают эксперты.
Рост спроса на услуги фитнес-центров замер
Наступивший кризис пока не сильно отразился на фитнес-центрах, уверяют участники рынка. Сильного оттока клиентов не произошло. «Год начался абсолютно нормально: по сравнению с январем 2008 г. оборот нашего клуба меньше лишь на один месячный абонемент», — говорит Галина Симонова. Другие игроки рынка также отмечают, что случаи ухода клиентов пока единичны.
Но вот корпоративный сегмент рынка фитнес-услуг уже пострадал — эксперты говорят, что число клиентов-юрлиц сократилось на 50-70%. «У нас доля корпоративных клиентов небольшая — около 10%, из них перестали оплачивать своим сотрудникам карты около 70%. Мы отреагировали моментально, предложив сотрудникам данных фирм выгодные предложения, и почти половина из ушедших вернулись», — объясняет Галина Симонова. К тому же, продолжает г-жа Симонова, в основном сотрудничество приостановили крупные фирмы, для которых устанавливались скидки в размере 30-40%, и прибыль с них была небольшая. Оставшиеся организации, хоть и покупают меньше карт, но приносят гораздо больше прибыли. Другие игроки рынка надеются, что корпорации вернутся, когда ситуация выправится.
Для того чтобы удержать существующих клиентов и привлечь новых, фитнес-центры снижают цены на клубные карты и абонементы. Ежегодная предновогодняя скидка на абонемент составляла в среднем по рынку 20%. Но если в январе 2008 г. клубы возвращали прежние цены, то в этом году они этого не делают. На годовые и полугодовые карты фитнес-центры стали активнее предлагать рассрочку — в среднем от 2 до 4 месяцев, предлагают различные бонусы при покупке — бесплатные услуги, длительность карты и пр.
Андрей Малухин полагает, что в кризисное время нужно не только снижать цены на клубные карты, но и бороться за лояльность существующих клиентов, предлагая им более разнообразные программы, различные фитнес-туры.
«Роста на 15-20%, как в 2008 г., мы не планируем, но надеемся удержать уже существующих клиентов», — отмечает Надежда Онянова. Такие оптимистичные прогнозы игроки рынка объясняют тем, что посетители фитнес-клубов, в основном, люди обеспеченные — их месячный доход составляет не менее 15 тыс. руб. «Больше всего кризис задевает людей малоимущих, поэтому отток клиентов могут почувствовать клубы эконом-класса», — считает Ирина Ломакина. Максимальное падение спроса в 2009 г., прогнозируемое специалистами, в среднем по рынку составит 20%.
Галина Симонова отмечает, что в ближайшее время расширения пермских клубов не будет, если только придут московские операторы: «Сейчас все будут занимать выжидательную позицию — оценивать, что происходит, как происходит, как люди реагируют, и потихоньку адаптироваться к этой ситуации».
Фитнес-индустрию относят к перспективным: уровень проникновения фитнеса в России, и в Самаре в том числе, намного ниже, чем в Европе. С ростом культуры потребления число клиентов клубов и спортивных залов будет увеличиваться, поэтому потребность в новых площадках будет только расти. Фитнес-центры, представленные сегодня в городе, работают во всех ценовых сегментах: демократичном, среднем и премиуме. Эксперты прогнозируют, что наиболее активно в условиях кризиса будет развиваться средний класс, а вот клубам класса «люкс» придется пересматривать свои ценовые предложения.
эксперты
Мария Гудова
менеджер отдела продаж фитнес-клуба «Монополия»
Ольга Кочина
директор по маркетингу сети «Фитнес-мания»
Оксана Максимова
директор клуба World Class
Сергей Макаров
управляющий фитнес-клубом Kangaroo
Елена Пашкина
начальник отдела маркетинга и рекламы фитнес-клуба Fine Fit
Насколько насыщен самарский рынок фитнеса? Почему федеральные клубы не смогли вытеснить местных игроков?
Какие ниши на рынке фитнес-услуг остались незанятыми?
Спрос на фитнес-услуги в Самаре сегодня достаточно высок, однако эксперты отмечают, что в целом перспективы для развития рынка есть: в Самаре лишь 2-3% населения регулярно ходят в спортзалы, в европейских странах этот показатель выше в несколько раз. Соответственно, с ростом востребованности услуг будет увеличиваться и количество спортивных заведений.
Сегодня в Самаре их около 100, половина из них — это фитнес-центры, остальная доля приходится на «качалки», тренажерные залы и спортивные клубы в подвальных помещениях. Большая часть работающих в Самаре фитнес-центров — местные. Кроме того, в городе работает федеральный бренд «Планета Фитнес» и клуб европейской сети World Class.
Самая распространенная классификация фитнес-центров — по площади и стоимости услуг. По первому критерию в Самаре выделяются крупные клубы от 2 тыс. кв. м, средние — от 0,5 до 2 тыс. кв. м и мелкие — до 500 кв. м. Стоимостный критерий подразумевает деление всех клубов на сегменты «демократичный», «средний», «премиум». Эти две классификации взаимосвязаны: так, принадлежность к сегменту «премиум» подразумевает наличие площади в 2-6 тыс. кв. м. Клубы средней площади могут работать как в категории «средний», так и «демократичный» — этот показатель зависит от количества залов и класса имеющихся в распоряжении клуба тренажеров.
В Самаре к премиум-сегменту относят «Планету Фитнес Ладья», «СОК Фитнес», «KIN.UP-фитнес», Gold Gym в «Мегакомплексе на Московском», World Class. Средняя стоимость годового абонемента здесь от 30 до 50 тыс. руб. Примерно две трети рынка составляют средние фитнес-клубы, работающие в сегментах «люкс» (стоимость годовой карты от 15 до 30 тыс. руб.) и «эконом» (здесь более активно продаются отдельные занятия или карты на месяц стоимостью от 1,5 до 3 тыс. руб.). В среднем ценовом сегменте работают «Санаторий «Самарский», «Олимпикс», «Лексус атлетик», два клуба «Планеты Фитнес», Fine Fit, «Ботек фитнес», Kangaroo.
Клубы премиум-сегмента привлекают посетителей скидками
Участники рынка констатируют, что спрос на услуги премиум-центров в Самаре еще не слишком высок, заполненность таких залов — всего 40-60%. Тем не менее, на рынок заходят и новые сетевые игроки, рассчитывающие на состоятельных посетителей. Так в конце 2008 г. в Самаре начал свою работу позиционирующийся в премиум-сегменте клуб международной сети World Class. Его партнером в Самаре стала СК «Портал», которая заключила франчайзинговый договор с федеральной сетью. Общая площадь клуба около 3,2 тыс. кв. м., а стоимость годового абонемента — выше 30 тыс. руб. Для того чтобы работать в премиум-сегменте, клуб должен отвечать ряду требований. Во-первых, в нем обязательно наличие бассейна, во-вторых, он должен располагаться в престижном районе: например, «Планета Фитнес-Ладья» рассчитана на жителей престижных новостроек в районе Ладьи, а World Class расположен на территории элитного коттеджного поселка и ориентируется на его жителей и жителей близлежащих домов.
Эксперты отмечают, что финансовый кризис может отрицательно повлиять на фитнес-клубы премиум-класса. Они могут потерять часть своих клиентов из-за высокой стоимости годовых абонементов. Уже сегодня игроки готовы делать скидки своим постоянным посетителям в 20-30%, а также стремятся придумать новые рекламные ходы и предложения. «Сегодня конкуренция высокая, много федеральных сетей, местных, многим крупным операторам приходится делать спецпредложения, чтобы «зацепить» посетителя ценой», — рассказывает директор клуба World Class Оксана Максимова. Часто компании на выгодных условиях предлагают клиентам обменивать карты других фитнес-клубов на свои.
Менеджер отдела продаж фитнес-клуба «Монополия» Мария Гудова не считает, что большая часть клиентов премиум-клубов уйдет в средний сегмент: «Людям, которые выбирают высококлассные фитнес-центры, важен уровень обслуживания, наличие бассейна, множества процедур. Небольшие клубы не смогут предоставить им такого разнообразия». Оксана Максимова также считает, что крупные клубы сильно не пострадают: «В конце прошлого года мы почувствовали последствия кризиса, клиентов стало меньше, однако сейчас все возвращается на круги своя».
В этой ситуации в выигрыше оказываются фитнес-сети, в которые входят клубы различных ценовых сегментов. Так, один клуб «Планеты Фитнес» рассчитан на состоятельных посетителей, другие же работают в средней ценовой категории.
Средние игроки готовы расширять спектр услуг
Для фитнес-центров среднего ценового сегмента кризис — это возможность переманить клиентов у более дорогих клубов. Для этого им уже сегодня приходится менять свою политику: совершенствовать систему обслуживания и расширять продуктовую линейку. Если же фитнес-центр может предложить еще и более выгодную цену на услуги, то его шансы многократно возрастают.
Управляющий фитнес-клубом Kangaroo Сергей Макаров в свою очередь отмечает, что для его клуба увеличение ассортимента услуг, расширение продуктовой линейки — закономерный шаг развития: «Мы не можем стоять на месте, нам приходится активно развиваться, постоянно совершенствоваться. Это помогает приобретать новых клиентов».
Начальник отдела маркетинга и рекламы фитнес-клуба Fine Fit Елена Пашкина говорит, что многим клубам среднего ценового сегмента слишком сильно растущая популярность не нужна: они давно заняли свой сегмент и отпозиционировались, нашли своего клиента. Соответственно, они имеют свою лояльную аудиторию, с которой активно работают. «Чаще всего фитнес-центры ограничены определенной категорией посетителей: это жители близлежащих домов и люди, работающие неподалеку. Для того чтобы заставить человека поехать в клуб через весь город, нужно предложить ему эксклюзивного тренера или уникальные услуги. Это в большей степени касается клубов премиум-сегмента», — поясняет г-жа Пашкина.
Интерес федералов не ослабевает
В прошлом году о выходе на самарский рынок объявила еще одна сеть фитнес-клубов «Фитнес-мания». Директор по маркетингу сети «Фитнес-мания» Ольга Кочина отметила, что стоимость годового абонемента в нем не будет превышать 30-35 тыс. руб. Общая площадь нового клуба должна составить 15 тыс. кв. м вместе с парковкой.
При этом участники рынка прогнозируют дальнейшее нашествие федеральных фитнес-клубов на самарский рынок, несмотря на то что сегодня новому игроку зайти в Самару гораздо сложнее, чем 2-3 года назад. Спрос на фитнес-услуги продолжает расти, а большое количество клубов обострит конкуренцию и заставит центры снижать цены на абонементы. При этом Сергей Макаров считает, что сетевые игроки не отберут посетителей у местных операторов, ведь каждый центр работает в своем целевом сегменте, ориентируется на определенную аудиторию, которая не будет слишком сильно менять свои предпочтения.
Как полагают эксперты, выше станет интерес к фитнес-индустрии со стороны девелоперских компаний. Скорее всего, новые клубы будут выходить на рынок в партнерстве со строительными и девелоперскими компаниями, а общий уровень рынка фитнес-услуг повысится, поскольку под клубы будут строиться специальные здания, отвечающие всем современным требованиям. Однако стремительный рост девелоперского интереса ограничивает один факт: окупаемость клуба во многом зависит от пропускной способности, которая по сравнению с аналогичным показателем торговых площадей имеет свои ограничения (1,5 - 2 кв. м на человека). В среднем срок окупаемости проектов порядка 7-8 лет, поэтому их экономическая эффективность приблизительно на 30% меньше, чем у торговых площадей.
детали
В премиум-сегменте в Самаре работает 3 клуба
Классификация самарских фитнес-центров по ценовому критерию
Сегмент |
Цена годовой клубной карты
|
Представители |
Премиум
|
30‑60 тыс. руб
|
«Планета Фитнес — Ладья», World Class, «Сок‑Фитнес»
|
Средний
|
13‑30 тыс.руб
|
KIN.UP, «Лексус Атлетик», «Олимпикс», «Планета Фитнес», Санаторий «Самарский», Kangaroo, Fine Fit
|
Демократический»
|
до 13 тыс. руб.
|
«Атмосфера», «Панатта‑спорт»
|
Источник: данные участников рынка.
Цены на абонементы самарских фитнес-клубов варьируются от 19 до 35 тыс. руб.
Средняя стоимость годовых карт у основных игроков фитнес-рынка Самары
Название
|
Цена карты, тыс. руб
|
Планета Фитнес‑Ладья
|
32,7‑57
|
Планета Фитнес‑Арена
|
20‑31
|
Планета Фитнес‑Уран
|
16,4‑25,2
|
Сок Фитнес
|
49,7‑58,5
|
Fine Fit
|
18,9
|
Gold Gym
|
17,5‑25
|
Kangaroo
|
19‑16
|
Kin UP
|
15‑25
|
World Class
|
20‑36
|