Обзор: Клининговые компании
Самарские клининговые компании в ценовой конкуренции проигрывают федеральным коллегам, поэтому основными преимуществами в борьбе за заказчика на рынке становятся комплексность предоставляемых услуг
эксперты
Виктор Бузуев
председатель совета директоров группы компаний «Объединенные Сервисные Системы»
Ольга Волокитина директор компании «Клининг Комфорт Самара»
Нина Капустина
директор компании «Дельфин»
Юрий Мартышин
директор филиала «СМАРТС-Самара-GSM»
Светлана Фрайганд
начальник службы содержания зданий компании «Мой город»
Николай Черезов
директор компании «Радник Сервисес Самара»
За счет чего местные игроки конкурируют с федеральными?
Каким образом самарские компании борются за клиента?
Ежегодно объем самарского рынка клининговых услуг растет примерно на 15-20%, в основном за счет появления новых крупных клиентов. По примерным оценкам участников рынка, объем сегмента только коммерческого клининга сегодня составляет около 150-210 млн руб. в год. Оценить объем сегмента бытового клининга эксперты не берутся, так как здесь заказы слишком рассредоточены, а также присутствует большое количество мелких игроков, часто работающих нелегально.
На рынке клининговых услуг в Самаре активно работает порядка 50 компаний. Основная доля заказов в коммерческом клининге приходится на 8 крупных компаний, в числе которых 3 местных игрока — «Объединенные Сервисные Системы», «Радник Сервисес Самара», «Ф-Индустрия» — и столичные «Ронова», «Чистый свет», «Кристанваль», «ОМС», «Корпус ГРУПП». При этом основной доход ведущим компаниям приносит несколько самых крупных объектов: для компании «Радник Сервисес Самара» основными партнерами являются Сбербанк, Волжская ГЭС; «Ф-Индустрия» работает с «МегаФоном»; «Самаранефтегаз», «Объединенные Сервисные Системы» — с «GM-АвтоВАЗ», Alcoa. Все крупные компании находятся примерно в одном диапазоне — явного лидера на самарском клининговом рынке нет, считает председатель совета директоров группы компаний «Объединенные Сервисные Системы» Виктор Бузуев.
Небольших игроков на самарском рынке около 40, кроме того, на нем существует большое количество фирм, зачастую даже не имеющих названия, специализирующихся на бытовом клининге. Это достаточно мелкие игроки, которые ежегодно выполняют довольно ограниченное количество заказов, но существуют за счет высокой — от 30% — экономической рентабельности этого направления.
Как отмечает директор компании «Дельфин» НинА КапустинА, рынок сегодня интенсивно развивается, у него есть перспективы роста: в Самаре строится много новых объектов, потребители услуг начинают проявлять больший интерес к долгосрочному обслуживанию. Однако при этом конкуренция на самарском рынке клининговых услуг достаточно жесткая, но основная борьба за клиента идет между компаниями одной «весовой категории». Так, крупные игроки борются между собой за значительные по объему долгосрочные заказы от больших компаний, на долю мелких игроков приходятся менее значительные работы: единовременная уборка офисов или постоянное обслуживание небольших самарских компаний. Хотя бывают и исключения: иногда победы на крупных тендерах достаются не очень крупным компаниям, которые сумели предложить более низкую цену, не заложив в нее практически никакой прибыли, в надежде закрепиться на определенном рынке и получить известного клиента. Например, 2 года назад в то время еще совсем молодая и неизвестная компания «Джани-Кинг» (Jani-King), работающая по франшизе, только появившись на рынке, выиграла тендер на обслуживание помещений сотовой компании «СМАРТС». Однако, как уточняет начальник службы содержания зданий компании «Мой город» Светлана ФРайганд, чаще всего небольшие компании занимаются одним видом клининга, например, бытовым, в такой организации может работать одна бригада из 5-6 человек — это свой небольшой бизнес. Из-за различного уровня компаний на рынке разнятся и цены на обслуживание: так, уборка квартиры в Самаре может стоить от 50 до 150 руб. за кв. м.
Жесткую конкуренцию на рынке обусловило сразу несколько факторов: во-первых, низкий порог вхождения — он составляет 150-200 тыс. руб. Во-вторых, кажущаяся легкость бизнеса и необязательность жесткой профессиональной подготовки. Все это привлекает на рынок новых игроков: ежегодно здесь появляется и исчезает около 10 компаний. В то же время увеличение спроса на услуги не приводит к значительному росту объемов рынка. Сегодня, как отмечает директор компании «Радник Сервисес Самара» Николай Черезов, осведомленность клиентов о клининге растет, но в большей степени за счет небольших компаний, располагающих некрупными по объему помещениями, — они начинают самостоятельно обращаться за услугами клинеров.
Таким образом, игроков на рынке становится больше, а новых действительно крупных заказов появляется немного, и это обостряет ценовую конкуренцию. Борьба за клиента на рынке привела к тому, что сегодня компании, занимающиеся коммерческим клинингом, вынуждены работать чуть ли не на нулевой марже, особенно если хотят получить крупного и интересного заказчика. Чаще всего они снижают стоимость своих услуг, чтобы выиграть крупный тендер, получить большой объем работ в определенной отрасли, а затем искать новых клиентов, привлекая их опытом работ в данном сегменте — например, офисных центров или промышленных помещений. Кроме того, выиграв крупный заказ, компания получает возможность апеллировать к имени уже имеющихся заказчиков. Виктор Бузуев поясняет: «Низкая цена сейчас является решающим фактором при выборе компании-партнера. Рентабельность падает и на сегодняшний день составляет не более 10%». Однако федеральные игроки еще больше снижают эту планку.
Николай Черезов подчеркивает, что, несмотря на присутствие на самарском рынке клининга крупных федеральных игроков, местные компании продолжают развиваться и утверждаться на нем и по-прежнему удерживают значительную его долю — этим ситуация в Самаре и отличается от положения в других регионах. Это во многом объясняется опытом, стажем работы самарских клинеров. Федеральные компании приходят вслед за крупными игроками и становятся заметными на рынке за счет объема обслуживаемых площадей. «Так, недавно на рынке появилась компания «Кристанваль», которая работает с «Ашаном». Насколько мне известно, у нее нет других объектов в работе», — рассказывает Николай Черезов.
Тем не менее Виктор Бузуев все же говорит об ужесточении конкуренции со стороны федералов: «Московским компаниям принадлежит около 30% самарского клинингового рынка. Конкуренция со стороны столичных компаний ощущается. Если раньше они приходили только для обслуживания московских торговых сетей, то сегодня стараются обосноваться на самарском рынке и подмять под себя обслуживание самарских торговых центров и сетей. С местными компаниями они конкурируют за счет привлечения дешевой иностранной рабочей силы и, соответственно, предлагают услуги с более низкой стоимостью, чем самарцы».
Самарским компаниям также интересны крупные объекты, с которыми работают федералы, однако пока они проигрывают конкурентную борьбу из-за того, что не могут сделать более выгодное предложение по цене на услуги.
Николай Черезов объясняет: «Федеральные компании в основном работают с клиентами, головные офисы которых находятся в Москве, — они предлагают им цену на 15% ниже обычной по рынку». По общему мнению участников рынка, у самарских компаний нет возможности конкурировать с федералами в стоимости услуг, даже объединившись между собой. Укрупняясь, увеличивая объем заказов, можно добиться значительных скидок на продукцию, необходимую для работы: чистящие средства, спецодежду, оборудование, однако большая часть расходов, которые несут клининговые компании, — это оплата труда рабочих. «Здесь сэкономить позволяют только «черные» схемы работы, заниматься которыми самарские компании себе не позволяют», — отмечает г-н Черезов. В таких условиях практически все значительные объекты московских компаний остаются за федеральными игроками. Иногда представители крупных торговых сетей заключают договоры на обслуживание и с самарскими компаниями, однако в дальнейшем вновь возвращаются к предлагающим более низкие цены москвичам. Так, например, компания «Перекресток» сменила более 5 партнеров, в числе которых были и самарские «Радник Сервисес Самара», «Клининг Эксперт», причем решающим фактором для отказа от сотрудничества была именно стоимость работ.
Участники рынка говорят о том, что изменить ситуацию на рынке сможет только принятие властями решения о более жестком контроле за деятельностью клининговых компаний. «Когда конкуренция ведется на другом уровне, в плане качества работ, технической оснащенности, знания местного рынка труда, самарские компании становятся для федералов очень опасными конкурентами», — резюмирует Николай Черезов.
Пока же клининговые компании ведут неценовую конкуренцию: с одной стороны, в поисках более выгодных клиентов они концентрируются на одном направлении, делая его ключевым и при этом расширяя свои возможности, с другой — увеличивают перечень предоставляемых услуг. Одним из интересных направлений для клининговых компаний стало обслуживание промышленных предприятий. Интерес к этому сегменту связан и с тем, что, по мнению экспертов, он еще свободен. В сфере торговой и офисной недвижимости все самые крупные заказчики уже известны и распределены, борьба идет жесткая. А вот владельцы промышленных объектов только начинают пользоваться услугами профессиональных клинеров, кроме того, заключая договор на уборку производственных помещений, компания получает сразу большие объемы работ. «Самарские компании уже сегодня стремятся занять свое место в этой нише, так, например, компания «Объединенные Сервисные Системы» в этом году объявила о своем решении сосредоточиться именно на предоставлении услуг крупным производственным предприятиям. Виктор Бузуев поясняет: «Нам интересен сервис на промышленных предприятиях. Этот рынок очень сложный и специфичный, поэтому на нем очень сложно удержаться. Для вхождения в него необходимы опыт работы на подобных объектах, высококвалифицированные специалисты, требуются большие вложения в профессиональное оборудование». Директор компании «Клининг Комфорт Самара» Ольга Волокитина поддерживает это мнение: «Для нас промышленный клининг очень интересен, в первую очередь в профессиональном плане, это как очередная ступень развития: для того, чтобы работать в этой сфере, необходимо постоянно совершенствоваться, искать новые технологии».
Компания «Радник Сервисес Самара», напротив, заявляет о том, что собирается расширять свою сферу деятельности и попробует занять еще одну нишу на рынке. «Бытовой клининг очень интересен с экономической точки зрения, его рентабельность гораздо выше, но для того, чтобы им заниматься, нам необходимо выделить его в отдельное направление, сформировать специальный отдел маркетинга, перенастроить кадровую службу, провести набор специалистов, все это потребует значительных усилий. Так что пока это только планы, но направление кажется нам достаточно интересным», — рассказывает г-н Черезов.
Но, пожалуй, наиболее интересными для клининговых компаний клиентами становятся девелопервы коммерческой недвижимости. Для того чтобы завладеть их вниманием и сформировать спрос на собственные услуги, компании идут на различные уловки: например, консультации, которые бесплатно предоставляются еще на этапе проектирования коммерческих зданий. Г-н Черезов рассказал, что они сами обращаются к строителям, рассказывают о том, как правильно оборудовать здание, чтобы в дальнейшем не возникло проблем с его очисткой, обслуживанием. «Не могу сказать, что сегодня к нашему мнению прислушиваются всегда — в 50% случаев наши рекомендации не выполняют, а потом приходят с проблемами: например, спроектирован стеклянный фасад, а крепления на крыше для крепления тросов альпинистов не предусмотрены — чистить его невозможно. Все это выливается в дополнительные траты для компаний».
Кроме того, самарские клининговые компании сегодня начали заниматься не имеющим прямого отношения к клинингу видом деятельности — обслуживанием зданий. Наличие такой услуги в портфеле компании — это тоже шаг к привлечению девелоперов, которым удобнее получить весь комплекс услуг — уборку здания и его техническую эксплуатацию — в одном месте. Одной из первых этим видом деятельности начала заниматься компания «Радник Сервисес Самара», теперь эту услугу предоставляют «Объединенные Сервисные Системы» и «Ф-Индустрия».
В целом эксперты прогнозируют, что конкуренция на рынке будет ужесточаться и в дальнейшем, однако в основном бороться за клиента компании будут, предоставляя ему широкий спектр сервисных услуг, полноценное и быстрое обслуживание. Николай Черезов отмечает, что в его компании сейчас работают над усовершенствованием логистического отдела, а именно расширением структуры складов, закупкой нового автотранспорта, что позволит сделать работу компании более оперативной. Виктор Бузуев поделился планами расширения сферы деятельности компании за счет выделения новых строительных подразделений, а также структуры, занимающейся непосредственно обслуживанием и ремонтом сложного промышленного оборудования. Небольшие клининговые компании заявляют о выделении новых отделов по обслуживанию различных направлений коммерческого клининга, а также об интересе к клинингу бытовому. Ольга Волокитина рассказывает, что в ее компании готовится к открытию сервисный центр по обслуживанию клинингового оборудования, где будет осуществляться ремонт профессиональной техники. «Также мы сейчас берем в лизинг спецтехнику для чистки дорог — это уникальные машины, которых пока нет в Самаре, — надеемся, что сможем заинтересовать своим предложением коммунальные службы города», — отмечает она. Нина Капустина, в свою очередь, предсказывает, что в дальнейшем преимущество на рынке получат компании, которые активно внедряют новые технологии, применяют новые средства. Кроме того, Виктор Бузуев отмечает, что в дальнейшем на рынке четко проявится тенденция к укрупнению компаний — крупные начнут скупать мелких, чтобы получить конкурентное преимущество в борьбе с федеральными игроками.
Коммерческий клининг — уборка и обслуживание юридических лиц — офисных центров, торговых площадей, производственных помещений.
Бытовой клининг — уборка и обслуживание частных заказчиков.
мнение
Привлечение профессиональных клинеров позволяет оптимизировать расходы на уборку
Юрий Мартышин
директор филиала «СМАРТС-Самара-GSM»
директор филиала «СМАРТС-Самара-GSM»
Сотрудничая с клининговой компанией постоянно, мы получаем все услуги в комплексе и можем позволить себе не думать о непрофильных видах деятельности. Мы занимаемся своим бизнесом и всегда знаем, кто отвечает за состояние нашего офиса.