Подписаться
Курс ЦБ на 25.01
98,26
103,18

Обзор: Интернет-провайдеры - 13.10.2008

Магистральные провайдеры и сотовые операторы собираются переделить самарский рынок широкополосного доступа в интернет. Сейчас они строят свои распределительные сети по городу. Однако эксперты счита

Магистральные провайдеры и сотовые операторы собираются переделить самарский рынок широкополосного доступа в интернет. Сейчас они строят свои распределительные сети по городу. Однако эксперты считают, что «домашним» пользователям не стоит ожидать снижения цен в ближайшие 2 года — пока рынок быстро растет, провайдеры предпочтут другие способы конкуренции.
эксперты
 
Григорий Бетсков
старший консультант J,son and Partners
Евгений Глазков
коммерческий директор ЗАО «ТТК-Самара»
Виталий Клишин
директор самарского филиала ОАО «ВолгаТелеком»
Елена Крылова старший аналитик iKS-Consulting
Владимир Романив
исполнительный директор ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» в г. Самаре
Андрей Санников
генеральный директор компании «Самара-Интернет»
Сергей Сидоров
коммерческий директор ЗАО «Северен-Волга»
Алексей Тютин
коммерческий директор компании «МСС-Поволжье» (ТМ «МегаФон»)
Екатерина Цвилева
руководитель отдела PR и маркетинговых коммуникаций Orange Business Services в России и СНГ
 
Как поменяется расклад на рынке интернета в ближайшие 1,5 года? Будут ли падать цены на доступ в интернет? Что угрожает региональным компаниям?

В 2008 г. самарский рынок доступа в интернет сильно меняется. Рост интернет-грамотности населения, распространение безлимитных тарифов, активное продвижение домашнего широкополосного доступа в интернет (ШПД) в 2006-2007 гг. сделало массовый сектор привлекательным для широкого круга компаний. Из стадии формирования спроса пионерами Самара перешла в стадию активного роста — как раз сейчас мы видим его пик.

«Вымпелком» и «ТрансТелеКом» атакуют домашних юзеров

Текущий расклад сил таков: в целом по области лидирует самарский филиал ОАО «ВолгаТелеком» с предложением ШПД на технологии ADSL . Значительная часть инфраструктуры досталась ВТ «в наследство» со времен СССР (остальное, в том числе оптоволоконное кольцо по области, достраивали с 1999 г.). Чтобы начать оказывать услуги ШПД, ВТ просто установил дополнительное оборудование в АТС, а сигнал пустил по имеющимся телефонным проводам.

Остальным компаниям (почти все строят по технологии FttB) пришлось с большими затратами тянуть до домов оптоволокно, договариваться с жильцами и их представителями о размещении узлов связи на чердаках и трубостойках в подъездах домов. Поэтому на первых порах компании выбирали самые привлекательные с точки зрения окупаемости объекты, например высотные дома недалеко от точек, где установлены коммутаторы. В таких условиях продвигать услуги массово оказалось не очень эффективно: клиент обращался, но получал отказ — до его дома провайдер еще не довел свои сети.

Но несколько игроков нашли финансовые ресурсы, чтобы построить сеть сразу по всему городу и зайти в большинство домов от 5 этажей и выше. Сейчас они являются ближайшими конкурентами «ВолгаТелекома» по числу абонентов. В областном центре доминирует ЗАО «Компания «ЭР-Телеком». В его городскую сеть в Самаре инвесторы (официально — «Пермская финансовая компания», а неофициально — один из членов совета директоров «ЛУКойла») за 3 года вложили более полумиллиарда рублей (а всего по России — более 2,5 млрд). Жажда инвестиций заставляет идти на кардинальные меры — в мае этого года «ЭР-Телеком» заложил в Сбербанке контрольный пакет акций, чтобы получить кредит на 1,95 млрд руб. В Тольятти наиболее прочные позиции занимает «АИСТ», купленный американским инвестфондом Russia Partners II в интересах Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Международной финансовой корпорации (IFC) и других институциональных инвесторов. «АИСТ» развивается при их поддержке.

Сейчас на массовый рынок ШПД в Самарской области выходят новые игроки, у которых предостаточно финансовых ресурсов. Они могут изменить расклад сил. Это входящий в группу «Российские железные дороги» магистральный провайдер «ТрансТелеКом» (ТТК) и сотовый оператор ОАО «Вымпелком» («Билайн»), недавно завершивший поглощение магистрального интернет-провайдера «Голден Телекома». «Вымпелком» уже объявил о своих планах: к концу 2008 г. — середине 2009 г. завершить строительство сети в Самаре и Тольятти на 300 тыс. домохозяйств (это около половины квартир в этих городах). Компания уже оказывает услуги, в основном на базе купленной ей региональной компании «Самара-Телеком». ТТК сдает свои первые квартальные участки в Самаре в ноябре: Мехзавод и Металлург, а всю сеть (также примерно на 300 тыс. квартир) будет строить до 2010 г., сообщил коммерческий директор «ТТК-Самара» ЕВГЕНИЙ ГЛАЗКОВ. Эксперты отмечают, что, по-видимому, ТТК выйдет на рынок позже «Вымпелкома», так как магистральному провайдеру, у которого почти нет опыта по обслуживанию физлиц, предстоит наладить работу клиентских отделов и службы поддержки. У многих операторов на это уходят годы.

Два года, чтобы «съесть» массовый рынок

По оценкам консалтинговой компании J,son and Partners, три месяца назад, в конце I п/г 2008 г., в Самарской области было 188 тыс. домохозяйств — пользователей широкополосного доступа в интернет. Эти данные, как поясняет старший консультант J,son and Partners Григорий Бетсков, были получены на основе опросов населения. По данным, которые заявили опрошенные «ДК» участники рынка, число пользователей домашнего широкополосного интернета в Самарской области несколько больше — превышает 215 тыс.

Всего в регионе около 3,17 млн чел., и, по самым грубым расчетам, на 3 чел. приходится одна квартира. Итого 1,05 млн домохозяйств — совокупная емкость рынка. А проникновение домашнего интернета в целом по области — 17,8-20,5%. В Самаре и Тольятти уровень проникновения, естественно, выше — 30,6-35% (расчеты не учитывают пользователей мобильного и спутникового интернета, а также устаревшего dial-up).

Старший аналитик iKS-Consulting Елена Крылова полагает, что рынок проводного ШПД будет расти еще максимум 2-3 года, пока проникновение не составит 70%. Такой же ситуации, как и с сотовой связью (там проникновение составляет уже более 120%), эксперт не ожидает — интернет дома нужен не всем. По достижению 70%-ной отметки рост рынка остановится. И дальше провайдеры будут привлекать клиентов, только переманивая их друг у друга.

Операторы «заморозили» падение тарифов

Ужесточение конкуренции может повлиять на ценовую политику провайдеров. До середины 2008 г. часть из них, в первую очередь «ВолгаТелеком» и «ЭР-Телеком», шла по пути агрессивного снижения цен. Конкуренты отмечали, что этим компаниям не принципиальна рентабельность бизнеса: «ВолгаТелеком» получает основной доход от проводной телефонии, а стратегия «ЭР-Телекома» ориентирована на выход на IPO (то есть продажу части бизнеса). Соответственно, по мнению наблюдателей, они стремятся захватить с помощью низких цен как можно большую рыночную долю, а выводить ШПД-проекты на самоокупаемость и возвращать инвестиции будут потом. Как отмечает директор самарского филиала ОАО «ВолгаТелеком» Виталий Клишин, с начала 2007 г. абонентская плата на безлимитных тарифных планах со скоростью 256 кбит/с снизилась на 50% (на корпоративном рынке за это время тарифы упали в три раза).

Однако ближе к концу лета 2008 г. падение цен остановилось. «ЭР-Телеком» сделал очередной ход, но вместо того, чтобы сбросить цены, удвоил скорость действующих безлимитных тарифов. Минимальный платеж за безлимитный доступ остался на уровне 450 руб./мес. (без учета акций/скидок при подключении). Такие же цены на минимальный безлимит сейчас в «ВолгаТелекоме», на этот же уровень ориентируется в развитии своего проводного проекта и «Вымпелком».

Елена Крылова считает: «Ценовые войны между операторами уже закончились, и в дальнейшем конкуренция будет происходить за счет роста скоростей и предложения дополнительных сервисов, например уникального контента. Средний платеж абонента останется без изменений, на уровне около $17 в месяц (450 руб.)».

Однако неизвестно, будут ли провайдеры настолько же лояльны друг к другу и также настроены на удержание более-менее комфортного уровня цен через 2 года, когда свободных абонентов в Самарской области не останется. Для сравнения — в Москве МГТС, например, предлагает безлимитный интернет со скоростью 512 кбит/с по 111 руб. в месяц. В Санкт-Петербурге есть предложение 2 Мбит/с в районе 200 руб. в месяц.

Кроме того, как отмечают эксперты, продолжается конкуренция по широте спектра услуг. Triple-Play-провайдеры, которые могут реализовать все потребности клиента (ШПД, телефон, телевидение — кабельное, цифровое или даже IP TV) пакетными предложениями, будут побеждать в рыночной борьбе.

Региональные бизнесмены упустили возможность для продажи своих компаний

Как отмечает Владимир Романив, исполнительный директор ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» в г. Самаре, расчетный годовой объем корпоративного рынка в 2007 г. был порядка $15,9 млн, а в 2008 г. составит, по прогнозам, около $18 млн, соответственно, общий прирост будет около 13%. В ближайшей перспективе, как полагают опрошенные «ДК» эксперты, этот пирог будет переделен под натиском новых игроков. Во-первых, все активнее работают с конечными клиентами магистральные операторы. Раньше они поставляли интернет преимущественно провайдерам, теперь расширяют спектр заказчиков и начинают конкурировать со своими же клиентами-провайдерами. ТТК открыто объявил о выходе на рынок СМБ, в «Ростелекоме» сообщили, что с некоторыми корпоративными заказчиками работают уже давно, а сейчас расширяют распределительную сеть по Самаре. Ведут строительство городских сетей и такие операторы, как Orange Business Services и «Синтерра». Для магистральных провайдеров себестоимость доступа в интернет ниже, чем для локальных компаний. Соответственно, в конкурентных переговорах они обладают большей свободой для маневра. Кроме того, магистральные операторы имеют доступ к клиентской базе местных провайдеров — своих агентов и, вычислив наиболее платежеспособных клиентов, легко могут выйти на них напрямую.

Вторая тенденция — наметившаяся экспансия на корпоративный рынок ШПД мобильных операторов. Не только «Вымпелком» («Билайн»), но вся «большая тройка» предоставляет проводной доступ в интернет для юрлиц. МТС работает с корпоративными абонентами при поддержке проводного оператора «Комстар ОТС» (эта компания, как и МТС, входит в группу АФК «Система»). «МСС-Поволжье» (ТМ «МегаФон»), как сообщил коммерческий директор компании Алексей Тютин, оказывает услуги ШП-доступа с 2007 г. По Самарской области у «МСС-Поволжье» проложено 1115 км оптики (вдвое больше, чем у «Комстар ОТС», и лишь в полтора раз меньше, чем у «ВолгаТелекома»), кроме того, в Самаре установлено 60 базовых станций для беспроводного ШПД на технологии WiMAX, через них доступ в интернет предоставляется юрлицам. Конкурентных преимуществ у мобильных операторов перед обычными три — это возможности делать пакетные предложения услуг (корпоративные мобильные тарифы плюс проводная связь), совершать кросс-продажи и организовывать конвергентную связь (например, единый номер в фиксированной и мобильной связи, и VoIP).

Как полагает коммерческий директор ЗАО «Северен-Волга» Сергей Сидоров, в перспективе 1,5-2 лет магистральные провайдеры и мобильные операторы обязательно нарастят свои рыночные доли в ШПД для юрлиц: «Вопрос только в их активности и, соответственно, в размере доли, которую они заберут у традиционных провайдеров: 5, 10 или 50%».

Передел рынка снизит капитализацию местных провайдеров. Большинство из тех, кто еще не влился в федеральные компании (как «Пятый путь» и «Самара-Телеком»), уже вели переговоры о продаже: «Самтелеком» — с «Комстар ОТС», с ним же, по неофициальной информации, вышел на контакт и «АИСТ», «Самара-Интернет» постоянно работает над привлечением инвестора и т. д.

На ближайший период переговоры будут приостановлены — как полагает Сергей Сидоров, кризис ликвидности помешает сделкам по слиянию и поглощению. Соответственно, развиваться компании смогут только на собственные деньги, реинвестируя прибыль. Но когда финансовые рынки «устаканятся», может быть уже поздно — из-за потери доли рынка цена продажи региональных ШПД-провайдеров будет не сравнима с тем, сколько этот бизнес стоил, например, в начале 2008 г. По данным «ДК», провайдеров оценивают по размерам абонентской базы и качеству инфраструктуры (число волокон в оптических линиях, современность коммутаторов и т. д.). На массовом рынке провайдеров оценивают из расчета $500-1000 за абонента-физлицо.

Корпоративные провайдеры повоюют за бизнес-центры

Все офисные-центры в Самаре уже обеспечены доступом в интернет, то же самое можно сказать и о заводоуправлениях крупных предприятий. Однако около 50% клиентов по той или иной причине не удовлетворены получаемыми услугами и готовы рассматривать возможность смены оператора — к таким выводам пришли в компании ТТК по результатам собственного маркетингового исследования. Этим недовольством пользуются те компании, которые сейчас стараются увеличить свою долю на корпоративном рынке. Стоит отметить, что в большинстве случаев заходу в офис-центр второго-третьего провайдера препятствуют владельцы и менеджеры зданий. Они уже заключили договоры с одним из провайдеров и неформальные договоренности об эксклюзивном допуске. Екатерина Цвилева, руководитель отдела PR и маркетинговых коммуникаций Orange Business Services в России и СНГ: «На рынке коммерческой недвижимости в Самаре преобладают эксклюзивные контракты, в отличие от Москвы и Санкт-Петербурга, где управляющие компании бизнес-центров все чаще привлекают нескольких операторов». Один из экспертов рассказал «ДК» о том, что цена такого контракта в Самаре колеблется в диапазоне от 10 тыс. до 100 тыс. руб. единовременно, в зависимости от размеров здания и аппетитов его управляющего, либо ежемесячно 10-20% от выручки с подключенных клиентов. Кроме того, многие владельцы офисных центров открыли свои компании связи и получают дополнительный доход от обслуживания арендаторов. Чтобы обойти препятствие в виде эксклюзивных контрактов, конкурирующие компании выработали схему: заранее договариваются с одним из клиентов в здании, заключают договор, а затем направляют письменные требования владельцу здания. В этом случае он уже не может запретить размещение узла связи, так как это будет нарушением антимонопольного законодательства. После того как провайдер заводит свою сеть в здание, его сейлз-менеджеры начинают переговоры со всеми остальными арендаторами, предлагая им лучшие цены либо, если те не соглашаются на смену поставщика услуг, — организацию резервного канала интернет. Резервный канал часто приобретают банки и биржевики — все, кто сильно страдает от сбоев. Впрочем, доступ в здания нередко ограничен не столько желаниями его владельцев, сколько особенностями конструкции. Известный пример: когда интернет проводили в «Парк Хаус», монтажникам пришлось снимать натяжные потолки. В мебельном центре «Мягкофф» во многих секциях доступ в сеть осуществляется с помощью Wi-Fi, так как если сверлить отверстия под провода, кое-где могут обвалиться стены. Для этой технической проблемы провайдеры уже придумали решение: гендиректор «Самара-Интернет» Андрей Санников считает, что регулирующие органы должны обязать проектировщиков закладывать телекоммуникационные каналы в проект зданий. Так можно будет снять и вопрос с доступом нескольких операторов — к моменту сдачи объекта в эксплуатацию инфраструктура уже будет готова.

Владимир Романив отмечает, что корпоративные клиенты требуют все более полный комплекс услуг: не только интернет и телефонию, но и организацию защищенных каналов связи, объединение удаленных офисов в единую сеть, видеоконференции и прочее. Те компании, которые смогут удовлетворить все потребности, будут набирать долю рынка за счет клиентов тех игроков, которые закрывают только часть спектра.

цифры 
Число участников рынка в выданных лицензиях
320 - лицензий на телематические услуги связи
114 - лицензий на услуги связи передачи данных для целей передачи голосовой информации
257 - лицензий на услуги связи по передаче данных, за исключением передачи голосовой информации

320 - лицензий на телематические услуги связи 114 - лицензий на услуги связи передачи данных для целей передачи голосовой информации 257 - лицензий на услуги связи по передаче данных, за исключением передачи голосовой информации

Источник: управление «Россвязьнадзора», данные по Самарской области на сентябрь 2008 г.
 
 
 
мнение
 
В ближайшее время ожидать насыщения рынка не стоит

Виталий Клишин
директор самарского филиала ОАО «Волга- Телеком»:
— Сегодня рынок широкополосного доступа находится в фазе активного роста. По данным ВЦИОМ, опубликованным в сентябре, за последние три года популярность интернета в России выросла в два раза. Так, в 2005 г. этим источником информации пользовались чаще всего 10%, в 2006-м — 13%, а в нынешнем году — 20% россиян. Но и это немного. То есть около 80% еще не пользуются интернетом — вот потенциал роста рынка. Количество компьютеров в семьях, потребность в интернете и других современных технологиях обмена информацией в нашей стране постоянно увеличивается, поэтому и рынок в этих условиях тоже будет расти. Кроме этого, сейчас определенная доля населения еще пользуется устаревшим коммутируемым доступом, который их по каким-то причинам пока устраивает. При адекватном ценовом предложении эта часть пользователей тоже рано или поздно перейдет на широкополосный доступ. Поэтому, на мой взгляд, в ближайшее время ожидать насыщения рынка не стоит. Более того, я думаю, что конкуренция между провайдерами усилится, и выиграет тот, кто предложит пользователям услугу, сочетающую три критерия: устойчивое скоростное соединение, оперативную и качественную поддержку пользователей и оптимальный уровень цены.
 
В офисных центрах редко ждут с распростертыми объятиями

Сергей Сидоров
коммерческий директор ЗАО «Северен-Волга»:
— Обычно эксклюзивные контракты заключают застройщики, и к моменту сдачи построенного объекта в нем уже решены вопросы телефонии и интернета. И с застройщиком договориться действительно проблематично — для сдачи объекта второй провайдер ему просто не нужен. Но вот на этапе эксплуатации бизнес-центра, когда площади в нем уже распроданы или сданы в аренду, решить вопрос с управляющими компаниями легче. Конечно, на практике и в действующих офисных центрах тебя с распростертыми объятиями ждут редко — у всех уже налажены отношения с кем-либо из провайдеров.
Мы стараемся не идти напролом, а решать этот вопрос полюбовно, договариваясь сначала с клиентами, а после этого — с управляющими. Существующее законодательство не позволяет им препятствовать работе провайдера с его клиентами, так как это будет нарушением как закона о связи, так и антимонопольного законодательства. Так, как правило, и решаем вопрос. И в итоге выигрывают все — управляющие компании имеют свою выгоду от сотрудничества с нами, клиенты — свою в виде конкурентных тарифов и улучшения обслуживания.
 
 
детали
 
Инфраструктура телекоммуникационных компаний
Оптоволокно на стобах размещает большинство провайдеров, так как места в проводной канализации уже не осталось (там «ВолгаТелеком», «Самтелеком», «МСС-Поволжье» и др.).
Стоимость строительства ВОЛС на столбах — около $10 тыс. за км в городе.
Нагрузка на столбы в некоторых местах близка к предельной, и новые игроки не могут разместить там свои линии связи.
Узлы связи и трубостойки в зданиях размещают все провайдеры, работающие по технологии FttB.
Стоимость — $3-4 тыс. за дом.
Требуется разрешение ТСЖ (или сбор подписей жильцов), чтобы разместить оборудование.
Второй и третий провайдеры, которые начинают сверлить площадки под трубостойки, часто сталкивается с сопротивлением жителей.
Оптоволокно на стобах размещает большинство провайдеров, так как места в проводной канализации уже не осталось (там «ВолгаТелеком», «Самтелеком», «МСС-Поволжье» и др.). Стоимость строительства ВОЛС на столбах — около $10 тыс. за км в городе. Нагрузка на столбы в некоторых местах близка к предельной, и новые игроки не могут разместить там свои линии связи. Узлы связи и трубостойки в зданиях размещают все провайдеры, работающие по технологии FttB. Стоимость — $3-4 тыс. за дом. Требуется разрешение ТСЖ (или сбор подписей жильцов), чтобы разместить оборудование. Второй и третий провайдеры, которые начинают сверлить площадки под трубостойки, часто сталкивается с сопротивлением жителей.


Корпоратив пока не консолидирован

Корпоративный рынок ШПД в Самаре — мониторинг некоторых компаний

 

Компания
 
Рынок корпоративных пользователей
 
Доход январь‑май 2008 г., $ тыс.
 
Аб. база, тыс.
 
ARPU, $
 
«Волгателеком»
 
2212,4
 
5,7
 
79,5
 
«Эр‑Телеком»
 
617,0
 
0,8
 
163,8
 
«Самарасвязьинформ»
 
472,5
 
0,7
 
132,0
 
«Голден Телеком»
 
1464,3
 
1,6
 
183,0
 
«Телекоммуникационные сети» (ТМ «Теленет»)
 
75,3
 
0,3
 
66,9
 
«АИСТ» (Самара)
 
23,4
 
0,1
 
85,4
 
«Самара‑Интернет»
 
541,2
 
0,7
 
164,0
 
«Самтелеком»
 
359,8
 
0,5
 
138,0
 
«Пятый путь» (Effortel)
 
116,7
 
0,2
 
131,0
 
«Опти‑телеком»
 
1045,1
 
1,1
 
195,0
 
«Жигули‑Телеком»
 
600,8
 
0,8
 
178,0
 
Всего:
 
7559,8
 
13,4
 
113,3
 

Источник: исследование iKS-Consulting предоставлено ЗАО «Компания «ЭР-Телеком».
 
Термины:

ADSL (АДСЛ; англ. Asymmetric Digital Subscriber Line — «асимметричная цифровая абонентская линия») — модемная технология, которая преобразует стандартные телефонные аналоговые линии в линии высокоскоростного доступа в интернет. Нет необходимости прокладывать кабель до абонента, так как используются уже проложенные телефонные кабели, на которые устанавливаются сплиттеры для разделения сигнала на «телефонный» и «модемный».

FTTB (Fiber To THE Building) — оптика до здания (строения). Волоконно-оптические линии связи доводят до строения, а внутри распределение осуществляется медными проводами.
Самое читаемое
  • «Двигать тему». Как уральский предприниматель развивает Федерацию хапкидо в регионе«Двигать тему». Как уральский предприниматель развивает Федерацию хапкидо в регионе
  • Основатель «Жизньмарта» продал дом, чтобы расплатиться с партнером по бизнесуОснователь «Жизньмарта» продал дом, чтобы расплатиться с партнером по бизнесу
  • В дочерних структурах Сбера началась оптимизация ИТ-персоналаВ дочерних структурах Сбера началась оптимизация ИТ-персонала
  • В Уральской таможне отреагировали на закрытие пункта международного почтового обменаВ Уральской таможне отреагировали на закрытие пункта международного почтового обмена
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.