Подписаться
Курс ЦБ на 30.01
98,01
102,40

Обзор: Гостиницы - 10.12.2007

Гостиничный бизнес — один из наиболее динамично развивающихся секторов экономики Самары. Но сегодня этот рынок еще далек от своего насыщения. О планах выхода на самарский рынок уже заявило нескольк

Гостиничный бизнес — один из наиболее динамично развивающихся секторов экономики Самары. Но сегодня этот рынок еще далек от своего насыщения. О планах выхода на самарский рынок уже заявило несколько международных операторов. По мнению экспертов, это хотя и не изменит конкурентную среду, но положительно скажется на качестве предоставляемых услуг, поскольку позволит использовать зарубежный опыт.

эксперты
Константин Еремеев
менеджер отеля Ost-West
Елена Калевская
директор гостиницы «Азимут отель Самара»
Джон Кейрнз
генеральный менеджер отеля Holiday Inn Samara
Ирина Курилова
начальник отдела маркетинга и бронирования ОАО «Гостиница «Россия»
Иван Лайош
генеральный менеджер ООО «Ренессанс Самара Отель Лизинг»
Владимир Мехришвили
вице-президент корпорации «Ростик Групп»
Алексей Миноров
начальник отдела продаж и маркетинга гостиницы «Бристоль-Жигули»
Елена Митрошкина
начальник отдела внутреннего туризма туристической компании «Самараинтур»
Лейли Мифтахова
заместитель руководителя департамента развития туризма Самарской области
Вольфганг Ньюман
президент Hilton Hotels Europe
Елена Чертыковцева
директор гостиницы «Айсберг»

Почему в Самаре преобладают мини-отели?
Кто заполняет отели в выходные дни?
В чем выражается успех гостиничного бизнеса?

Поинформации областного департамента развития туризма, сегодня в Самаре работает порядка 60 гостиниц различных категорий и форм собственности с номерным фондом, насчитывающим около 2 тыс. номеров. Цены на гостиничные номера и услуги увеличиваются на 5-10% в год. Общий годовой оборот этого рынка в Самаре составляет приблизительно 800 млн руб. Несмотря на это, самарский рынок отелей и гостиничных услуг еще находится в стадии своего формирования. Как отмечают все эксперты, спрос в этой сфере услуг значительно превышает предложение.

Традиционно все гостиницы можно классифицировать по ценовому признаку на отели эконом-класса, средней стоимости и бизнес-класса. Крупные гостиницы, чей номерной фонд насчитывает от 50 до 100 номеров, составляют 14% от общего числа отелей Самары, 8% — гостиницы с количеством номеров свыше 100, в 52% гостиниц номеров менее 20.

Большинство гостиниц в Самаре было построено в советское время или еще до революции. Несколько лет назад «Россия», «Националь», «Октябрьская» и другие гостиницы, которые раньше были государственными, сменили собственника, провели реконструкцию и в некоторых случаях ребрендинг. Так, несколько лет назад гостиницу «Националь» (построена в 1902 году) приобрела инвестиционная компания «Нерль», после этого отель сменил название на «Азимут отель Самара».

Из новых гостиниц можно выделить отель Holiday Inn Samara, входящий в международную сеть InterContinental Hotels Group. В Самаре он начал свою работу с сентября текущего года. Это второй отель в городе, который можно отнести к категории «четыре звезды». Первый — Renaissance Samara Hotel — был открыт в 2001 году.

«Звездность» отеля не всегда отражает уровень его сервиса

По данным областного департамента развития туризма, сегодня только 20% гостиничных комплексов в Самаре сертифицированы и имеют категории от двух до четырех звезд. Многие эксперты скептически рассматривают систему классификации гостиниц по уровню «звездности». По словам Алексея Минорова, начальника отдела продаж и маркетинга гостиницы «Бристоль-Жигули», эта классификация не отражает общей картины рынка. «Большинство отелей Самары лишь провозглашает свой статус «звездности» и использует его в рекламных целях. Такой класс не подтвержден Госстандартом России и в реальности может быть существенно ниже».

Елена Калевская, директор гостиницы «Азимут отель Самара», согласна с этим мнением: «Категория по количеству звезд — исключительно условное обозначение, которое применяется для удобства гостей. По этому показателю они могут увидеть, какой набор услуг и уровень сервиса им может предложить та или иная гостиница».

Только в 2005 г. было подписано Распоряжение правительства РФ о введении в действие Системы классификации гостиниц и других средств размещения, которая предусматривает единые стандарты классификации гостиниц. До этого времени гостиницы могли менять свою категорию, проходя процедуру оценки по трем различным системам сертификации. В результате, если отель не мог получить желаемую категорию звезд по одной системе, он мог обратиться в другой регистрирующий орган и добиться присвоения себе «звездного» статуса.

В Самаре не хватает отелей эконом-класса и средней ценовой категории

Большинство отелей Самары работает в сегменте эконом-класса и средней ценовой категории. Тем не менее, по словам экспертов, в городе ощущается явный недостаток отелей такого уровня. «Однозначно могу сказать, что гостиниц не хватает, — говорит директор гостиницы «Айсберг» Елена Чертыковцева. — Самара развивается, растет и бизнес-сообщество города, но гостиничная сфера не успевает за всеми экономическими изменениями». Менеджер отеля Ost-West Константин Еремеев: «В Самаре недостаточное количество отелей, прежде всего, в средней ценовой категории. Именно гостиницы такого класса наиболее популярны у бизнес-туристов, то есть людей, приезжающих в наш город по служебным делам».

«Малое количество недорогих гостиниц с качественным сервисом характерно не только для Самары — это общероссийская особенность гостиничного бизнеса, — замечает Елена Калевская. — В нашей стране эта отрасль традиционно не развита. В советское время было недостаточно гостиниц, да и те, по выражению литературного классика, оказывали сервис на уровне «койка за рубль». Сейчас основной упор в развитии гостиничного сектора делается на создание отелей бизнес-класса, предоставляющих услуги по мировым стандартам, но за большие деньги».

Основная причина нехватки гостиниц в городе — нежелание потенциальных инвесторов вкладывать средства в развитие отрасли, в частности в строительство отелей, рассчитанных на среднюю ценовую категорию, считают эксперты. Во многом это связано с довольно высоким порогом вхождения в этот бизнес и слишком долгим сроком окупаемости. По мнению Константина Еремеева, в открытие небольшой гостиницы на 10-15 номеров необходимо инвестировать порядка $3 млн, при этом первую прибыль можно ожидать не ранее чем через 5-6 лет. Алексей Миноров считает, что в среднем рентабельность гостиницы примерно на 70 номеров составляет около 40% при окупаемости в 10 лет — немногие инвесторы готовы ждать так долго.

Средняя стоимость проживания одного человека в сутки в самарских гостиницах составляет около 3 тыс. руб. По словам начальника отдела маркетинга и бронирования ОАО «Гостиница «Россия» Ирины Куриловой, двухместный номер в этом отеле стоит 2 тыс. руб./сутки с человека. Самый дорогой номер (15 тыс. руб./сутки) — трехкомнатные апартаменты. Стоимость наиболее популярных номеров (категории «полулюкс») — 3,8 тыс. руб./сутки за человека. В гостинице «Бристоль-Жигули» цена стандартного двухместного номера составляет 4 тыс. руб., цена номера «люкс» — 4,3 тыс. руб. Одноместный номер обойдется в 2,9 тыс. руб., одноместный номер категории «комфорт» — в 3,2 тыс., «люкс» — на 100 руб. дороже. Стандартный номер в отеле «Айсберг» стоит 3,2 тыс. руб., номер класса «полулюкс» — 3,8 тыс., «люкс» — 4,2 тыс., номер в категории VIP обойдется в сумму 4,8 тыс. руб. В гостинице «Азимут отель Самара» разброс цен варьируется от 2 до 4,5 тыс. руб. за номер.

Примерно такие же цены и в других 2-3-звездочных отелях в центре города. Стоимость номеров в гостиницах на окраине примерно на 10% ниже. При этом наполняемость номеров в городских гостиницах — в среднем 60-65% в год. Эта цифра складывается из загруженности отелей в рабочие дни. В выходные и праздники, по замечанию всех экспертов, в гостиницах практически нет постояльцев. «Подобная цифра свидетельствует о высоком уровне развития делового направления туризма и об относительной невостребованности туристических ресурсов города в иных целях», — считает заместитель руководителя департамента развития туризма Самарской области Лейли МиФТахова.

В связи с явной недостаточностью отелей средней ценовой категории конкуренция в этом бизнесе не столь жесткая. Как отметил один из экспертов, «клиентов хватит на всех». По словам Елены Калевской, уровень конкуренции сейчас минимальный. Но с появлением новых игроков на рынке он, безусловно, будет возрастать.

Бизнес-отели привлекают звезд шоу-бизнеса и новобрачных

Номера повышенной комфортности предлагает большинство отелей города. Среднемесячная загрузка «люксовых» номеров, по информации Алексея Минорова, примерно на 10% ниже стандартных. Лидерами в сегменте VIP-гостиниц являются два международных отеля — Renaissance Samara Hotel и Holiday Inn Samara. Они относятся к категории «четыре звезды». Самый дешевый номер в Holiday Inn стоит 6 тыс. руб., наиболее дорогой — 19,5 тыс., в Renaissance Samara Hotel — 7,67 тыс. и 31,152 тыс. руб. соответственно. По мнению генерального менеджера отеля Holiday Inn Samara Джона Кейрнза, на сегодняшний день Самаре вполне достаточно двух отелей категории «четыре звезды».

Генеральный менеджер ООО «Ренессанс Самара Отель Лизинг» Иван Лайош утверждает, что наиболее высокий спрос в его гостинице приходится на номера класса «делюкс». Объяснить это можно тем, что в таком номере есть практически все для отдыха и работы, включая телефон с голосовой почтой, высокоскоростной доступ к сети интернет, сейф, мини-бар, систему климат-контроля, спутниковое и кабельное телевидение и многое другое. При этом цена значительно ниже, чем на номер «люкс».

«Основные наши клиенты, как правило, — это деловые люди, приезжающие в наш город для посещения различных конференций, семинаров, выставок, представители западных компаний, а также звезды шоу-бизнеса, — замечает г-н Лайош. — Кроме того, наш отель пользуется большим спросом у молодоженов при выборе места для свадебного торжества и брачной ночи».

По словам Алексея Минорова, в связи с открытием Holiday Inn Samara самарские отельеры ожидали демпинговых цен и небольшого процента оттока своих клиентов в новую гостиницу. Однако сейчас все представители местных гостиниц утверждают, что заметного влияния на локальных игроков рынка открытие международного отеля в центре города не оказывает.

«Есть масса клиентов, для которых международный бренд не так важен, — утверждает Алексей Миноров. — Есть гости, которым нравится именно наша гостиница». Елена Калевская: «Считаю, что мы играем на равных с отелями международных сетей. По уровню сервиса, например, наш отель ничуть не хуже отеля Holiday Inn Samara. Я знаю, что при его открытии нашим сотрудникам предлагалось работать в нем, многие отказались. Но те, кто согласился — все равно азы своего профессионализма получили именно у нас».

По словам г-на Кейрнза, сегодня Holiday Inn Samara загружен «не в той степени, как хотелось бы». Однако с момента открытия прошло еще не так много времени. Иван Лайош отмечает: «Поскольку мы и Holiday Inn Samara работаем с одной целевой аудиторией, то, конечно, у нас есть конкуренция. Но сказать, что она носит особо жесткий характер, я не могу. Да, у нас есть некоторые клиенты, которые ушли в Holiday Inn, но это вполне естественный процесс. Открытие еще одного отеля уровня «четыре звезды» никак особо не повлияло на нашу работу. Заполняемость нашей гостиницы составляет 60% в месяц».

Набор дополнительных услуг в отелях средней ценовой категории стандартен

За последние пять лет в Самаре все отчетливее наметилась тенденция увеличения числа гостиниц формата «мини» с небольшим номерным фондом. В конце 90-х годов была открыта гостиница «Три вяза» на 9 номеров, в 2002 году в отреставрированном особняке в центре города — гостиница «Европа» с номерным фондом в 20 номеров, в начале 2007 года — гостиница Ost-West City на 28 номеров на улице Осипенко.

«Гостиница мини-формата в среднем располагает 30 номерами, — поясняет Константин Еремеев. — Она быстрее окупается и значительно дешевле в содержании».

В основном мини-отели позиционируют себя в качестве гостиниц бизнес-формата. Однако по уровню цен они ближе к средней категории. Елена Калевская полагает, что мини-отели никогда не смогут эффективно работать в бизнес-сегменте. «Допустим, приезжает большая группа или проводится семинар, — рассуждает г-жа Калевская, — никакой мини-отель не сможет предоставить, во-первых, достаточного количества номеров и, во-вторых, определенного набора услуг. Формат мини-отеля больше подходит для семейного туризма».

«Есть огромное количество людей, которые, выбирая между отелями, отдают предпочтение мини-формату, — добавляет г-н Еремеев. — Основным преимуществом таких гостиниц для клиента являются гостеприимный персонал, спокойная домашняя атмосфера, уют и круглосуточная охрана. В большинстве своем мини-отели предоставляют те же услуги, что и гостиница большого формата».

По словам Алексея Минорова, наибольшим спросом среди клиентов гостиницы пользуются стандартные номера, которые оснащены в соответствии с требованиями классификации «три звезды»: санузлом, душем, ванной, телевизором, холодильником и телефоном. В связи с явным преобладанием бизнес-туристов все гостиницы развивают набор допуслуг.

«Дополнительные услуги для клиента являются стимулом при принятии решения снять номер в той или иной гостинице, — считает Елена Чертыковцева. — Из гостиницы, которая не предоставляет какой-либо вид услуг, всегда можно уйти в другую, которая такие услуги оказывает».

«Я не думаю, что самая главная конкуренция между отелями происходит в сфере дополнительных услуг, — говорит Елена Калевская. — Все отели средней ценовой категории работают в сегменте «бизнес-туризма», и набор допуслуг примерно стандартный. В большинстве самарских отелей средней ценовой категории у клиентов есть возможность прямого выхода в интернет, заказа и бронирования билетов и многое другое».

Развитие гостиничного бизнеса зависит от развития внутреннего туризма

Все участники рынка признают, что большая часть постояльцев в гостиницах относится к разряду бизнес-туристов — их порядка 70% от общего объема. Собственно туристов, то есть людей, приехавших в Самару с развлекательными или образовательными целями, значительно меньше. По данным г-жи Мифтаховой, внутренним туризмом занимается порядка 30% от всех туристических фирм, расположенных на территории Самарской области.

По мнению начальника отдела внутреннего туризма туристической компании «Самараинтур» Елены Митрошкиной, развитие гостиничного бизнеса напрямую связано с развитием внутреннего туризма. Однако ситуация в этой отрасли противоречива. С одной стороны, в Самаре есть культурно-исторические и развлекательные объекты, которые потенциально могут привлечь туристов. С другой — в городе не хватает необходимых условий для развития въездного туризма. «Существуют прекрасные туристические продукты, связанные непосредственно с Самарой, — добавляет г-жа Митрошкина. — Но они не всегда пользуются значительным спросом. На это есть множество причин, и одна из главных — практически полное отсутствие гостиниц эконом-класса». Лейли Мифтахова считает, что в настоящее время в Самарской области нет центрального объекта или комплекса объектов, потенциально способных привлечь большое количество туристов. «Однако на территории города есть ряд исторических и культурных памятников, представляющих интерес для посетителей», — уверена она.

Елена Митрошкина отмечает, что сейчас среди отелей наблюдается тенденция к реконструкции и изменению внутреннего дизайна, что неизбежно сказывается на стоимости номеров. Гостиницы, которые могут предложить приемлемые цены для массового заезда туристов, не всегда предоставляют качественный сервис. Серьезным конкурентом гостиницам в плане борьбы за внимание туристов из других регионов РФ выступают многочисленные санатории, расположенные по окраинам Самары в зеленой зоне вдоль Волги. Сегодня в Самарской области таких санаториев более 60.

Развитие туристической отрасли в Самарской области связано с реализацией областной «Комплексной программы развития туризма в Самарской области на 2004-2008 годы». В пояснительной записке к этой программе сказано, что в последние годы произошли значительные перемены в области туристической инфраструктуры, возросло число новых комфортабельных гостиничных комплексов, ведется большая работа по реконструкции и обновлению существующего гостиничного фонда с целью приведения его к общепризнанным мировым стандартам. Однако при этом отмечается нехватка недорогих гостиниц, рассчитанных на среднего туриста. «В Москве загруженность гостиниц достигает 80%. В связи с тем, что основные наши потребители — бизнес-туристы, мы о таких показателях можем только мечтать. Самарским отелям еще предстоит побороться за туристов», — считает Алексей Миноров

За два-три года будет увеличена сеть гостиниц во всех ценовых категориях

Делая прогноз развития отрасли на ближайшие два-три года, все эксперты ожидают существенного увеличения числа гостиниц, прежде всего эконом-класса. «Для приема групп школьников, студентов в Самаре просто необходима сеть дешевых отелей», — полагает Елена Митрошкина.

«Увеличение количества туристических объектов и спроса на турпродукт, а также интерес инвесторов к бизнесу в Самарской области повлечет за собой рост количества гостиниц среднего уровня, — считает Лейли Мифтахова. — Город уже привлекает интерес иностранных инвесторов, в том числе международных гостиничных сетей. Такая тенденция, получив развитие, создаст благоприятную для качественного улучшения услуг конкурентную среду. На качестве услуг также благоприятно отразится внедрение современных технологий и использование зарубежного опыта».

О заинтересованности в развитии в России сети своих отелей заявила компания Hilton Hotels Europe. В сентябре этого года международная девелоперская компания «Иммо Индастри Груп» (IIG) совместно с российской корпорацией «Ростик групп» (РГ) объявили о создании совместного предприятия, которое будет возводить индустриальные парки (ИП) в России, в том числе и в Самаре. В рамках этого проекта на территории ИП построят гостиницы сети Hilton. В распространенном пресс-релизе отмечаются слова президента Hilton Hotels Europe Вольфганга Ньюмана: «В настоящее время Россия является одной из наиболее перспективных стран для развития гостиничного бизнеса. Мы выходим на российский рынок в самое подходящее для этого время. В России до сих пор остро ощущается нехватка качественных отелей, и даже с появлением новых гостиниц внутренний и международный спрос остается неудовлетворенным. Поэтому мы видим для себя реальные возможности для открытия отелей Hilton в крупнейших российских городах и региональных центрах». По словам старшего вице-президента корпорации «Ростик Групп» Владимира Мехришвили, в настоящее время определен участок и ведутся работы по поиску заказчиков под строительство ИП в Самаре. Hilton Group дала согласие на строительство гостиницы на данной территории. Ориентировочный срок сдачи объекта — конец 2009 года.

О своем желании построить в Самаре еще один отель мирового уровня заявляла и шведская компания Rezidor SAS Hospitality, развивающая сети отелей под марками Radisson SAS и Park Inn.

По мнению Алексея Минорова, сейчас трудно говорить о каком-то изменении гостиничного рынка Самары в связи с предстоящим приходом новых международных игроков. Он не исключает, что в связи с этим возрастет конкурентная борьба за потребителя и местные гостиницы могут потерять часть своих клиентов. Однако г-н Миноров не видит в этом катастрофы для местных операторов, потому что полного насыщения рынка гостиничных услуг даже с приходом международных гостиничных сетей не произойдет.

Самое читаемое
  • Первый магазин сети «Светофор» приостановил деятельность после начала масштабной проверкиПервый магазин сети «Светофор» приостановил деятельность после начала масштабной проверки
  • Суд арестовал бывшего министра ЖКХ Николая Смирнова до 17 мартаСуд арестовал бывшего министра ЖКХ Николая Смирнова до 17 марта
  • Как поженить туризм и искусство, создав на Байкале свою «Желтую Мельницу»Как поженить туризм и искусство, создав на Байкале свою «Желтую Мельницу»
  • Китайский чат-бот уронил состояние богатейших людей мира на $108 млрдКитайский чат-бот уронил состояние богатейших людей мира на $108 млрд
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.